Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях высокой степени износа значительной части зданий и сооружений, используемых в экономике и социальной сфере, а также жилых домов возникает необходимость увеличения масштабов и повышения эффективности инвестиционной деятельности региональных строительных комплексов. Анализ показывает, что строительный комплекс РФ обладает большой инвестиционной привлекательностью. Так, 2007 год стал беспрецедентным для РФ в плане активности темпов возведения новых объектов.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Всероссийской научной конференции «Мировая экономика в 21 веке. Проблемы и перспективы» (Уфа, 2004), Межрегиональной конференции «Развитие малоэтажного жилищного строительства в РФ. Проблемы и перспективы» (Уфа, 2007), Региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии в строительстве и подготовке отраслевых инженерных кадров» (Смоленск, 2008), а также на научных семинарах Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 9,1 п.л. Все работы написаны без соавторов.
Структура и объем работы.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 112 наименований и 4 приложений на 58 страницах. Диссертация содержит 140 страниц основного текста, 18 рисунков и 21 таблицу.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность решаемой научной задачи, цель и задачи исследования, определены предмет и объект диссертации, обоснована научная новизна, изложена практическая значимость, приведены данные об апробации и публикациях.
В первой главе «Анализ современных подходов к разработке региональных инвестиционных программ» приведена характеристика регионального строительного комплекса как объекта планирования инвестиционной деятельности, определены роль и место инвестиционной программы в управлении региональным строительным комплексом, раскрыта сущность процесса ее формирования.
Строительный комплекс является важной составляющей региональной экономики и определяет эффективность решения задач социально-экономического развития региона. В работе предложено рассматривать региональный строительный комплекс как совокупность производственных организаций и потребителей, характеризующихся тесными финансово-экономическими, организационными, технологическими и информационными связями для удовлетворения потребностей региона в различных строительных объектах и поддержании требуемого уровня их качества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона в условиях нестабильной инвестиционной среды.
Стратегия социально-экономического
развития региона разрабатывается
на основе результатов анализа
Проведенный обзор литературы позволил выявить, что в настоящее время по показателям роста объемов производства и продаж, уровню рентабельности строительство оставляет далеко позади многие секторы экономики, которые считаются привлекательными и перспективными для вложения капитала (таблица 1). За 2003-2007 гг. объем работ и продаж по строительному комплексу РФ возрос примерно в 3 раза. Общая стоимость реализуемых в строительстве инвестиционных проектов увеличилась почти в 2 раза. При этом развиваются и сами строительные организации. Так инвестиции в основной капитал на развитие их производственной базы за последние 5 лет выросли почти в 3,5 раза.
В диссертации рассмотрен процесс формирования инвестиционной программы регионального строительного комплекса. Особое внимание в работе уделено анализу инвестиционной среды, которая формируется под влиянием национальных и региональных факторов (рис. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности строительного комплекса РФ в 2003-2007 гг.
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Инвестиции в основной капитал на развитие производственной базы строительных организаций – в фактически действовавших ценах, млрд.руб. – в % от общего объема инвестиций |
102,2 5,6 |
123,1 5,6 |
172,7 6,0 |
288,4 7,6 |
399,8 8,1 |
Технологическая структура инвестиций в основной капитал, %, в том числе: – на строительно-монтажные работы |
49,6 |
46,1 |
45,7 |
45,5 |
46,9 |
– на оборудование, инструмент, инвентарь |
35,0 |
38,3 |
38,2 |
38,1 |
35,0 |
– на прочие капитальные работы и затраты |
15,4 |
15,6 |
16,1 |
16,4 |
18,1 |
Жилищный фонд млн.кв.м |
2787 |
2917 |
2955 |
3002 |
3058.3 |
Объем работ в строительстве, млрд.руб. – в процентах (в сопоставимых ценах) |
1042,7 112,8 |
1313,6 110,1 |
1754,4 113,2 |
2350,8 118,1 |
3293,3 118,2 |
Общая стоимость реализуемых в строительстве инвестиционных проектов, млрд. руб. |
8322,919 |
9788,370 |
10556,369 |
11739,754 |
15349,016 |
Источник: Росстат, www.gks.ru
В настоящее время наряду с проблемами ресурсного обеспечения строительных организаций и развития их материально-технической базы, сохраняются проблемы с выделением земельных участков под строительство. Высокая цена аренды или выкупа земельных участков; большие затраты на инженерную подготовку территорий; обременение застройщиков различными платежами на развитие инфраструктуры; высокие непроизводственные потери застройщиков на этапе подготовки строительства; рост цен на строительные материалы, изделия и конструкции; несовершенство нормативно-правовой базы ценообразования в строительстве и конкурсных процедур по выбору подрядчика или поставщика продукции; несовершенство правил индексации стоимости строительно-монтажных работ повышают себестоимость жилья и снижают эффективность деятельности строительных организаций. При сохранении данных тенденций уровень эффективности инвестиций строительных организаций будет снижаться.
С другой стороны, в условиях глобального финансового кризиса может снизиться приток капитала, в том числе на рынок недвижимости. Вышеперечисленные факторы оказывают непосредственное влияние, как на инвестиционную среду, так и на потенциал строительных организаций и должны приниматься во внимание при разработке инвестиционной программы регионального строительного комплекса.
Рис. 1. Факторы инвестиционной среды
регионального строительного
Во второй главе «Методические основы формирования и реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса» проведен анализ современного состояния и перспектив развития строительного комплекса Республики Башкортостан, разработаны финансово-экономический механизм управления формированием инвестиционной программы регионального строительного комплекса, а также организационный механизм ее реализации, сформирована система показателей оценки эффективности реализации инвестиционной программы.
Республика Башкортостан является одним наиболее развитых и инвестиционно-привлекательных регионов России, что подтверждается высокими оценками ведущих мировых рейтинговых агентств. Реализация Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года», объем финансирования которой составил 177,7 млрд. руб., признана на федеральном уровне одной из наиболее эффективных среди других подобных программ. Благоприятный инвестиционный климат, поддерживается нормативно-законодательной базой Республики Башкортостан.
Проведенный в работе анализ показал, что Башкортостан обладает мощным строительным комплексом, который во многом определяет ход решения социальных, экономических и технических задач развития отраслей экономики республики. За последние пять лет объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос в 1,9 раза. По данному показателю республика стабильно занимает 9-е место в Российской Федерации, выполняя 2,5-3% общероссийского объема подрядных работ, в Приволжском федеральном округе находится на 2-м месте. За 2005-2007 гг. государственную поддержку на улучшение жилищных условий в республике получили более 4500 молодых семей, их них 1476 – безвозмездные жилищные субсидии при рождении ребенка, 2171 – льготный кредит на строительство или приобретение жилья. В 2007 г. в республике за счет всех источников финансирования построено и сдано в эксплуатацию 1 856,0тыс.кв. м жилья. В расчете на 1000 человек населения ввод жилья составил 450 кв.м. По этому показателю республика занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.
Перспективы повышения инвестиционной привлекательности республики во многом определяются региональной социально-экономической политикой. В ходе диссертационного исследования были выявлены следующие направления развития региональной инвестиционной среды: совершенствование налогообложения на региональном уровне; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга и др.
Для повышения эффективности планирования инвестиционной деятельности строительных организаций и их партнеров в диссертации предложен финансово-экономический механизм управления формированием инвестиционной программы регионального строительного комплекса (рис. 2).
Рис. 2. Структура финансово-
Финансово-экономический механизм управления формированием инвестиционной программы регионального строительного комплекса представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления региональным строительным комплексом. Для характеристики данного механизма в диссертации использован методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение основных, вспомогательных и специализированных подсистем.
В работе показано, что при управлении формированием инвестиционной программы непосредственными объектами управления являются взаимосвязанные инвестиционные проекты, поддерживающие реализацию инвестиционной стратегии и политики региона. Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии строительного комплекса с его характеристиками, заданными на основе стратегии регионального развития.
Для эффективной реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса в диссертации предложен организационный механизм. С целью обеспечения функционирования данного механизма в сфере финансирования строительства жилья на основе привлечения внебюджетных средств, и, прежде всего средств населения, а также при непосредственном участии региональных органов власти должен быть создан координационно-инвестиционный Фонд (рис. 3).
Предлагаемый организационный механизм реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса позволяет использовать различные схемы сочетания централизованного и децентрализованного финансирования инвестиционных проектов. Централизованное финансирование осуществляется непосредственно Фондом, при этом приоритетными являются инвестиционные проекты, оказывающие существенное влияние на эффективность реализации стратегии социально-экономического развития региона, а также инвестиционные проекты антикризисного характера. Децентрализованное финансирование отдельных инвестиционных проектов осуществляется из различных источников при координирующей роли Фонда и направлено на решение локальных инвестиционных задач.
В связи с изменением законодательства в жилищной сфере, развитием ипотеки изменяются механизмы оказания помощи государством своим гражданам, поэтому Фонд должен разрабатывать и внедрять различные схемы финансирования жилищного строительства и создания благоприятных условий для реализации гражданам жилых помещений. Создание подобных институтов в немалой степени способствует улучшению состояния финансовой среды строительных организаций и конъюнктуры рынка жилья.
Предлагаемая координирующая структура – Фонд может быть инвестором строительства жилья в регионе, устанавливать цены на свое жилье, несколько ниже, чем они складываются на рынке. Тем самым, Фонд играет роль стабилизирующего звена на рынке недвижимости, создавая другим застройщикам условия, не позволяющие значительно завышать свои цены. Фонд способствует также стабилизации цен, благодаря увеличению предложения на рынке недвижимости.
Рис. 3. Организационный механизм реализации инвестиционной программы
регионального строительного комплекса
Фонд может оперировать как целевыми средствами федерального и регионального бюджетов, направленных на обеспечение квартирами нуждающихся согласно действующему законодательству, так и привлекать средства граждан и банков в ходе реализации ипотечного строительства. Фонд может приобретать квартиры на первичном и вторичном рынках, а также самостоятельно инвестировать средства в строительство новых домов и отдельных жилых микрорайонов. В результате Фонды подобного типа могут существенно облегчить реализацию финансовой стратегии всех участников, задействованных в процессе строительства и реализации недвижимости. Целевые средства федерального и регионального бюджетов на приобретение жилья направляются в Фонд для приобретения через него необходимого жилья, как на первичном, так и на вторичном рынке. Расходование данных средств идет под строгим контролем местных властей.
Информация о работе Механизм формирования и реализация инвестиционной программы