Механизм формирования и реализация инвестиционной программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях высокой степени износа значительной части зданий и сооружений, используемых в экономике и социальной сфере, а также жилых домов возникает необходимость увеличения масштабов и повышения эффективности инвестиционной деятельности региональных строительных комплексов. Анализ показывает, что строительный комплекс РФ обладает большой инвестиционной привлекательностью. Так, 2007 год стал беспрецедентным для РФ в плане активности темпов возведения новых объектов.

Файлы: 1 файл

Механизмы формирования и реализации инвестиционной программы рег.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

В диссертации для  оценки эффективности реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса предложена система показателей, включающая общие региональные и частные показатели (таблица 2).

Таблица 2

Показатели оценки эффекта  и эффективности инвестиционной программы регионального строительного комплекса

Группы показателей

Общие (регион)

Частные (предприятие)

Экономические

ВРП, износ зданий, ввод с действие промышленных объектов

Объем продаж, износ оборудования

Финансовые

Объем налоговых поступлений в  региональный бюджет, участие в национальных проектах (трансферты)

Показатели эффективности инвестиционных проектов

Социальные

Обеспеченность населения жильем, количество рабочих мест, состояние  жилищного фонда

Обеспеченность работников жильем, условия труда, уровень социального обеспечения

Инновационные

Доля инновационной продукции  в ВРП

% снижения себестоимости продукции в результате инноваций

Рыночные

Уровень конкурентоспособности региона

Доля рынка


 

В третьей главе  «Практическая реализация предложенных механизмов для формирования инвестиционной программы строительного комплекса Республики Башкортостан» предложена структура инвестиционной программы регионального строительного комплекса, разработана методика формирования координирующей структуры строительного комплекса Республики Башкортостан, приведены результаты использования предложенных механизмов для формирования и реализации его инвестиционной программы.

В диссертации предложена структура инвестиционной программы  регионального строительного комплекса, которая наряду со стандартными разделами подобного рода программ содержит корректировочные мероприятия, осуществляемые в случае обнаружения в ходе мониторинга отклонений показателей деятельности регионального строительного комплекса от запланированного уровня. В таблице 3 приведены возможные корректировочные мероприятия и ожидаемый эффект от их реализации.

Реализация указанных  мероприятий может осуществляться с использованием консолидированных резервных ресурсов координирующей структуры (Фонда), формируемых в соответствии с инвестиционной программой регионального строительного комплекса.

Таблица 3

Корректирующие мероприятия  региональной инвестиционной программы  строительного комплекса

Корректирующие мероприятия программы

Условия применения

Ожидаемый эффект

1. Перераспределение инвестиционных потоков между объектами инвестирования

Изменение структуры спроса

Повышение сбалансированности регионального строительного комплекса и улучшение эффективности предприятий, входящих в его состав

2. Изменение структуры источников инвестирования

Ухудшение показателей платежеспособности и ликвидности

Повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов

3. Изменение законодательной базы инвестиционной деятельности в регионе

Снижение эффективности инвестиционной деятельности

Улучшение регионального инвестиционного климата

4. Создание координирующих организационных структур (ассоциаций, центров, фондов, бирж, агентств и т.п.)

Дисбаланс показателей эффективности  по отдельным инвестиционным проектам

Повышение эффективности управления потоковыми процессами регионального строительного комплекса (материальными, финансовыми, информационными, сервисными)

5. Получение государственного заказа на проведение строительных работ в регионе

Снижение спроса

Повышение занятости и уровня загруженности производственных мощностей предприятий регионального строительного комплекса

6. Аутсорсинг

Снижение эффективности бизнес-процесов в региональном строительном комплексе

Повышение эффективности бизнес-процессов предприятий регионального строительного комплекса и сосредоточение ресурсов на бизнес-процессах, обеспечивающих им конкурентные преимущества в регионе и за его пределами

7. Географическая диверсификация рынков сбыта

Дисбаланс объемов производства и сбыта предприятий строительного комплекса

Стабилизация объемов производства и сбыта предприятий регионального строительного комплекса


 

В работе предложена методика формирования координирующей структуры  регионального строительного комплекса (Фонда), которая включает в себя следующие этапы:

1) установление контрактных отношений между Фондом и предприятиями строительного комплекса в форме разовых сделок, в т.ч. и долгосрочных;

2) осуществление Фондом  прямых инвестиций, образование  консорциумов (временных объединений  партнеров-участников, связанных между собой конфиденциальными соглашениями для достижения определенных целей);

3) реализация совместных  проектов на постоянной основе.

Основными функциями  Фонда являются:

– предоставление субсидий и займов на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках местного законодательства;

– предоставление займов молодым семьям в рамках местного законодательства;

– строительство (приобретение) жилья для предоставления льготным категориям граждан по договорам социального найма и переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

– инженерная подготовка площадок под строительство индивидуального  жилья;

– аккумулирование денежных и иных средств для удовлетворения потребностей региона в жилье  путем участия через уполномоченные банки в финансировании строительства и приобретении жилья, в т.ч. помощь в ипотечном строительстве;

– содействие формированию рынка жилья и его инфраструктуры, создание условий для формирования механизмов продажи жилья в кредит;

– финансирование инновационных  технологий строительства и производства строительных материалов;

– инвестирование средств  в развитие предприятий строительных материалов;

– оказание консультативной  помощи всем участникам формирования регионального рынка жилья по выбору способов и источников финансирования инвестиционных проектов;

– участие в организации  подготовки кадров для республиканского строительного комплекса.

Деятельность Фонда  контролируется региональными властями, которые, в свою очередь, оказывают  разнообразную поддержку региональному  строительному рынку через льготное налогообложение и иные законодательные акты. Строительные организации, реализующие различные схемы сотрудничества с финансовыми посредниками, получают преимущества по сравнению с конкурентами, что может выражаться в получении гарантированных заказов на строительство; получении инвестиционных ресурсов; выгодные цены и гарантии оплаты, что в определенной степени снижает неопределенность финансовых и рыночных условий деятельности. Фонд может способствовать развитию межотраслевой интеграции, создавая устойчивые хозяйственные связи между поставщиками и потребителями. Такая схема гарантирует поставки сырья, повышение уровня загрузки производственных мощностей, сбыт продукции.

Реализация предложенных механизмов формирования и реализации инвестиционной программы строительного комплекса в Республике Башкортостан была связана с формированием предложений по совершенствованию работы ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» в условиях глобального финансового кризиса. В таблице 4 приведены прогнозные показатели Фонда в результате реализации корректировочных антикризисных мероприятий инвестиционной программы.

Таблица 4

Прогнозные финансовые показатели ГУП «Фонд жилищного  строительства 

Республики Башкортостан»

Показатели

2007

2009 (прогноз)

Коэффициент текущей ликвидности 

3,8

3,0

Коэффициент общей платежеспособности

2,3

1,49

Рентабельность продаж

0,58

0,5


 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что построение региональных систем финансовой поддержки предприятий строительного комплекса на основе организации координирующей структуры (Фонда) позволяет, во-первых, облегчить процедуру анализа и планирования их деятельности, и, во-вторых, повысить эффективность реализации инвестиционной программы.

В заключении приведены основные результаты работы и предложения.

В приложениях представлены финансово-экономические показатели деятельности строительного комплекса Республики Башкортостан и ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», Положение об организационной структуре управления ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», инвестиционная программа и антикризисные корректировочные мероприятия деятельности ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», справка об использовании результатов диссертационной работы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Проведен организационно-экономический анализ состояния и тенденций развития предприятий строительного комплекса РФ и Республики Башкортостан, а также оценка основных методических подходов к организации процесса формирования инвестиционных программ регионов и инвестиционных процессов в строительном комплексе РФ, которые показали целесообразность разработки новых механизмов формирования и реализации инвестиционных программ регионального строительного комплекса.
  2. Дополнена трактовка понятия регионального строительного комплекса, учитывающая необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона в условиях нестабильной внешней среды, а также выявлены и классифицированы основные и дополнительные факторы инвестиционной среды, определяющие эффективность реализации инвестиционных проектов в строительстве. Это позволяет определить приоритетные направления инвестиционной деятельности на региональном уровне.
  3. Разработан финансово-экономический механизм управления формированием региональной инвестиционной программы строительного комплекса, который учитывает взаимосвязи субъектов управления (элементов регионального строительного комплекса) при распределении инвестиционных ресурсов. Указанный механизм позволяет координировать инвестиционные решения и реализовать системный подход к осуществлению инвестиционного процесса в регионе.
  4. Предложен организационный механизм реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса, который основан на использование различных схем сочетания централизованного и децентрализованного финансирования инвестиционных проектов, с учетом внешнего и внутреннего потенциала предприятий регионального строительного комплекса и региона в целом за счет организации координирующих структур. Это позволяет вырабатывать обоснованные рекомендации по созданию благоприятных условий для устойчивого функционирования регионального строительного комплекса.
  5. Сформирована дополненная система показателей оценки эффективности реализации инвестиционной программы регионального строительного комплекса, которая включает группы показателей, характеризующих влияние инвестиционной деятельности на функционирование отдельных предприятий, их потребителей и партнеров. Данная система показателей может использоваться координирующими структурами регионального строительного комплекса и региональными органами власти для рационализации структуры инвестиций в регионе.
  6. Обоснована предложенная структура инвестиционной программы регионального строительного комплекса, включающая разделы, содержащие мероприятия ее корректировки в условиях значительного изменения инвестиционной среды. Модификация известной структуры  инвестиционной программы  позволяет обеспечить ее гибкость на основе согласованности федеральных и региональных инвестиционных программ в области строительства с отдельными инвестиционными проектами, реализуемыми строительными организациями и их партнерами.
  7. Разработанные механизмы практически использованы в ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», что позволило повысить эффективность управления региональным строительным комплексом на основе создания координирующей структуры и реализации инвестиционной региональной инвестиционной программы.

Основные работы, опубликованные по теме диссертации

В журналах перечня  ВАК

1. Мансуров К.А. Основные направления  реализации региональных финансово-инвестиционных стратегий в жилищном строительстве // Интеграл – 2008 -№5- С. 78-79

2. Мансуров К.А. Стратегический анализ финансовой среды организаций жилищного строительства // Вестник Оренбургского государственного университета -2008 - №10- С. 82-85

В других изданиях

3. Мансуров К.И. Жилищная стратегия Башкортостана. Эффективность доказана// Национальные проекты - № 11(30)- С. 7-10

4. Мансуров К.А. Направления концентрической диверсификации инвестиционной деятельности крупных нефтяных компаний // Нефтегазовое дело – 2008-6 №2- С.177-180

5. Мансуров К.А. Механизмы процессно-ориентированного управления предприятиями промышленности строительных материалов - Уфа: Изд.-во «Нефтегазовое дело» – 2007 – 112 с. (монография)

6. Мансуров К.А. Механизмы процессно-ориентированного управления предприятиями промышленности строительных материалов - Уфа: Изд-во «Нефтегазовое дело» – 2006 – 42 с. (препринт)

7. Мансуров К.А.  Организационный механизм реализации инвестиционной программы развития регионального строительного комплекса // Инновационные технологии в строительстве и подготовке отраслевых инженерных кадров. Сб. тр. рег. науч. конф – Смоленск: РГОТУПС, 2008. - С. 39-43.

8. Мансуров К.А. Система показателей оценки эффективности инвестиционной политики развития регионального строительного комплекса // Инновационные технологии в строительстве и подготовке отраслевых инженерных кадров. Сб. тр. рег. науч. конф – Смоленск: РГОТУПС, 2008. - С. 44-48.

9. Мансуров К.А. // Анализ конкурентных условий функционирования предприятий промышленности строительных материалов Республики Башкортостан // Сб. тр. регион. научн. конф. «Мировая экономика в 21 веке. Проблемы и перспективы» - Уфа: УГНТУ, 2004.- С. 111-112. 

10. Мансуров К.А. О работе ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» по развитию малоэтажного домостроения // Сб. материалов межрегиональной конференции «Развитие малоэтажного жилищного строительства в РФ. Проблемы и перспективы» – Уфа, 2007. С. 28-31.


Информация о работе Механизм формирования и реализация инвестиционной программы