Механизм функционирования рынка ценных бумаг и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - ознакомление с важнейшими понятиями и видами ценных бумаг, выявить наиболее важные и закономерные процессы формирования портфеля ценных бумаг в России.
Задачей является изучение:
- теоретических аспектов развития и функционирования рынка ценных бумаг;
- особенностей рынка ценных бумаг РФ в различные периоды становления;
- способов регулирования рынка ценных бумаг в России.

Содержание работы

Введение
3
1.
Теоретические аспекты рынка ценных бумаг
5
1.1.
Основные понятия рынка ценных бумаг, его элементы и виды
5
1.2.
Инструменты рынка ценных бумаг
7
1.3.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг
12
2.
Анализ функционирования рынка ценных бумаг Российской Федерации
16
2.1.
Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ
16
2.2.
Перспективы развития рынка ценных бумаг России
23
2.3.
Анализ функционирования рынка ценных бумаг на различных этапах развития РФ
27
2.3.1.
Задача развития рынка ценных бумаг
27
2.3.2.
Показатели развития рынка ценных бумаг РФ в 2006-2008 годах
30
2.3.3.
Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России
35
3.
Рекомендации по совершенствованию рынка ценных бумаг в Российской Федерации
40
3.1.
Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг
40
3.2.
Формирование и продвижение положительного имиджа российского рынка ценных бумаг
45

Заключение
48

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_rynok_tsennykh_bumag_gotovaya.docx

— 97.60 Кб (Скачать файл)

     Пятый этап (с 17 августа 1998 г. по настоящее время)

     После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка ценных бумаг. К большому сожалению, мы не видим в настоящее время фундаментальных предпосылок для преодоления негативных последствий объявленного дефолта по внутренним обязательствам. Как уже было сказано, был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального развития рынка ценных бумаг и экономики в целом. В настоящее время в России нет безрисковых финансовых инструментов, гарантирующих получение прибыли.

     Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструментами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вложение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложения в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, перевели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».

 

2.2 Перспективы  развития рынка ценных бумаг  России

     В настоящий момент по различным причинам нет четкой стратегической программы развития рынка ценных бумаг РФ. К глубокому сожалению, это плохо. Мы приглашаем инвесторов как прямых, так и портфельных, но при этом не говорим, что их ждет через год-два в нашей стране. Мало того, мы не гарантируем им сохранность их капиталов, защиту их инвестиционных интересов наравне с отечественными инвесторами и т.д., и потом удивляемся, что к нам никто не идет, забывая при этом, что венчурный капитал инвестируется минимум на 12 месяцев, а прямые инвестиции инвестируются как минимум на 10 лет. Благодаря резкому повышению мировых цен на нефть и значительному сокращению импорта за счет девальвации национальной валюты мы имеем за 1999 г. значительное положительное внешнеторговое сальдо, рост производства и ВВП. Это то, не многое, что в настоящий момент привлекает венчурный капитал в Россию. Рост ВВП и производства, без значительного положительного внешнеторгового сальдо не так привлекателен для инвесторов. Мало получить прибыль, ее необходимо конвертировать вместе с основным капиталом и беспрепятственно вывести из страны, а для этого в государстве должны быть необходимые запасы валютных ресурсов. В случае снижения положительного внешнеторгового баланса страны по различным причинам (падение цен на энергоресурсы, увеличение импорта, выплата внешнего долга и т.д.), мы можем вновь получить значительную девальвацию рубля, резкое падение цен на все финансовые инструменты и бегство капитала.

     Мировой инвестиционный капитал имеет приблизительно следующую структуру инвестирования (рис. 1).

     Рисунок 1 - Структура мирового инвестиционного капитала [10, с. 100]

     По различным причинам инвестиции в Россию в основном состоят из мирового венчурного капитала. До 17 августа 1998 года, по нашему мнению, в Россию направлялось не более 5% мирового венчурного капитала и распределение внутри страны было следующим (рис. 2).

     Рисунок 2 - Структура распределения мирового венчурного капитала внутри РФ[10, с. 101]

     Предполагаем, что в настоящее время структура осталась приблизительно такой же, но теперь вместо 100% общих инвестиций не более 20%, да и они уже не могут быть объективно распределены по степени риска. Также произошло перераспределение инвестиций между государственными ценными бумагами и корпоративными акциями и облигациями в пользу последних.

     Если раньше портфельные инвесторы открывали длинные позиции со сроком более года, то теперь при любой отрицательной информации относительно экономического и политического будущего России они будут уходить с рынка, что в свою очередь, будет вызывать резкие колебания курса ценных бумаг.

Стратегически многие экономисты считают, что для экономического роста государства инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь - единственный:

Инвестор -> Прямые инвестиции -> Экономический рост

     Считаем, что когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересовано в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала:

Инвестор -> Государственные ЦБ -> Прямые инвестиции

     Государственные ценные бумаги в этом случае в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты экономики (рис. 3).

     Доходность рублевых государственных ценных бумаг в этом случае не должна превышать 10-20% в СКВ (6,5% - «нормальная» ставка дохода, плюс 6,5-13,5% премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е. при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении доходности - выкупать.

     Рисунок 3 - Возможное направление инвестиционных средств в РФ [10, с. 103]

Предприятия, а может быть и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, будут впоследствии частично приватизированы. Денежные средства от приватизации будут направлены на погашение государственных ценных бумаг.

     Этот вариант предусматривает вмешательство государства в большей степени, нежели сейчас, и многие экономисты скажут, что это возврат к директивной экономике. Но нам кажется, что в настоящий момент без этого не обойтись. (Конечно, можно начинать развитие с феодального строя или ждать, пока мелкий бизнес лет через 10 станет средним бизнесом, а еще через 20 лет появятся деньги для покупки технологий и средств производства, правда, если государство не заберет эти деньги раньше).

     Для дальнейшего развития рынка ценных бумаг вне зависимости от выбранной стратегии, на наш взгляд, необходимо предпринять следующие важные шаги:

1. Усовершенствовать  законодательную базу. Нужны гарантии для инвесторов о неизменности первоначальных условий, особенно в сфере прямых инвестиций.

2. Ввести  налоговое стимулирование инвестиций. Например, для отраслей, которые являются стратегическими для России, необходимо создавать определенные благоприятные условия. В США на инвестиции, связанные с коммунальным хозяйством, установлены льготы по налогообложению при получении дохода по данному виду бизнеса. Следует также стимулировать долгосрочные инвестиции со сроком инвестирования более одного года. В США ставка налога на прибыль различается относительно времени, в течение которого инвестор держал купленные ценные бумаги (до шести месяцев и более шести месяцев).

3. Пересмотреть  решения от 17 августа. Признать ошибку и рассчитаться с инвесторами, несмотря на финансовые трудности в настоящее время.

4. Ввести  частную собственность на землю. В настоящее время есть банки, у которых есть свободные финансовые ресурсы, а, с другой стороны, - предприятия, нуждающиеся в увеличении оборотного капитала, но у которых часто отсутствует предмет залога. Земля могла бы быть этим залогом. Споры о том, что сначала необходимо сделать: узаконить продажу земли, а потом создавать финансовые структуры, обслуживающие данный процесс, или наоборот, являются несостоятельными.

5. Необходимо воздействовать  на основной фундаментальный  фактор привлекательности корпоративных  акций с точки зрения вложения  средств - соотношение «сумма выплаченного  дивиденда/рыночная стоимость акции», т.е. для увеличения рыночной стоимости акции какого-либо предприятия необходимо:

  • выплачивать дивиденды,
  • сумма выплат должна быть по возможности больше.

     В этих целях необходимо:

  • Создать экономические условия для того, чтобы все предприятия, получающие фактическую прибыль, показывали ее. В настоящий момент из 100 организаций, имеющих прибыль, показывают ее не более 30%, а значительно занижают ее - более 80%. Ставку налога на прибыль целесообразно установить в размере 5-10%.
  • Создать экономические условия, стимулирующие предприятия выплачивать дивиденды. Предусмотреть дополнительные льготы для организаций, выплачивающих дивиденды.

     В результате резко повысится спрос на корпоративные акции, возрастет капитализация компаний, и у предприятий появятся дополнительные возможности для привлечения инвестиций на более выгодных условиях (дополнительная эмиссия акций, размещение облигаций и др.), т.е. более активно заработают портфельные инвестиции.

     Для компенсации краткосрочного снижения налоговых поступлений за счет уменьшения ставки по некоторым налогам достаточно будет продать несколько пакетов акций, принадлежащих государству (в настоящий момент более 60% акций, принадлежащих государству, неликвиды).

     Предполагаем, что после изменения налоговых ставок, капитализация в среднем вырастет от 5 до 25 раз, и на фондовый рынок вернутся инвесторы, в большей мере отечественные.

     Необходимо перестать носить «воду в решете». Если правительству удастся уменьшить незаконную утечку капитала хотя бы на 50%, то в годовом исчислении резервы ЦБ могут увеличиться как минимум на 5 млрд. долларов. Действия могут быть различными, вплоть до того, что на каждые 100-200 миллионов долларов импорта «посадить» по одному контролеру из ЦБ. Считаем, что для государства это будет один из наиболее рентабельных видов бизнеса, с точки зрения затраты/доход.

 

2.3 Анализ функционирования  рынка ценных бумаг на различных  этапах развития РФ

2.3.1 Задача развития  рынка ценных бумаг

     Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее - Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.

     К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

     В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

     Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.

     Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

Информация о работе Механизм функционирования рынка ценных бумаг и его особенности в России