Механизм преодоления инвестиционного кризиса и перспективы роста белорусской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я пыталася объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделала попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики РБ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Инвестиции, их виды и роль в развитии национальной экономики……..5
2. Механизм развития инвестиционного процесса………………………....24
3. Инвестиционная политика Беларуси по преодолению экономического кризиса и восстановлению макроэкономического равновесия……………32
Заключение…………………………………………………………………….41

Список используемых источников…………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Механизм преодоления инвестиционного кризиса и перспективы роста белорусской экономики.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Инвестиционные товары, как  и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического  капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и  оборотный капитал, научно-техническая  продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой  является способность приносить  доход. [7, c. 62]

Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно  обращаться на инвестиционном рынке. В  странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми  обязательствами или свидетельствами  о вложении капитала, дающими право  на присвоение дохода (долговыми и  долевыми ценными бумагами). Обращаясь  на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.

Структура инвестиционного  рынка.

Обособление реального и  финансового капиталов лежит  в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционного  рынка: первичного - в форме оборота  реального капитала и вторичного - в форме обращения опосредствующих  перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве  возникает инновационный сегмент  инвестиционного рынка, связанный  с вложениями в определенные виды реальных нематериальных активов - научно-техническую  продукцию, интеллектуальный потенциал.

Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает  сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования

Исходя из этого инвестиционный рынок может рассматриваться  как совокупность рынков объектов реального  и финансового инвестирования. В  свою очередь рынок объектов реального  инвестирования включает рынок капитальных  вложений, недвижимого имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования - фондовый рынок, денежный рынок и  др.

Для четкого установления цели и выбора долгосрочных ориентиров большое значение имеет вопрос о  стадиях инвестиционного процесса. Единства взглядов по этому вопросу  не достигнуто. Например, под инвестиционным процессом объектов строительства понимается процесс создания основных фондов и производственных мощностей — от разработки их технико-экономических параметров к полному достижению проектных показателей. В таком понимании инвестиционный процесс состоит из трех последовательных стадий: научно проектной подготовки, строительства и освоения проектных потужностей. Каждая из них предусматривает несколько этапов. Да, после принятия решения о необходимости сооружения предприятия или какого-то другого объекта как производственного, так и непроизводственного назначение, начинается стадия подготовки инвестиционного процеса, исходным пунктом которого возможны капитальные вложения. Подготовка строительства ведется в таких основных направлениях, как исследование и разработка технических и технологических параметров и решений, выполнения проектно-поисковых работ и разработка проекта как будущей модели объекта, подготовка рабочих кадров, материально-техническая подготовка запланированного строительства. На стадии научных исследований и проектно-поисковых работ есть наибольшие резервы для повышения эффективности не только инвестиционной деятельности, но и всего процесса расширенного воссоздания. В стадию строительства входит инженерная подготовка строительного производства, непосредственно сооружение объекта, предпусковой и пусковой периоды. Завершает инвестиционный процесс объектов строительства стадия освоения их проектных мощностей. Очень важной по значению и влиянием на качество и эффективность конечных результатов является стадия подготовки инвестиционного процесса, которая, однако, недостаточно освещенная в научных источниках, особенно в Украине. Инвестиционные процесс и цикл проходят через одни и те же стадии и этапы. Однако в отличие от инвестиционного процесса как непрерывного процесса реализации капитальных вложений, которая отображает суть расширенного воссоздания основных фондов, инвестиционный цикл — это индивидуальное обращение капитальных вложений. Он является органической клеточкой процесса расширенного воссоздания основных фондов, и это обстоятельство наиболее полно характеризует экономическое, организационное и технологическое единство инвестиционного цикла в строительстве. Динамику инвестиционных процессов следует рассматривать в разных аспектах — часовом, пространственном, материальном и стоимостном. Каждый из этих аспектов раскрывает определенные особенности инвестиционного процесса, но общим для всех является последовательное движение стоимости и круговорот капитала, создания новой потребительской стоимости объединения и превращения продуктов каждой стадии инвестиционного процесса. Результаты научно-исследовательских и экспериментально-конструкторских работ совмещаются с архитектурными, технологическими, конструкторскими и другими проектными решениями и воплощаются в проектно-сметной документации. В свою очередь на стадии строительства проект при участии строительной техники, конструкций, материалов и изделий превращается в готовый объект, который, пройдя стадию освоения, выпускает нужную народному хозяйству и населению продукцию или удовлетворяет общественные или личные потребности. При этом результат лишь одной стадии сам по себе или невозможен без использования результатов других стадий (проект без научных разработок, сводки объекта без проекта, освоение без сооружения), или не имеют потребительской стоимости. Этот аргумент также подтверждает единство всех стадий инвестиционного процесса.

 

 3. Инвестиционная политика Беларуси по преодолению экономического кризиса и восстановлению макроэкономического равновесия

В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)

Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов.

Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным  инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.

Республика Беларусь гарантирует  соблюдение законных прав и интересов  иностранных инвесторов и создаваемых  с их участием предприятий. [2]

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут  быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены  либо взяты или подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности  либо контроля или существенного  преимущества его инвестиций (далее - принудительное отчуждение), кроме  как по приговору или решению  суда, а также по мотивам общественной необходимости (в случаях стихийных  бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер). При соблюдении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимости  отчужденного имущества. Своевременность компенсации означает, что она должна выплачиваться без задержки, а адекватность означает, что она должна быть равной фактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент, непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения или его публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место ранее, а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период от даты принудительного отчуждения (или его публичного объявления) до даты фактической выплаты компенсации.

Эффективность компенсации  означает, что она может переводиться за границу без ограничений. За перевод  суммы компенсации за границу  налоги и другие удержания не взимаются.

Убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с  иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются  органом, принявшим решение о  принудительном отчуждении.

Компенсация определяется и  выплачивается в валюте, в которой  были произведены первоначальные инвестиции, или, если первоначальные инвестиции были произведены в натуре, - в любой  иностранной валюте, которую принимает  иностранный инвестор. По желанию  инвестора компенсационные средства могут быть направлены на счет инвестора  в иностранном банке. [11]

Инвестиционную политику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения  дохода в виде разницы между ценой  приобретения активов и их последующей  реализацией по более высокой  цене, и инвестиции с целью получения дохода в виде процентов, дивидендов или прибыли.

При планировании инвестиции в зависимости от источников финансирования сопоставляются расходы по привлечению  средств и доходы от инвестиций. При этом учитывается риск утраты инвестиционного капитала или доходов  от него, а также степень ликвидности  приобретаемого актива.

Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:

- недвижимое имущество,  в том числе предприятие как  имущественный комплекс;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются:

- инвесторы (заказчики);

- подрядчики (исполнители  работ);

- пользователи объектов  инвестиционной деятельности;

- юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации);

- граждане Республики  Беларусь;

- иностранные юридические  и физические лица, государства  и международные организации.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

- создание юридического  лица;

- приобретение имущества  или имущественных прав, а именно:

- доли в уставном фонде  юридического лица;

- недвижимости;

- ценных бумаг;

- концессий;

- оборудования и других  основных средств;

Если рассматривать экономическую  политику правительства в период зарождения кризиса, можно отметить ,что она направлена на выполнение формальных прогнозных показателей, а  не на нейтрализацию рисков попадания  в рецессию и даже в депрессию. Слепо следовать планам, утвержденным в ситуации быстрого экономического роста и иной фазы бизнес цикла (бума), контрпродуктивно и опасно. Акцент на государственную собственность  и инвестиции, жесткие торговые ограничения, мягкую монетарную политику при высокой  инфляции и искусственном снижении стоимости кредита, перераспределение  через бюджет более 50% ВВП при  низком качестве государственного управления – все эти факторы предопределили попадание Беларуси в острый финансовый и структурный кризис. Большие  объемы капитала «заморожены» и вообще не вовлечены в коммерческий оборот. Стремительно растут долги банков и  предприятий. Более 1млн. белорусов  вынуждено было уехать из страны на заработки за границу. Объем упущенной  выгоды из-за недополученных инвестиций, неразмещенных на территории Беларуси производств, невовлечения отечественного бизнеса в научно-технологические, производственные цепочки ежегодно превышает $3млрд. Определенный запас прочности белорусской социально-экономической модели объясняется наличием следующих факторов:

·  энергетический грант от России в среднегодовом объеме ~15% ВВП;

·  благоприятная внешнеэкономическая коңюнктура на основные товары белорусского экспорта (минеральные продукты, металлы, удобрения, химические товары, средства транспорта);

·  привилегированный вход на российский рынок белорусских товаров по сравнению с товарами из других стран;

·  включение белорусских производителей в программы и проекты государственного заказа России;

·  наличие большого объема свободных кредитных и инвестиционных средств на мировом рынке;

·  большая степень совпадения бизнес цикла региона и Беларуси.

В IV квартале 2008г. и в 2009г. ускорилась эрозия многих из вышеперечисленных факторов. К 2011г. ликвидирован энергетический грант России по природному газу и нефти. Резко ухудшилась внешнеэкономическая коңюнктура на основные товары белорусского экспорта. Требуется адекватная, быстрая адаптация экономической политики Беларуси к новым реалиям. Истощение внутренних резервов экономического роста при неблагоприятной внешней коңюнктуре ставит перед Беларусью новые вызовы. Официальная статистика не отражает скорости происходящих явлений. За 10 месяцев 2008г. ВВП вырос на 10,7%.Годовая инфляция в 2008г. превысит 15%. Банковская система работает в режиме отрицательной ставки рефинансирования Национального банка. Если за 10 месяцев 2008г. розничный товарооборот увеличился на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007г., то в октябре падение составило 3,8% по сравнению с предыдущим месяцем. В октябре 2008г. началось падение объемов производства в черной металлургии. Сократился выпуск макаронных изделий, мотоциклов, минеральных удобрений, телевизоров, тракторов, растительного масла, бензина.

С августа 2008г. ускоряется тенденция  падения объемов валютной выручки, в том числе у таких предприятий, как «Беларуськалий», борисовский  «Автогидроусилитель», гродненский  «Белкард», «Амкодор», МТЗ, Минский  моторный завод, БМЗ и другие. Резко  участились случаи остановки предприятий, в том числе «БАТЭ», «Автогидроусилитель», «Резинотехника», Гомельский химический завод, Добрушский маслозавод. За 10 месяцев 2008г. запасы готовой продукции выросли  на 43,2%. Чистый спрос населения на иностранную валюту в ноябре 2008 превысил $300 млн. против $100 млн. в октябре 2008г. В ноябре на торгах БВФБ чистый спрос  на доллары США составил $567,4 млн. Инвестиционная деятельность органов  государственной власти также характеризуется  чрезвычайно низким качеством. По данным Национального банка только 33% от общего объема долгосрочных кредитов были использованы на инвестиционные цели. Около 51% инвестиционных кредитов шло на строительство жилья, таким  образом, только 14% долгосрочных заимствований  предназначалось для пополнения основных фондов предприятий. [9, c. 44]

Стратегическая цель инвестиционной политики Республики Беларусь состоит  в мобилизации и эффективном  использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных  приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Приоритетом инвестиционной политики станет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу  и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими  технологиями экспортной и импортозамещающей  направленности.

В сельском хозяйстве инвестиционные ресурсы будут направляться на развитие агрогородков, создание высокоэффективных  и экологически чистых технологий производства продуктов питания, реконструкцию  и модернизацию предприятий по переработке  сельскохозяйственного сырья с  использованием современных технологий.

Будет обеспечиваться четкое разграничение инвестиционных обязательств государства между органами исполнительной власти республики и регионов. Доля инвестиций из республиканского бюджета  постепенно будет уменьшаться, а  роль инвестиций, направляемых из средств  местных органов власти, увеличиваться.

В число приоритетных направлений инвестирования в 2011 – 2016 годах входит развитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг: телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых и др.

Рост инвестиций будет  обеспечен в основном за счет собственных  средств юридических лиц и  домашних хозяйств. Для увеличения собственного инвестиционного потенциала предусматривается совершенствование  механизмов стимулирования использования  амортизационных отчислений и капитализируемой прибыли. Потребуется дальнейшее увеличение кредитования инвестиционной деятельности банковской системой, в том числе за счет привлечения банками внешнего капитала.

С учетом инвестиционной политики государства, ориентированной на внутренние финансовые ресурсы, особое внимание будет  уделено организации бизнес-планирования на уровне субъектов хозяйствования, повышению качества разработки и  оценки бизнес-планов, подготовке специалистов в этой сфере. Это позволит вовлечь  субъекты хозяйствования республики в  единый инвестиционный процесс, даст возможность  выявить дополнительные внутренние резервы коммерческих организаций, повысит результативность использования  собственных средств и привлекаемых кредитов банков на цели инвестирования.

Важную роль в увеличении объемов инвестиций будет играть трансформация частных сбережений в инвестиционный капитал. Она будет  проводиться путем непосредственного  направления доходов населения  на строительство жилья, создание и  развитие собственного дела (например, в сфере услуг и ремесленничества), а также на покупку ценных бумаг, увеличение депозитов граждан и  средств негосударственных пенсионных фондов как основы для кредитования инвестиционных проектов и программ. [4, c. 100]

Информация о работе Механизм преодоления инвестиционного кризиса и перспективы роста белорусской экономики