Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Инвестиционный процесс - сложное, многоуровневое и многогранное явление, представляет собой главную движущую силу экономики, материализующую передовые достижения научно-технического прогресса. Замораживание на крайне низком уровне инвестиционного процесса в производственной сфере, в условиях значительного физического и морального износа основных фондов, как это имеет место в современной России, означает индустриализацию страны со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. Речь идет не о движении вперед в направлении постиндустриального общества, а об отбрасывании назад, в доиндустриальную эпоху.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы инвестиционных процессов…………………………5
1.1. Инвестиции: сущность, источники, виды…………………………………..5
1.2. Показатели эффективности инвестиционного проекта (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта...13
2. Значение инвестиций для развития экономики России…………………….19
2.1. Особенности инвестиционного процесса в России……………………….19
2.2. Итоги инвестиционных процессов в настоящие время…………………..22
2.3. Механизм управления инвестиционными процессами в РФ: законодательные основы…………………………………………………………………..25
3. Перспективы стимулирования и активации инвестиционной деятельности в России…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Особое положение
занимает московский регион, не обладающий
природными ресурсами не только
для монополизации производства в масштабах
России, но и ресурсозависимый по всем
видам продукции естественных монополий.
При этом уровень инвестиционной активности
этого региона многократно выше производственной
активности (не отличающейся по ее состоянию
от общей картины в остальных регионах).
Показатели инвестиционного “перегрева”
в этом регионе в основном объясняются
высоким оборотом “фиктивных” инвестиций,
из которых лишь малая часть оседает в
реальном секторе экономики. Физическое
наполнение этого инвестиционного оборота
свидетельствует о том, что реальная инвестиционная
активность г. Москвы в 2 раза ниже “видимой”,
а Московской области — в 3 раза ниже. “Фиктивная”
часть инвестиционного оборота образуется
за счет концентрации в этом регионе (кроме
бюджетных средств) банковского капитала;
институтов фондового рынка, внебюджетных
фондов, страховых и пенсионных фондов
федерального уровня, пока не склонных
к инвестированию производства. Необходимо
отметить, что концентрация инвестиций
в регионах с монополистическим производством
приводит к постоянному росту в этих регионах
доли “фиктивных” инвестиций (по принципу:
“деньги к деньгам”), (от 30 до 50%), что является
источником возрастания рисков инвестиций
в них, и тем самым инициирует “перегрев”
инвестиционного климата. В процессе развития
общего финансово-экономического кризиса
в стране спад в деловой и инвестиционной
деятельности регионов оказался неравнозначным.
В определенном смысле ситуация в регионах
явилась географической калькой экономического
состояния отраслей и производств; в независимости
от их производственно-
Роль государства в качестве субъекта активизации инвестиционного процесса видится в двух плоскостях. Во-первых, незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора предполагает активное участие государства в этом процессе, с акцентом на формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также развитие их конкурентоспособности. Важнейшим звеном экономической и инвестиционной стратегии государства уже стало признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Государство в последние годы активно участвует в процессе формирования государственных холдингов в авиакосмической, судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, в нефтяном секторе.
Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
2.2. Итоги
инвестиционных процессов в
Главная трудность экономических преобразований в нынешних условиях заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов. Это делает недоступными долгосрочные кредиты. Вложения в реальный сектор из-за высокого риска непривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов. Число созданных в стране предприятий с иностранными инвестициями измерялось многими тысячами. Но абсолютное их большинство располагало незначительными средствами - в среднем на одно предприятие несколько тысяч долларов. Они были заняты в сфере нематериального производства: посреднические операции, торговля, маркетинг.
Без активизации
инвестиционной деятельности невозможен
подъем промышленного и
В результате проведенного
анализа инвестиционного
- инвестиционный процесс за годы рыночных реформ характеризуется его значительным сокращением в 4-5 раз в реальном секторе экономики, а также его сильнейшей деформацией, выразившейся в переориентации движения денежных средств из сферы производства в разного рода спекулятивно-посреднические сделки;
- на порядок
сократились инвестиции в
- отсутствуют
положительные сдвиги в
а) значительная недогрузка производственных мощностей;
б) замораживание ввода в действие новых основных производственных фондов на крайне низкой отметке, вплоть до отсутствия ввода ряда важнейших видов машин и оборудования;
в) достижение критической точки износа основных фондов в производственной сфере;
г) почти двукратное постарение машин и оборудования;
- замораживание реальных инвестиций привело к сокращению на порядок востребованности в экономике страны ее инновационного потенциала, в том числе огромного задела НИОКР двойного назначения в ВПК.
- сопоставление
уровня рентабельности
2.3. Механизм управления инвестиционными процессами в РФ: законодательные основы
В целом механизм управления следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления и реализации региональной инвестиционной стратегии включает в себя следующие структурные элементы:
-цели управления, трансформированные в критерии управления (количественный аналог целей);
-факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);
-методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей);
-ресурсы управления
(материально-технические,
Следует отметить, что механизм управления региональной инвестиционной стратегии есть часть региональной инвестиционной системы, которая включает в себя также инвестиционные объекты и субъекты. Поэтому механизм, в свою очередь, не содержит в себе объектов и субъектов инвестиционных отношений, однако его содержание определяется спецификой всех структурных элементов инвестиционной системы. Основополагающим началом формирования механизма управления региональной инвестиционной стратегии служат конкретные объекты и субъекты управления. Объекты воздействия региональных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования региональной инвестиционной стратегии.
Административные методы управленческого воздействия базируются на силе и авторитете органов власти, не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, включают весь комплекс принятия нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих правовые условия деятельности субъектов региональной инвестиционной системы. К группе административных методов относятся:
- принятие законодательных актов, нормативных положений, касающихся регулирования инвестиционной деятельности в регионе;
- управление федеральной и региональной собственностью, в том числе управление унитарными предприятиями госсектора;
- установление
обязательных требований к
- установление
правил государственной регистр
- региональный заказ;
- лицензирование
определенных видов деятельност
- установление правил приватизации;
- защита прав
и законных интересов
- установление
ответственности субъектов
- разработка и реализация региональных инвестиционных программ и др.
Система обеспечения функционирования механизма состоит из следующих элементов: нормативно-правовое обеспечение, правовое регулирование инвестиционных процессов в регионе.
Основополагающими
правовыми актами регулирования в системе
привлечения и осуществления инвестиций являются:
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней [3]:
1) законодательные акты: конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации;
2) подзаконные акты: указы Президента РФ; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов РФ; ведомственные акты; постановления и решения органов местного самоуправления;
3) локальные, представленные
системой актов индивидуального характера: различные административные
акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-
Нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития территории: «Об инвестиционной деятельности»; «О бюджете развития»; «О залоговом фонде»; «О науке и инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации» и другие.
На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфинов РФ и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в РФ принципах проектного анализа.
Примером методического обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне, являются положения «О реестре инвестиционных проектов», «О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов» и пр.
К специализированным структурам федерального уровня можно отнести: Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ; Центральный банк РФ; Российский банк реконструкции и развития; Российский фонд федерального имущества; Министерство финансов РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству; Государственную инвестиционную корпорацию и др.
На уровне субъектов Федерации наблюдается большое разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития; агентство содействия инвестициям; фонд государственных гарантий инвестиционных проектов; внебюджетный фонд науки и технологического развития; региональный фонд развития; залоговый фонд; региональный координационный совет по инвестициям и другие.
Информация о работе Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности