Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Инвестиционный процесс - сложное, многоуровневое и многогранное явление, представляет собой главную движущую силу экономики, материализующую передовые достижения научно-технического прогресса. Замораживание на крайне низком уровне инвестиционного процесса в производственной сфере, в условиях значительного физического и морального износа основных фондов, как это имеет место в современной России, означает индустриализацию страны со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями. Речь идет не о движении вперед в направлении постиндустриального общества, а об отбрасывании назад, в доиндустриальную эпоху.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы инвестиционных процессов…………………………5
1.1. Инвестиции: сущность, источники, виды…………………………………..5
1.2. Показатели эффективности инвестиционного проекта (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта...13
2. Значение инвестиций для развития экономики России…………………….19
2.1. Особенности инвестиционного процесса в России……………………….19
2.2. Итоги инвестиционных процессов в настоящие время…………………..22
2.3. Механизм управления инвестиционными процессами в РФ: законодательные основы…………………………………………………………………..25
3. Перспективы стимулирования и активации инвестиционной деятельности в России…………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

инвестиции 1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Особое положение  занимает московский регион, не обладающий природными ресурсами не только для монополизации производства в масштабах России, но и ресурсозависимый по всем видам продукции естественных монополий. При этом уровень инвестиционной активности этого региона многократно выше производственной активности (не отличающейся по ее состоянию от общей картины в остальных регионах). Показатели инвестиционного “перегрева” в этом регионе в основном объясняются высоким оборотом “фиктивных” инвестиций, из которых лишь малая часть оседает в реальном секторе экономики. Физическое наполнение этого инвестиционного оборота свидетельствует о том, что реальная инвестиционная активность г. Москвы в 2 раза ниже “видимой”, а Московской области — в 3 раза ниже. “Фиктивная” часть инвестиционного оборота образуется за счет концентрации в этом регионе (кроме бюджетных средств) банковского капитала; институтов фондового рынка, внебюджетных фондов, страховых и пенсионных фондов федерального уровня, пока не склонных к инвестированию производства. Необходимо отметить, что концентрация инвестиций в регионах с монополистическим производством приводит к постоянному росту в этих регионах доли “фиктивных” инвестиций (по принципу: “деньги к деньгам”), (от 30 до 50%), что является источником возрастания рисков инвестиций в них, и тем самым инициирует “перегрев” инвестиционного климата. В процессе развития общего финансово-экономического кризиса в стране спад в деловой и инвестиционной деятельности регионов оказался неравнозначным. В определенном смысле ситуация в регионах явилась географической калькой экономического состояния отраслей и производств; в независимости от их производственно-технологического потенциала и емкости инвестиционного рынка.

Роль государства  в качестве субъекта активизации  инвестиционного процесса видится  в двух плоскостях. Во-первых, незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора предполагает активное участие государства в этом процессе, с акцентом на формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также развитие их конкурентоспособности. Важнейшим звеном экономической и инвестиционной стратегии государства уже стало признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Государство в последние годы активно участвует в процессе формирования государственных холдингов в авиакосмической, судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, в нефтяном секторе.

Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

 

2.2. Итоги  инвестиционных процессов в настоящее  время

Главная трудность  экономических преобразований в  нынешних условиях заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов. Это делает недоступными долгосрочные кредиты. Вложения в реальный сектор из-за высокого риска непривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов. Число созданных в стране предприятий с иностранными инвестициями измерялось многими тысячами. Но абсолютное их большинство располагало незначительными средствами - в среднем на одно предприятие несколько тысяч долларов. Они были заняты в сфере нематериального производства: посреднические операции, торговля, маркетинг.

Без активизации  инвестиционной деятельности невозможен подъем промышленного и сельскохозяйственного  производства, экономики в целом. В этой сфере спад проявляется особенно остро. Развитие рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость постоянного корректирования государственного регулирования инвестиционных процессов. Необходимо заметить, что эффективное регулирование возможно лишь при рассмотрении проблемы инвестиций с различных точек зрения. С одной стороны, следует рассматривать инвестиции с позиций процесса, объекта, структуры. С другой стороны, процесс инвестирования - система отношений по формированию и реализации спроса и предложения на инвестиционный ресурс, причем государственная инвестиционная политика является основным инструментом их стимулирования.

В результате проведенного анализа инвестиционного процесса в современной российской экономике, используя данные Росстата за ряд лет, пришли к следующим выводам:

- инвестиционный процесс за годы рыночных реформ характеризуется его значительным сокращением в 4-5 раз в реальном секторе экономики, а также его сильнейшей деформацией, выразившейся в переориентации движения денежных средств из сферы производства в разного рода спекулятивно-посреднические сделки;

- на порядок  сократились инвестиции в воспроизводство  человеческого капитала, что выразилось  в резком сокращении реальной  заработной платы работников; непомерно высокой доле численности населения с денежными доходами ниже прожиточного; значительным сокращением потребляемых населением продуктов питания; почти двукратным сокращением объемов жилищного строительства; свертывании в существенной мере системы бесплатного образования и здравоохранения; реальной угрозе для большинства населения оказаться за порогом бедности; распространении массовой безработицы; в стране на порядок сократилась потребность в квалифицированном производительном труде (включая и интеллектуальный труд), а его вознаграждение многократно занижено; в целом среди основной массы населения распространилась психология апатии, отсутствия перспективы в будущем. В результате сокращения инвестиций в воспроизводство человеческого капитала Россия вступила на путь демографической катастрофы: численность населения РФ, не смотря на его весьма значительное пополнение за счет мигрантов из бывших союзных республик сократилось. Именно продолжительность жизни человека является главным, результирующим показателем успешности или неудачи социально-экономического развития страны, проводимых реформ. Если имеющаяся демографическая динамика сохранится, то к 2050 году население РФ составит порядка 80 млн. человек, с очень большой долей пенсионеров. Такое население не сможет контролировать геополитическое пространство России – следствие – распад страны, сопровождаемый экономическим, политическим, военным и экологическим геноцидом населения.

- отсутствуют  положительные сдвиги в технологической  структуре инвестиций. При этом наблюдается:

а) значительная недогрузка производственных мощностей;

б) замораживание  ввода в действие новых основных производственных фондов на крайне низкой отметке, вплоть до отсутствия ввода  ряда важнейших видов машин и оборудования;

в) достижение критической точки износа основных фондов в производственной сфере;

г) почти двукратное постарение машин и оборудования;

- замораживание  реальных инвестиций привело  к сокращению на порядок востребованности в экономике страны ее инновационного потенциала, в том числе огромного задела НИОКР двойного назначения в ВПК.

- сопоставление  уровня рентабельности производственных  предприятий с уровнями инфляции, банковских процентов по кредитам и по депозитам показывает, что в современной РФ само существование реального сектора экономики, тем более инвестиции в его развитие являются не выгодными в финансовом отношении.

2.3. Механизм управления инвестиционными процессами в РФ:   законодательные основы

В целом механизм управления следует рассматривать как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления и реализации региональной инвестиционной стратегии включает в себя следующие структурные элементы:

-цели управления, трансформированные в критерии  управления (количественный аналог целей);

-факторы управления (элементы объекта управления  и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);

-методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей);

-ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).

Следует отметить, что механизм управления региональной инвестиционной стратегии есть часть региональной инвестиционной системы, которая включает в себя также инвестиционные объекты и субъекты. Поэтому механизм, в свою очередь, не содержит в себе объектов и субъектов инвестиционных отношений, однако его содержание определяется спецификой всех структурных элементов инвестиционной системы. Основополагающим началом формирования механизма управления региональной инвестиционной стратегии служат конкретные объекты и субъекты управления. Объекты воздействия региональных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования региональной инвестиционной стратегии.

Административные методы управленческого воздействия базируются на силе и авторитете органов власти, не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, включают весь комплекс принятия нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих правовые условия деятельности субъектов региональной инвестиционной системы. К группе административных методов относятся:

- принятие законодательных  актов, нормативных положений,  касающихся регулирования инвестиционной деятельности в регионе;

- управление  федеральной и региональной собственностью, в том числе управление унитарными предприятиями госсектора;

- установление  обязательных требований к субъектам  региональной инвестиционной системы  по достижению ими однозначно  определенных параметров хозяйственной деятельности (например, минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.);

- установление  правил государственной регистрации предпринимателей, совершения ими хозяйственных операций;

- региональный  заказ;

- лицензирование  определенных видов деятельности;

- установление  правил приватизации;

- защита прав  и законных интересов субъектов  инвестиционной деятельности;

- установление  ответственности субъектов инвестиционной  деятельности за правонарушения, предусмотренные законодательством;

- разработка и реализация региональных инвестиционных программ и др.

Система обеспечения  функционирования механизма состоит  из следующих элементов: нормативно-правовое обеспечение,  правовое регулирование инвестиционных процессов в регионе.

Основополагающими правовыми актами регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ ; Федеральный закон «О защите законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ ; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ ; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральной закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ; Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ ; Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ и другие.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней [3]:

1) законодательные акты: конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации;

2) подзаконные акты: указы Президента РФ; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов РФ; ведомственные акты; постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного права, гражданского и трудового права РФ).

Нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов РФ должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития территории: «Об инвестиционной деятельности»; «О бюджете развития»; «О залоговом фонде»; «О науке и инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации» и другие.

На государственном  уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики РФ, Минфинов РФ и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в РФ принципах проектного анализа.

Примером методического  обеспечения, разрабатываемого на региональном уровне, являются положения «О реестре инвестиционных проектов», «О порядке проведения экспертизы инвестиционных проектов» и пр.

К специализированным структурам федерального уровня можно  отнести: Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ; Центральный банк РФ; Российский банк реконструкции и развития; Российский фонд федерального имущества; Министерство финансов РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству; Государственную инвестиционную корпорацию и др.

На уровне субъектов  Федерации наблюдается большое  разнообразие специализированных организационных структур, в компетенцию которых входит регулирование региональных инвестиционных процессов. К их числу можно отнести: фонд реализации программ развития; агентство содействия инвестициям; фонд государственных гарантий инвестиционных проектов; внебюджетный фонд науки и технологического развития; региональный фонд развития; залоговый фонд; региональный координационный совет по инвестициям и другие.

Информация о работе Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности