Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выступает изучение такой формы организации рынка как естественная монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;
рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;
изучить естественные монополии и их место в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Причины возникновения и особенности функционирования
естественных монополий………………………………………………….......5
2. Методы регулирования деятельности естественных
монополий: зарубежный опыт……………………………………………….13
2.1. Общие направления государственного регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......13
2.2. Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси……..16
2.3. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......20
3. Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь……..22
3.1. Особенности естественных монополий в Беларуси……………………22
3.2. Анализ и последствия деятельности естественных монополий……....24
3.3. Основные показатели естественных монополий в РБ………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВОдддддд ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса,
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью [1, с.356].

“Минусы”:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
  • возможность блокировать технический прогресс,
  • возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает [2].

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.

 

В качестве вывода выделим: естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства.

 Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями.

Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.

Одной из особенностей естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Рассмотрев баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). Стало видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Разрешить существующие противоречия общество может  регулированием естественной монополии.

 

 

 

2. Методы регулирования деятельности естественных

     монополий: зарубежный опыт                                                                                                    

         2.1 Общие направления государственного регулирования естественных

                монополий

Регулирование целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг, и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование следует направить на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке.

Основными задачами экономической политики в сфере регулирования являются:

  • совершенствование системы ценообразования на основе ее    поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования конкурентных рынков.
  • организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности.
  • регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере.
  • придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе.
  • создание нормативной базы регулирования на локальных рынках и системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровней.
  • определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий [8, с. 147-148].

В Законе Республики Беларусь" О естественных монополиях" от         16 декабря 2002 г. №162-3 мы можем видеть следующее.

Статьи 7 и 8 гласят:

"Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

  • гласности и открытости методов государственного регулирования;
  • адресности государственного регулирования, его направленности   на конкретный субъект естественной монополии;
  • обеспечения защиты прав потребителей [10].

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

  • регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, которое осуществляется посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения;
  • определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.
  • Определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и уполномоченными им республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами." [10]

Однако направления, государственного регулирования естественных монополий для каждой отрасли несколько отличаются. Рассмотрим каждую из отраслей.

Электроэнергетика.

Основным направлением деятельности правительства должно быть формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием государственного регулирования услуг естественных монополий в электроэнергетике (передача и распределение электрической и тепловой энергии). В этих целях предусмотрены создание единой нормативной и правовой базы, разработка мер государственного воздействия для привлечения инвестиций в электроэнергетику, развитие системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей. Важно принять меры по совершенствованию противо - затратного механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Газовая промышленность и газоснабжение.

Государственное регулирование естественных монополий в отрасли целесообразно осуществлять с учетом сохранения в среднесрочном периоде организационно-производственного единства, способствуя созданию выгодных условий для привлечения отечественного иностранного капитала в строительство новых газовых трубопроводов.

Связь.

В целях развития конкуренции и стимулирования появления предпосылок для эффективного функционирования предприятии связи предполагается демонополизация объектов, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания. Целесообразно осуществление поэтапного сближения тарифов на одноименные услуги по категориям потребителей.

Железнодорожный транспорт.

Необходимо принять комплекс мер по реформированию исторически сложившейся системы управления и эксплуатации железнодорожного транспорта и повышению его эффективности[8, с. 150-151].

             2.2 Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси

Как же происходит регулирование естественных монополий в нашей стране? Чтобы узнать об этом, следует обратиться к официальным данным.

Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (ИПМ) совместно с Немецкой экономической группой (GET) в Беларуси провели мониторинг инфраструктуры Беларуси (МИБ). По результатам этого мониторинга авторы пришли к выводу, что "Естественные монополии Беларуси нужно реформировать, иначе они не будут работать эффективно".

Мониторинг представляет собой анализ изменений в 4 секторах инфраструктуры — в железнодорожном транспорте, дорожном хозяйстве и автомобильном транспорте, электроэнергетике и газовом секторе (о последнем мы поговорим подробнее).

Авторы мониторинга, фокусируют внимание на трех основных областях реформ: коммерциализации и приватизации, реформе тарифной политики и регулирующих и институциональных изменениях. Пока существенного прогресса в реформировании данных секторов не достигнуто, констатируют они. Более того, традиционное отношение к предприятиям инфраструктуры как государственным привело к тому, что реформы данного сектора практически не коснулись.

Некоторые положительные тенденции по результатам прошлого года авторы мониторинга отметили в энергетическом и газовом секторах. Однако для того чтобы предприятия этих отраслей могли работать стабильно и эффективно, нужно идти дальше — реформировать естественные монополии.

Примером можно взять газовую отрасль в Беларуси. Газовый сектор Беларуси представлен газотранспортным предприятием ОАО "Белтрансгаз" (отвечает за транспортировку газа в Беларусь и транзит газа за ее пределы) и госконцерном "Белтопгаз" (занимается распределением и продажами газа конечным потребителям внутри страны). Транспортировка и распределение газа белорусским потребителям выглядит так. Сначала "Газпром" или независимые российские поставщики поставляют газ "Белтрансгазу", а затем "Белтрансгаз" отпускает его концерну "Белтопгаз". После чего областные сбытовые предприятия концерна (облгазы) осуществляют распределение и сбыт газа конечным потребителям и населению.

Цена газа на всех этапах формируется по методу "издержки плюс": к закупочной цене газа на территории страны "Белтрансгаз" добавляет 20-25%, а затраты, прибыль и налоги концерна "Белтопгаз" составляют еще 20-25%. В результате население покрывает затраты на 150%

Пытаясь снизить затраты национальных производителей за счет использования дешевого российского газа, Беларусь увеличила долю потребления газа в топливно-энергетическом балансе страны с 43% в 1990 г. до 79% в 2003 г. Сейчас газ для производства электроэнергии используют 95-97% электростанций концерна "Белэнерго".

Велика роль газа и в промышленном секторе. Самые крупные потребители газа, такие, как "ГродноАзот", могилевское "Химволокно", "Нафтан", являются крупнейшими экспортерами и налогоплательщиками. Нехватка газа для страны означает не только нежелательные экономические последствия, но несет и политические угрозы: 90 городов из 104 и 57 поселков городского типа из 110 отапливаются газом.

Газ играет одну из определяющих ролей в белорусской экономике и поэтому очень важно правильно осуществлять регулирование этой отрасли. Вот что постановили авторы исследования на этот счет.

В последние годы в Беларуси был достигнут значительный прогресс в области покрытия затрат газовых предприятий за счет тарифов для предприятий и населения. Однако для стабильной работы предприятий газового сектора этого явно недостаточно.

Нужны реформы в сфере функционирования отрасли. Ибо только более гибкая организация газового сектора будет способствовать привлечению инвестиций, стимулировать снижение издержек и поможет приспособиться в перспективе к новым, более высоким ценам на российский газ.

Первый шаг в этом направлении — совершенствование процедуры установления тарифов путем разделения тарифа на транспортировку и сбыт газа внутри системы концерна "Белтопгаз".

Вторым шагом должно стать создание независимого регулирующего органа с компетенцией определения цен на газ для потребителей. Это станет первым элементом системы контроля ("сдержек и противовесов") того уровня цен, при котором, по мнению газовых компаний, покрываются затраты.

Кроме того, для стимулирования мотивации и роста эффективности регулирующий орган должен изменить нынешний подход в формировании тарифов "издержки плюс" на метод "ценового потолка". Этот третий шаг означает, что регулирующий орган вместо нормативов затрат и прибыли для транспортных и сбытовых компаний установит для них максимальную цену, которая и явится стимулом для снижения затрат и увеличения прибыли.

Информация о работе Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь