Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 14:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение такой формы организации рынка как естественная монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;
рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;
изучить естественные монополии и их место в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Причины возникновения и особенности функционирования
естественных монополий………………………………………………….......5
2. Методы регулирования деятельности естественных
монополий: зарубежный опыт……………………………………………….13
2.1. Общие направления государственного регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......13
2.2. Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси……..16
2.3. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......20
3. Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь……..22
3.1. Особенности естественных монополий в Беларуси……………………22
3.2. Анализ и последствия деятельности естественных монополий……....24
3.3. Основные показатели естественных монополий в РБ………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....32
Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).
“Плюсы”:
“Минусы”:
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает [2].
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.
В качестве вывода выделим: естественная монополия — тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства.
Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями.
Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.
Одной из особенностей естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Рассмотрев баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). Стало видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Разрешить существующие противоречия общество может регулированием естественной монополии.
2. Методы регулирования деятельности естественных
монополий: зарубежный опыт
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных
монополий
Регулирование целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг, и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование следует направить на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке.
Основными задачами экономической политики в сфере регулирования являются:
В Законе Республики Беларусь" О естественных монополиях" от 16 декабря 2002 г. №162-3 мы можем видеть следующее.
Статьи 7 и 8 гласят:
"Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:
Однако направления, государственного регулирования естественных монополий для каждой отрасли несколько отличаются. Рассмотрим каждую из отраслей.
Электроэнергетика.
Основным направлением деятельности правительства должно быть формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием государственного регулирования услуг естественных монополий в электроэнергетике (передача и распределение электрической и тепловой энергии). В этих целях предусмотрены создание единой нормативной и правовой базы, разработка мер государственного воздействия для привлечения инвестиций в электроэнергетику, развитие системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей. Важно принять меры по совершенствованию противо - затратного механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Газовая промышленность и газоснабжение.
Государственное регулирование естественных монополий в отрасли целесообразно
осуществлять с учетом сохранения в среднесрочном
периоде организационно-
Связь.
В целях развития конкуренции и стимулирования появления предпосылок для эффективного функционирования предприятии связи предполагается демонополизация объектов, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания. Целесообразно осуществление поэтапного сближения тарифов на одноименные услуги по категориям потребителей.
Железнодорожный транспорт.
Необходимо принять комплекс мер по реформированию исторически сложившейся системы управления и эксплуатации железнодорожного транспорта и повышению его эффективности[8, с. 150-151].
2.2 Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси
Как же происходит регулирование естественных монополий в нашей стране? Чтобы узнать об этом, следует обратиться к официальным данным.
Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (ИПМ) совместно с Немецкой экономической группой (GET) в Беларуси провели мониторинг инфраструктуры Беларуси (МИБ). По результатам этого мониторинга авторы пришли к выводу, что "Естественные монополии Беларуси нужно реформировать, иначе они не будут работать эффективно".
Мониторинг представляет собой анализ изменений в 4 секторах инфраструктуры — в железнодорожном транспорте, дорожном хозяйстве и автомобильном транспорте, электроэнергетике и газовом секторе (о последнем мы поговорим подробнее).
Авторы мониторинга, фокусируют внимание на трех основных областях реформ: коммерциализации и приватизации, реформе тарифной политики и регулирующих и институциональных изменениях. Пока существенного прогресса в реформировании данных секторов не достигнуто, констатируют они. Более того, традиционное отношение к предприятиям инфраструктуры как государственным привело к тому, что реформы данного сектора практически не коснулись.
Некоторые положительные тенденции по результатам прошлого года авторы мониторинга отметили в энергетическом и газовом секторах. Однако для того чтобы предприятия этих отраслей могли работать стабильно и эффективно, нужно идти дальше — реформировать естественные монополии.
Примером можно взять газовую отрасль в Беларуси. Газовый сектор Беларуси представлен газотранспортным предприятием ОАО "Белтрансгаз" (отвечает за транспортировку газа в Беларусь и транзит газа за ее пределы) и госконцерном "Белтопгаз" (занимается распределением и продажами газа конечным потребителям внутри страны). Транспортировка и распределение газа белорусским потребителям выглядит так. Сначала "Газпром" или независимые российские поставщики поставляют газ "Белтрансгазу", а затем "Белтрансгаз" отпускает его концерну "Белтопгаз". После чего областные сбытовые предприятия концерна (облгазы) осуществляют распределение и сбыт газа конечным потребителям и населению.
Цена газа на всех этапах формируется по методу "издержки плюс": к закупочной цене газа на территории страны "Белтрансгаз" добавляет 20-25%, а затраты, прибыль и налоги концерна "Белтопгаз" составляют еще 20-25%. В результате население покрывает затраты на 150%
Пытаясь снизить затраты национальных производителей за счет использования дешевого российского газа, Беларусь увеличила долю потребления газа в топливно-энергетическом балансе страны с 43% в 1990 г. до 79% в 2003 г. Сейчас газ для производства электроэнергии используют 95-97% электростанций концерна "Белэнерго".
Велика роль газа и в промышленном секторе. Самые крупные потребители газа, такие, как "ГродноАзот", могилевское "Химволокно", "Нафтан", являются крупнейшими экспортерами и налогоплательщиками. Нехватка газа для страны означает не только нежелательные экономические последствия, но несет и политические угрозы: 90 городов из 104 и 57 поселков городского типа из 110 отапливаются газом.
Газ играет одну из определяющих ролей в белорусской экономике и поэтому очень важно правильно осуществлять регулирование этой отрасли. Вот что постановили авторы исследования на этот счет.
В последние годы в Беларуси был достигнут значительный прогресс в области покрытия затрат газовых предприятий за счет тарифов для предприятий и населения. Однако для стабильной работы предприятий газового сектора этого явно недостаточно.
Нужны реформы в сфере функционирования отрасли. Ибо только более гибкая организация газового сектора будет способствовать привлечению инвестиций, стимулировать снижение издержек и поможет приспособиться в перспективе к новым, более высоким ценам на российский газ.
Первый шаг в этом направлении — совершенствование процедуры установления тарифов путем разделения тарифа на транспортировку и сбыт газа внутри системы концерна "Белтопгаз".
Вторым шагом должно стать создание независимого регулирующего органа с компетенцией определения цен на газ для потребителей. Это станет первым элементом системы контроля ("сдержек и противовесов") того уровня цен, при котором, по мнению газовых компаний, покрываются затраты.
Кроме того, для стимулирования мотивации и роста эффективности регулирующий орган должен изменить нынешний подход в формировании тарифов "издержки плюс" на метод "ценового потолка". Этот третий шаг означает, что регулирующий орган вместо нормативов затрат и прибыли для транспортных и сбытовых компаний установит для них максимальную цену, которая и явится стимулом для снижения затрат и увеличения прибыли.
Информация о работе Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь