Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выступает изучение такой формы организации рынка как естественная монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;
рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;
изучить естественные монополии и их место в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Причины возникновения и особенности функционирования
естественных монополий………………………………………………….......5
2. Методы регулирования деятельности естественных
монополий: зарубежный опыт……………………………………………….13
2.1. Общие направления государственного регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......13
2.2. Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси……..16
2.3. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......20
3. Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь……..22
3.1. Особенности естественных монополий в Беларуси……………………22
3.2. Анализ и последствия деятельности естественных монополий……....24
3.3. Основные показатели естественных монополий в РБ………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....32

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВОдддддд ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, необходимо отделить функции сбыта и распределения газа путем разделения концерна "Белтопгаз" на предприятие, владеющее распределительной сетью, и предприятие, непосредственно продающее газ конечным потребителям. Это внесет элементы конкуренции в газовый сектор, в том числе и за счет предоставления доступа к распределительным сетям потенциальным конкурентам по транспортировке и продажам газа [4].

Говоря о проблемах регулирования естественных монополий в нашей стране, стоит сказать, что

  • проблемой регулирования естественных монополий является повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях, которые принадлежат естественным монополиям.
  • Ещё одной, и самой острой проблемой для нашей страны является тесная связь государственного регулирования монополий и создания конкуренции на не монопольных рынках. Для решения этой проблемы нужно сделать упор на совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции. Для нашей страны это актуально, и на данный момент большинство рынков находятся под влиянием государства, и это препятствует развитию на них конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 2.3 Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных

        монополий    

Рассмотрим опыт зарубежных стран в области регулирования естсетвенных монополий на примере России.

В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "О федеральном железнодорожном транспорте", указ Президента РФ "О некоторых мерах по регулированию естественных монополий" (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования [6, c.14].

Одним из направлений государственного регулирования естественных монополий в России является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются сопутствующие производства, которые по существу монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений [16].

Этот принцип регулирования очень схож с белорусским. Однако эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. И в этом Беларусь не так сильно преуспела, как её восточная соседка. В России существует межведомственная комиссия по подготовке планов структурной реформы естественных монополий.

Вышеупомянутая комиссия изучает функционирование федерального и региональных рынков продукции (услуг) предприятий. Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке [3, c. 358], [20, c. 342].

 

Регулирование естественных монополий целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Однако для различных сфер деятельности (газоснабжение, теплоэнергетика, водоснабжение) нужны разные подходы и разные методы регулирования.

Одной из главных проблем регулирования естественных монополий в Республике Беларусь является проблема тесной связи рынков, требующих государственного регулирования и рынков, требующих развития конкуренции. В нашей стране регулированию подвергнуты многие сферы деятельности, в которых предпочтительно государственное невмешательство.

Опыт зарубежных стран в области регулирования естсетвенных монополий, я рассмотрела на примере России. В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России).

 

3. Место естественных монополий в экономике Республики

     Беларусь                                                          

          3.1 Особенности естественных монополий в Беларуси

Во многих странах существуют предприятия-монополисты, существуют естественные монополии, однако если присмотреться то существуют некоторые особенности наших, "отечественных монополий".

Проанализировав Закон Республики Беларусь "О естественных монополиях" от 16 декабря 2002 г. №162-3, были найдены некоторые моменты, которые, на мой взгляд, тем или иным образом выделяют естественные монополии Беларуси среди других.

В статье 4 вышеупомянутого Закона написано:

"Субъекты естественных монополий  вправе:

  • вносить в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий предложения по вопросам, затрагивающим их деятельность и правовой статус" [10].

Это говорит о том, что законом нашей страны предусмотрена "обратная связь" между предприятием-монополистом и органом регулирования его действий. Т.е. не только государство решает как развивать предприятие, но и сам субьект естественной монополии вправе что-либо "подсказать", предложить что-либо, повлиять на дальнейшее развитие отрасли, самого предприятия.

В статье 5 настоящего Закона мы можем видеть,что "субъекты естественных монополий обязаны:

  • предоставлять равные условия потребителям товаров, произведенных (реализуемых) в условиях естественных монополий, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей
  • обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий" [10].

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что в нашем государстве деятельность естественных монополий сильно акцентирована на потребителя. Для них предусмотрены и скидки, и обеспечено качественное обслуживание, а также органы регулирования внимательно следят за тем чтобы цены были сбалансированы и доступны.

Также об этом свидетельствует глава номер 6 настоящего Закона:

"Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:

  • отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать) такие товары;
  • взимать за произведенные (реализуемые) товары плату, превышающую размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий" [10].

Можно судить о том, что законодательная система нашего государства по отношению к естественным монополиям построена таким образом, что во всех отношениях работа монополистов направлена именно на конечного потребителя, то есть на нас, граждан республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ и последствия деятельности естественных монополий

Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике Беларуси. Их влияние на экономику страны велико в связи с тем, что естественные монополии - это "затратообразующие" отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции.

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.

Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики.

Например, для России естественные монополии имеют очень большое значение. На долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.

Рассмотрим ситуацию в Беларуси. Возьмём, например, такие отрасли как транспорт и связь. По данным Национального статистического сборника видно, что 15% прибыли организаций Беларуси приходится на две отрасли (см табл. 1.2). Это значит, что они играют очень важную роль в экономике республики Беларусь, приносят хороший доход государству.

Если посмотреть на строку "Номинальная начисленная заработная плата", она показывает отношение номинальной начисленной заработной платы работников к среднереспубликанской. Анализируя данные, можно видеть, что этот показатель в графе "Транспорт" составляет 107%, а в графе "Связь" – 117%. Это значит что люди, работающие в этих отраслях получают достойную заработную плату.

Таблица 1.2. Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в общереспубликансих социально-экономических показателях

             Источник: [19, c. 19]

Обратимся к другой статистике. В таблице 1.3 мы видим удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта. В сумме эти две отрасли составляют около 10% ВВП Беларуси. Мы взяли на рассмотрение только лишь 2 отрасли, а их гораздо больше, и доля ВВП Беларуси, следовательно, для всех естественных монополий нашей страны будет намного больше. Это значит, что роль естественных монополий в экономике нашей страны если не велика, то довольно существенна [13, c.143],[19, c. 19].

Таблица 1.3 Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта

        Источник: [19, c. 20]

Если говорить о последствиях деятельности естественных монополий, то важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям [13, c. 144],[19, c.20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Основные показатели естественных монополий в РБ

Рассмотрим положение естественных монополий в Республике Беларусь на примере предприятий железнодорожного транспорта и связи.

Так, в 2013 году пассажирооборот составил 2,4 млрд пасс/км, что на 22,4% больше ,чем в 2012 году.

Перевозки грузов в 2014 году составили 2587,0 млн. тонн, что на 18% меньше, чем перевозки последнего квартала 2012 года.

Чистая прибыль от деятельности железнодорожного транспорта в 2013 году получена в размере 4 372 млрд. руб.

Приведенные данные показывают незаменимость железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров и грузов.

Данные по услугам связи представлены в таблице

Таблица – основные показатели доходности предприятий связи в РБ

 

2011г

2012г

2013г

Доходы от услуг связи (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)

     

Всего

7247,9

12136,9

15285,9

Услуги почтовой связи

581,2

1074,8

1555,6

Услуги электросвязи

6 654,8

10 907,9

13 477,1

Чистая прибыль, млрд. руб.

2 564 

5 596

4 372

Информация о работе Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь