Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 14:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает изучение такой формы организации рынка как естественная монополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;
рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;
изучить естественные монополии и их место в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Причины возникновения и особенности функционирования
естественных монополий………………………………………………….......5
2. Методы регулирования деятельности естественных
монополий: зарубежный опыт……………………………………………….13
2.1. Общие направления государственного регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......13
2.2. Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси……..16
2.3. Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных
монополий…………………………………………………………………......20
3. Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь……..22
3.1. Особенности естественных монополий в Беларуси……………………22
3.2. Анализ и последствия деятельности естественных монополий……....24
3.3. Основные показатели естественных монополий в РБ………………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....32
Наконец, необходимо отделить функции сбыта и распределения газа путем разделения концерна "Белтопгаз" на предприятие, владеющее распределительной сетью, и предприятие, непосредственно продающее газ конечным потребителям. Это внесет элементы конкуренции в газовый сектор, в том числе и за счет предоставления доступа к распределительным сетям потенциальным конкурентам по транспортировке и продажам газа [4].
Говоря о проблемах регулирования естественных монополий в нашей стране, стоит сказать, что
2.3 Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных
монополий
Рассмотрим опыт зарубежных стран в области регулирования естсетвенных монополий на примере России.
В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "О федеральном железнодорожном транспорте", указ Президента РФ "О некоторых мерах по регулированию естественных монополий" (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования [6, c.14].
Одним из направлений государственного регулирования естественных монополий в России является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются сопутствующие производства, которые по существу монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.
Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений [16].
Этот принцип регулирования очень схож с белорусским. Однако эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. И в этом Беларусь не так сильно преуспела, как её восточная соседка. В России существует межведомственная комиссия по подготовке планов структурной реформы естественных монополий.
Вышеупомянутая комиссия изучает функционирование федерального и региональных рынков продукции (услуг) предприятий. Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке [3, c. 358], [20, c. 342].
Регулирование естественных монополий целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Однако для различных сфер деятельности (газоснабжение, теплоэнергетика, водоснабжение) нужны разные подходы и разные методы регулирования.
Одной из главных проблем регулирования естественных монополий в Республике Беларусь является проблема тесной связи рынков, требующих государственного регулирования и рынков, требующих развития конкуренции. В нашей стране регулированию подвергнуты многие сферы деятельности, в которых предпочтительно государственное невмешательство.
Опыт зарубежных стран в области регулирования естсетвенных монополий, я рассмотрела на примере России. В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России).
3. Место естественных монополий в экономике Республики
Беларусь
3.1 Особенности естественных монополий в Беларуси
Во многих странах существуют предприятия-монополисты, существуют естественные монополии, однако если присмотреться то существуют некоторые особенности наших, "отечественных монополий".
Проанализировав Закон Республики Беларусь "О естественных монополиях" от 16 декабря 2002 г. №162-3, были найдены некоторые моменты, которые, на мой взгляд, тем или иным образом выделяют естественные монополии Беларуси среди других.
В статье 4 вышеупомянутого Закона написано:
"Субъекты естественных
Это говорит о том, что законом нашей страны предусмотрена "обратная связь" между предприятием-монополистом и органом регулирования его действий. Т.е. не только государство решает как развивать предприятие, но и сам субьект естественной монополии вправе что-либо "подсказать", предложить что-либо, повлиять на дальнейшее развитие отрасли, самого предприятия.
В статье 5 настоящего Закона мы можем видеть,что "субъекты естественных монополий обязаны:
Отсюда мы можем сделать вывод о том, что в нашем государстве деятельность естественных монополий сильно акцентирована на потребителя. Для них предусмотрены и скидки, и обеспечено качественное обслуживание, а также органы регулирования внимательно следят за тем чтобы цены были сбалансированы и доступны.
Также об этом свидетельствует глава номер 6 настоящего Закона:
"Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:
Можно судить о том, что законодательная система нашего государства по отношению к естественным монополиям построена таким образом, что во всех отношениях работа монополистов направлена именно на конечного потребителя, то есть на нас, граждан республики Беларусь.
3.2 Анализ и последствия деятельности естественных монополий
Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике Беларуси. Их влияние на экономику страны велико в связи с тем, что естественные монополии - это "затратообразующие" отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции.
Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.
Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики.
Например, для России естественные монополии имеют очень большое значение. На долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.
Рассмотрим ситуацию в Беларуси. Возьмём, например, такие отрасли как транспорт и связь. По данным Национального статистического сборника видно, что 15% прибыли организаций Беларуси приходится на две отрасли (см табл. 1.2). Это значит, что они играют очень важную роль в экономике республики Беларусь, приносят хороший доход государству.
Если посмотреть на строку "Номинальная начисленная заработная плата", она показывает отношение номинальной начисленной заработной платы работников к среднереспубликанской. Анализируя данные, можно видеть, что этот показатель в графе "Транспорт" составляет 107%, а в графе "Связь" – 117%. Это значит что люди, работающие в этих отраслях получают достойную заработную плату.
Таблица 1.2. Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в общереспубликансих социально-экономических показателях
Источник: [19, c. 19]
Обратимся к другой статистике. В таблице 1.3 мы видим удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта. В сумме эти две отрасли составляют около 10% ВВП Беларуси. Мы взяли на рассмотрение только лишь 2 отрасли, а их гораздо больше, и доля ВВП Беларуси, следовательно, для всех естественных монополий нашей страны будет намного больше. Это значит, что роль естественных монополий в экономике нашей страны если не велика, то довольно существенна [13, c.143],[19, c. 19].
Таблица 1.3 Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта
Источник: [19, c. 20]
Если говорить о последствиях деятельности естественных монополий, то важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям [13, c. 144],[19, c.20].
3.3 Основные показатели естественных монополий в РБ
Рассмотрим положение естественных монополий в Республике Беларусь на примере предприятий железнодорожного транспорта и связи.
Так, в 2013 году пассажирооборот сост
Перевозки грузов в 2014 году составили 2587,0 млн. тонн, что на 18% меньше, чем перевозки последнего квартала 2012 года.
Чистая прибыль от деятельности железнодорожного транспорта в 2013 году получена в размере 4 372 млрд. руб.
Приведенные данные показывают незаменимость железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров и грузов.
Данные по услугам связи представлены в таблице
Таблица – основные показатели доходности предприятий связи в РБ
2011г |
2012г |
2013г | |
Доходы от услуг связи (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.) |
|||
Всего |
7247,9 |
12136,9 |
15285,9 |
Услуги почтовой связи |
581,2 |
1074,8 |
1555,6 |
Услуги электросвязи |
6 654,8 |
10 907,9 |
13 477,1 |
Чистая прибыль, млрд. руб. |
2 564 |
5 596 |
4 372 |
Информация о работе Место естественных монополий в экономике Республики Беларусь