Место и роль экономики Соединенных Штатов Америки в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение позиции Соединенных Штатов Америки в системе международной торговли, а также степени их влияния на глобальные экономические процессы. Задачами, позволяющими добиться обозначенной цели, являются, прежде всего, анализ актуальной статистической и теоретической информации, касающейся основных экономических показателей; выявление тенденций дальнейшего развития данной страны; формулировка выводов, ясно отражающих настоящее положение данной страны в МХ и определяющих специфику экономической политики США.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................................... 3-4
1.Основные тенденции макроэкономического развития США на современном этапе............. 5-14
2.Особенности участия США в системе международных торговых отношений...................... 15-29
3.Анализ внешнеторговой политики страны.................................................................................. 30
3.1 Расчет и анализ основных показателей………………………………………………………………….30
3.2 Характеристика внешнеторговой политики страны………………………………………………31
Заключение…...…………………………………………………………………………….. .32-33
Список литературы......................................................................................................................34

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.docx

— 162.71 Кб (Скачать файл)

Источник: рассчитано автором на основе данных ЮНКТАД, International trade in services, Trade in services trends, Values and shares of exports and imports of services, annual, 1980-2009  

 

Как видно из таблицы США  играет большую роль в торговле услугами в мире, однако начиная с 2000  года идет тенденция  к уменьшению доли США в МТ услугами. Так в 2008 году данный показатель опустился до рекордно низкой отметки в 12,58%. В 2009 году произошло увеличение показателя.  Поскольку американский оборот экспорта и импорта в 2009 году не увеличивался, а наоборот падал, то данное увеличение можно связать с проблемами экономик других стран, а также сокращения у них   величины данного оборота.  

 

Таблица 28

Экспорт услуг  по основным категориям,

1998-2009 гг., %

                                                       Год    

Категория

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Транспорт

8,67

8,80

8,43

8,23

8,08

8,21

8,33

8,16

7,95

8,51

7,34

Туризм

16,60

17,06

16,15

15,08

14,24

13,84

13,66

12,78

12,33

12,68

12,29

Связь

0,89

0,72

0,83

0,73

0,80

0,72

0,68

0,89

0,86

0,89

0,94

Строительство

1,08

0,42

0,54

0,42

0,45

0,48

0,51

0,65

0,65

0,71

0,72

Страхование

0,57

0,63

0,62

0,79

1,02

1,08

1,01

1,13

1,05

1,01

1,22

Финансовые услуги

2,49

2,79

2,82

3,16

3,37

4,08

4,15

5,73

6,32

5,66

5,69

Компьютерные и информационные услуги

1,01

0,98

0,99

0,96

1,07

0,99

0,98

1,21

1,20

1,18

1,36

Роялти платежи и лицензии

7,36

7,53

7,40

7,92

8,03

8,34

8,62

8,46

8,63

8,61

8,63

Другие бизнес- услуги

8,38

8,40

9,52

10,17

10,28

9,71

9,60

7,79

7,99

8,18

8,93

Персональные, культурные и  рекреационные услуги

1,04

1,11

1,20

1,16

1,22

1,11

0,93

1,53

1,48

1,28

1,31

Государственные услуги

3,82

3,11

2,98

2,77

2,88

2,85

3,10

3,35

3,08

2,56

3,15


Источник: ЮНКТАД, International trade in services, Trade in services by category, Trade in services by category, annual, 1980-2009  

 

В структуре экспорта  услуг на первом месте на протяжении 1999-2009 годов стоит экспорт туристических услуг, однако за данный промежуток времени его доля постепенно сокращалась и в 2009 году составила 12,29%. Второе место  после колебаний на протяжениии всего изучаемого периода в 2009 году занял экспорт бизнес-услуг, его удельный вес в общем объеме экспорта услуг  равен 7,34%. На 2м месте временами оказывались экспорт транспортными услугами , а также экспорту по предоставлению роялти, которые в 2009 году заняли 3ее и 4 места с показателями 8,63% и 7,34% соответственно. Наименьшую долю к структуре экспорта , начиная с 2000 года играет экспорт строительных услуг.  

Таблица 29

Импорт услуг  по основным категориям, 

1998-2009 гг., %

                                                      Год          

Категория 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Транспорт

14,50

15,22

14,39

13,25

13,90

14,35

14,84

13,99

13,38

13,60

11,51

Туризм

15,95

15,53

14,74

14,02

12,89

12,66

12,35

11,60

11,42

11,08

11,29

Связь

1,85

1,37

1,22

1,04

0,99

0,94

0,87

1,05

1,07

1,01

1,06

Строительство

0,13

0,12

0,14

0,13

0,14

0,11

0,07

0,21

0,23

0,25

0,26

Страхование

2,45

2,61

3,92

4,98

5,34

5,29

4,84

5,58

5,84

5,58

6,84

Финансовые услуги

0,89

1,12

1,05

0,94

0,85

1,00

1,08

2,22

2,77

2,49

2,16

Компьютерные и информационные услуги

0,39

0,38

0,42

0,34

0,41

0,39

0,40

2,02

2,07

2,10

2,34

Роялти платежи и лицензии

3,42

3,82

3,88

4,39

4,03

4,23

4,15

3,55

3,45

3,46

3,40

Другие бизнес- услуги

8,33

7,96

8,19

8,40

8,45

8,01

8,43

6,96

7,01

7,58

8,03

Персональные, культурные и  рекреационные услуги

0,03

0,03

0,03

0,03

0,04

0,07

0,16

0,23

0,22

0,24

0,26

Государственные услуги

4,10

3,67

4,06

4,92

5,92

5,91

5,63

5,19

5,10

5,24

5,72


Источник: ЮНКТАД, International trade in services, Trade in services by category, Trade in services by category, annual, 1980-2009  

 

Более всего США импортирует  транспортные и туристические услуги. Их удельный вес в общем объеме импорта в 2009 году услуг составил 11,51и 11,29% соответственно.  Импорт  бизнес- услуг весь временной отрезок занимает 3ее место и в 2009 году его показатель равнялся 8,03%. За последнее десятилетие значительно возросла доля импорта услуг страхования, в 2009 году она составила 6,84% и заняла 4ое место. Если смотреть и анализировать статистику , предоставленную за весь изучаемый промежуток времени, то наименьшую роль в общем импорте услуг играет импорт персональных, культурных и рекреационных услуг , в 2009 году он делит последнее место с импортом

строительных услуг-0,26%.  

 

 

 

Платежный баланс страны, счет текущих операций, 1998-2010, млрд. долл. США

Год

Счет текущих операций, млрд. долл. США

1999

-300,800

2000

-416,374

2001

-397,158

2002

-458,076

2003

-520,670

2004

-630,490

2005

-747,595

2006

-802,640

2007

-718,095

2008

-668,859

2009

-378,435

2010 (прогноз)

-470,242





Таблица 30 

 

 

                                        

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Источник: ЮНКТАД, International trade in services, Trade in services by category, Trade in services by category, annual, 1980-2009 

 

 

 

Платежный баланс США подобно  ее торговому балансу остается отрицательным  с 1999 по 2010 год. С 2006 года можно наблюдать  стабильное увеличение данного показателя, и начиная с 200 года рекордно высокого значения платежный баланс достиг в 2009году. Но согласно предоставленной  статистике и прогнозу на 2010 год, в  этом году произошло очередное уменьшение.  

 

 

  

 

 

 

3.   Анализ внешнеторговой политики страны 

 

4.1                        Расчет и анализ основных показателей  

 

·        Расчет 1

Экспортная квота страны в 2009 г 100%= 100%=7,4%

Это означает, что только 7,4%  всей произведенной национальной продукции реализуется на мировом рынке. 

·        Расчет 2

Импортная квота страны в 2009 г. = *100%= *100%=11,3%

Таким образом, импорт  страны составляет 11,3% от ВВП, что характеризует импортную независимость страны.

·        Расчет 3

Внешнеторговая квота страны в 2009 г. = *100%=  = *100%=9,36% 

Т.к. показатель указывает  насколько внешнеэкономические  связи

страны стимулируют ее общий  экономический рост, можно говорить о том, что США стимулируют  вовсе не внешнеэкономические связи.  

 

·        Расчет 4

Внешнеторговый оборот на душу населения  в 2009 г.= = = =8351,5$

Очевидными причинами  снижения данного показателя  в 2009 году до данного уровня являются последствия сначала национального, а затем мирового экономического кризиса.

·        Расчет 5

Индекс концентрации экспорта страны в 2009 г=0,088

Экспорт США фактически не зависит от экспорта какой-либо определенной категории товаров, т.к. индекс концентрации экспорта равняется  всего лишь 0,161.

Индекс концентрации импорта страны в 2009 г =0,118

Американский импорт также  является относительно независимым  от определенной статьи импорта.

Индекс диверсификации экспорта страны в 2009 г=0,258

Значение данного индекса  среднее и составляет 0,258, т.е. можно  сказать, что структура экспорта США  хотя и сильно отличается от мировой структуры, но не сильно.

Индекс диверсификации импорта  страны в 2009 г=0,212

Структура импорта США  отличается от мировой структуры, еще в меньшей степени чем экспорт. 

 

·        Расчет 6

Индекс «условия торговли»  в 2004 г=101,24

Индекс «условия торговли»  в 2008 г=91,82%

Индекс «условия торговли» в 2009 г.=98,95%

Согласно данным ЮНКТАДА  последний раз когда значение индекса «условия торговли» превышало 100% было в 2004 году. Это говорит о том, что условия торговли в Соединенных Штатах  в этом году были достаточно благоприятны. Постепенное снижение данного индекса вплоть до  2008 года было, прежде всего, вызвано зарождением и возникновением в этой стране мирового финансового кризиса, однако уже в 2009 году индекс стал снова повышаться и составил 98,95% , таким образом можно говорить о возможной тенденции роста данного индекса и еще большем улучшении условий торговли в США. 

 

3.2 Характеристика внешнеторговой политики страны

Несмотря на сохранявшиеся  экономические трудности, Соединенные  Штаты продолжают оставаться лидером  в международной торговле. Крупнейшими торговыми партнерами США как и в предкризисный период  остаются Канада, Мексика, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Корея, Тайвань .

Основные направления  американской внешнеэкономической  политики в 2009г. и ближайшие годы изложены в ежегодном докладе  «Повестка торговой политики на 2010 год и годовой отчет за 2009г.», представленном Администрацией США  в конгресс США в марте 2010г. Как  отмечается в докладе, целью торговой политики США является обеспечение  устойчивого роста национальной экономики и восстановления мировой  экономики. В докладе выделяются 7 аспектов торговой политики, на которых  Администрация США планирует  делать акцент, такие как: поддержка  и укрепление мировой торговой системы,; защита прав американского бизнеса  в мировой торговой системе и  другие.

Таким образом, основное внимание США сосредоточено на «незаконченных делах»: продвижение переговорного  процесса в рамках Доха-раунда ВТО (либерализация  барьеров в торговле товарами и услугами), заключение двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле, а также активизация переговоров  о создании Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ).

США активно участвуют  в деятельности международных экономических  организаций, прежде всего ВТО и  АТЭС, используя возможности данных организаций для продвижения  своих интересов, нацеленных на создание благоприятных условий для деятельности американского бизнеса на внешних  рынках.

Однако за последнее время  политика действующей администрации  США осложнят отношения этой страны  с близким союзником – ЕС. Так, считается, что НАФТА, о котором упоминалось ранее, было создано в 1994 году с целью противостояния другой ЕС. А т.к. это две самые мощные экономические силы на мировой арене, то нарастания противоречий может крайне негативно сказаться на экономиках стран-членов.  

 

 

 

Заключение

В заключение подведем основные итоги, сделав выводы из всего вышесказанного:

Демографическая ситуация в  США пока не вызывает серьезных опасений, так как общая численность  населения, ровно как и численность  трудовых ресурсов непрерывно растут. Однако за изучаемый период замечен  спад в темпах этого роста и  доля населения США в мире непрерывно падает. И хотя США еще пока твердо закрепляет за собой 3ее место по численности  населения, правительство страны уже  сейчас проводит политику по созданию условий для значительного иммиграционного  прироста. В 2010 году, а  доля численности населения США в мире 4,66%.

Что касается такого важного  макроэкономического показателя, как   ВВП, то США является мировым лидером по объему данного показателя и , согласно статистики взятой С ЮНКТАД, стоит на 16 месте по ВВП на душу населения. Данные показатели росли вплоть до 2009 года, однако доля объема ВВП в мире постоянно колеблется и сейчас она немного меньше чем 10 лет назад, составляя 24,48%.

Информация о работе Место и роль экономики Соединенных Штатов Америки в международной торговле