Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:54, контрольная работа
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор,
определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей
сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет
назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной
экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Введение………………………………………………………………………......4
Малое предпринимательство в современной рыночной экономике……….5
2. Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса………………………………………………………………….6
3. Государственная поддержка малого бизнеса…………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………………13
Министерство просвещения ПМР
Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Мировая экономика»
на тему « Место и роль малого бизнеса в условиях современной
рыночной экономике. »
Работу выполнила:
Работу проверила:
Преподаватель
Тирасполь 2012 г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
2. Малый бизнес: преимущества
и недостатки и взаимодействия малого
и крупного бизнеса……………………………………………………………
3. Государственная поддержка малого бизнеса…………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...12
Список литературы…………………………………
Введение.
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор,
определяющий темпы
Но
дело не только в
сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет
назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной
экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие малого
и среднего
1.Малое предпринимательство
в современной рыночной
По гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – это
предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях).
Западные экономисты
определяют
Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Как показывает
мировая и отечественная
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
. средняя численность
занятых на предприятии
. ежегодный оборот, полученный предприятием за год;
. величина активов.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
2. Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
В России в современный период перехода от плановой экономики к
рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей
высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
. высокая степень
централизации и
Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;
. отсутствие системы стратегического управления;
. высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
. дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования
рынка;
высокий уровень специализации;
возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого
предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего
класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
. рост доли экономически активного населения, что увеличивает
доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
. селекция наиболее
энергичных, дееспособных
которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
. создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными
затратами, особенно в сфере обслуживания;
. трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также
представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из
«горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
. подготовка кадров
за счет использования
формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на
месте работы;
. разработка и внедрение технологических, организационных новшеств
.косвенная стимуляция
эффективности производства
путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
. ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов,
которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
. улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Кроме того, собственники
малых предприятий более
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
. более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости
положения на рынке;
. зависимость от крупных компаний;
. недостатки
в управлении собственным
. слабая компетентность руководителей;
. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
. трудности
в заимствовании
получении кредитов;
3. Государственная поддержка малого бизнеса.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется
государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса,
которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность
Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет цель:
. создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
. реализацию экономической
политики, включая научно-техническую,
. реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
. оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
. применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона,
. отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение
ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
. упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
. снижение расходов по социальному страхованию.
Информация о работе Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономике