Место и роль потребительской кооперации в национальной экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Располагая мощной материально-технической базой, потребкооперация повсеместно осуществляет торговую, производственную, заготовительную деятельность, выпускает большое количество продукции собственного производства и оказывает широкий спектр бытовых услуг сельским жителям.
Потенциал потребительской кооперации России формируется за счет региональных потребсоюзов, одним из которых является Чувашский республиканский союз потребительских обществ, занимающий в течение последних лет лидирующие позиции в системе Центросоюза РФ. Ряд районных кооперативных организаций признаны лучшими в системе. Среди них Большесундырское районное потребительское общество.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 4.Обеспечение  населения лекарственными, ветеринарными  препаратами и медикаментами

 

17

Аптеки, аптечные киоски, пункты

1

1

1)

1

 

в том числе:

       

18

аптеки

1

1

1)

1

19

Отделы по продаже медицинских  товаров

       

20

Предприятия, принимающие  заказы на лекарственные препараты  и медикаменты

9

x

х

9

21

Ветеринарные аптеки, киоски, пункты

1

1

1)

1

 

В том числе:

       

22

Ветеринарные аптеки

1

1

1)

1

23

Предприятия, принимающие  заказы на ветеринарные препараты и медикаменты

 

x

x

 

24

Пункты искусственного осеменения скота

       
 

Контрольная сумма

13

4

 

13


1)Примечание. Количество  населенных пунктов, в которые  осуществляется доставка населению  лекарственных препаратов

 

 

Таблица 5.Организация досуга населения

 

 

Наименование услуг

Наличие на конец отчетного  периода

25

Число бесплатных чайных столов

33

26

Число детских игровых  площадок

4

27

Число библиотек

6

28

Число коллективов художественной самодеятельности

 

29

Число спортивных секций

 

30

Число игровых автоматов

 
 

Контрольная сумма

43


 

 

При обслуживании населения  в магазинах используется традиционный метод продажи. В отдельных магазинах  используются такие прогрессивные  формы торговли, как самообслуживание, продажа товаров по предварительным  заказам, по образцам.

Сундырские кооператоры  прекрасно понимают, что для выполнения социальной миссии на селе нужно иметь  развитую материально-техническую  базу, собственные оборотные средства. Поэтому, этим вопросам уделяется пристальное  внимание.

Потребительская кооперация района всячески содействует развитию личного подсобного хозяйства населения. В частности, осуществляя закупку у населения молока, яиц, мяса и другой сельскохозяйственной продукции, тем самым, освобождая селян от необходимости тратить время на поездку в город на рынки. Организовав размол зерна, она создает предпосылки для воспроизводства сельскохозяйственной продукции.

Руководством  Большесундырского райпо утвержден  перечень льгот, оказываемых пайщикам. К ним относятся: закупка всех видов сельхозпродукции и сырья  в первоочередном порядке; со скидкой  в размере 10% оказываются услуги по переработке сельхозпродукции (зернодробление и сепарирование); приему заказов на бытовые услуги; предоставлению транспортных услуг; предоставлению предприятий общественного питания для проведения семейных обедов, торжеств, ритуальных мероприятий; доставка товаров на дом на автотранспорте райпо осуществляется со скидкой 20%; организация выездной торговли по труднодоступным населенным пунктам; оказание материальной помощи нуждающимся пайщикам (погорельцам, для лечения и т. д.); бесплатные чайные столы и народные библиотечки.

 

Рис.2. Отрасли и виды деятельности ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребительская кооперация тесно связана с предприятиями  отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и другое дополняет их.

 

 

 

Рис.3. Взаимосвязь  отраслей агропромышленного комплекса (АПК) и потребительской кооперации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем деятельности Большесундырского райпо за 2008г.

Отклонение  в % = Товарооборот отчетного года*100;

      Товарооборот прошлого года

 

В сумме = Товарооборот отчетного года - Товарооборот прошлого года;

 

Оборот розничной  торговли-180839 т.р.;

Оборот общественного  питания-36747 т.р.;

Оборот оптовой  торговли-48 т.р.;

Товарная  продукция-32518 т.р.;

Заготовительный оборот-16784 т.р.;

Платные услуги-369 т.р.;

Совокупный  объем деятельности=180839+36747+48+32518+16784+369=267305 т.р.;

Занимаемые  места 2007г.-11место;

Занимаемые  места 2008г.-11место;

Совокупный  объем на одного работника=267305/342=782р.;

 

На основании приложения №1 видно:

 

-Весь розничный  товарооборот 

   Факт 2007 год-169380 т.р.;

План 2008 год-190000 т.р.;

Факт 2008 год-21758 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(217585*100)/169380=128,5%;

В сумме=217585-169380=48205 т.р.;

 

-Розничный  товарооборот торговой сети 

   Факт 2007 год-138195 т.р.;

План 2008 год-156000 т.р.;

Факт 2008 год-180838 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(180838*100)/138195=130,9%;

В сумме=180838-138195=42643 т.р.;

 

-Розничный  товарооборот общепита 

   Факт 2007 год-31185 т.р.;

   План 2008 год-34000 т.р.;

Факт 2008 год-36747 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(36747*100)/31185=117,8%;

В сумме=36747-31185=5562 т.р.;

 

-Оборот по  реализации продажи собственного  производства

Факт 2007 год-14430 т.р.;

План 2008 год-15900 т.р.;

Факт 2008 год-18167 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(18167*100)/14430=125,9%;

В сумме=18167-14430=3737 т.р.;

-Продажа продовольственных  товаров в общ. т/обороте

Факт 2007 год-139380 т.р.;

Факт 2008 год-174600 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(174600*100)/139380=125,3%;

В сумме=174600-139380=35220 т.р.;

 

-Товарооборот  аптечного киоска

Факт 2007 год-864 т.р.;

Факт 2008 год-1258 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(1258*100)/864=145,6%;

В сумме=1258-864=394 т.р.;

 

-Товарные  остатки на 01.01.2009г.

Факт 2007 год-26490 т.р.;

Факт 2008 год-32200 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(32200*100)/26490=121,6%;

В сумме=32200-26490=5710 т.р.;

 

-Платные услуги

Факт 2007 год-339 т.р.;

План 2008 год-420 т.р.;

Факт 2008 год-369 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(369*100)/339=108,8%;

В сумме=369-339=30 т.р.;

 

-Объем реализации продукции хлебопечения

Факт 2007 год-24956 т.р.;

План 2008 год-29000 т.р.;

Факт 2008 год-32518 т.р.;

Отклонение  от 2007г. в%=(32518*100)/24956=130,3%;

В сумме=32518-24956=7562 т.р.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поставки  на экспорт. Эффективное использование  имеющегося потенциала дает неограниченные возможности для наращивания  объемов заготовок. Большесундырское райпо недостаточно использует имеющийся  ресурсный потенциал района, имеются  большие возможности для наращивания объемов заготовок.

В системе  потребительской кооперации проводится большая работа по развитию сферы  услуг. Советом Центросоюза РФ принято  постановление «О мерах по развитию бытового обслуживания и промысловой  кооперации в системе потребительской кооперации», согласно которому руководителям предприятий рекомендовано, учитывая местные условия и потребности, внедрить конкретные виды услуг в каждом районе.

Чувашский потребительский  союз Центросоюза РФ активно развивает  сферу услуг в последние годы. Немалый вклад вносит и Большесундырское районное потребительское общество Чувашской Республики.

Оказание  платных услуг населению является быстроразвивающейся сферой деятельности потребительской кооперации и имеет  резервы для дальнейшего развития.

Наиболее востребованными сегодня являются услуги парикмахерских, проката, по продаже ритуальных принадлежностей.

На приложении 8 видно, какие виды услуг оказывает  населению Большесундырское райпо.

В целом можно  сделать вывод, что на сегодняшний  день в Большесундырском райпо проводится большая работа по развитию сферы услуг на селе и с каждым годом показатели улучшаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив, в  ходе курсовой работы Большесундырское районное потребительское общество можно отметить:

- основным  видом деятельности райпо традиционно является торговля. Социальная задача торговли – удовлетворение потребностей и улучшение обслуживания пайщиков. Большинство торговых предприятий расположены в деревнях. Культура обслуживания и имидж кооператива позволяют восстановить и укрепить доверие покупателей к кооперативной торговле. Стратегия сбыта включает: выездную торговлю, ярмарки, показ товаров в действии, выставки – продажи, дегустации и другие формы стимулирования сбыта за счет снижения цен, ценовых факторов, а также рекламы.

- райпо традиционно  занимается закупками продукции  у населения.

Важную роль в закупках продукции у населения  играют кооперативные магазины, работники  которых осуществляют закупку излишков сельхозпродуктов. Закупка сельскохозяйственной продукции удовлетворяет потребностям сельского населения, в том числе мелких отдаленных населенных пунктов, обеспечивает материальную поддержку для сельского населения.

Преимущество  кооперативного производства заключается  в том, что продукция вырабатывается, главным образом, из местного сырья, для удовлетворения потребностей местного населения.

- услуговая  деятельность потребительской кооперации  только начинает разворачиваться,  но спектр платных услуг очень  широк.

В системе  потребительской кооперации проводиться большая работа по развитию сферы услуг.

Для улучшения  развития отраслей деятельности в селе Большой Сундырь можно рекомендовать:

-Увеличение  и расширение перечня закупок  излишков сельхозпродукции и  сырья в фермерских и личных  подсобных хозяйствах, лекарственного – технического сырья, дикорастущих плодов. Расширение объемов заготовок, с одной стороны, обеспечит пополнение товарных ресурсов, с другой – повысит доходы сельского населения.

-Увеличение  числа пайщиков за счет приема  новых членов потребительского общества, создание базы данных о количестве пайщиков в разрезе населенных пунктов, позволяющей отслеживать их движение, создание уголков пайщиков в каждой структурной единице (содержащих газету «Российская кооперация», оценку показателей деятельности подразделений, пожелания пайщиков)

-Максимальное  использование системы льгот,  предоставляемых предприятиям потребительской  кооперации региона. Решение проблем  в каждом потребительском обществе  во многом зависит от понимания  и осознания руководителями всех  звеньев роли кооперации в решении этих задач, а также внимания, которое проявляет руководство районных администраций к поиску вариантов решения проблем. Поддержка главами администраций потребительской кооперации необходима и важна, без нее социальные проблемы на селе не будет решать ни одна хозяйствующая система, поскольку ее решение в экономическом плане убыточно. Поэтому предоставление льгот кооперации, минимизация налогового бремени в части налога на имущество, безвозмездная передача в собственность земельных участков, на которых расположены объекты кооперативного хозяйства – это лишь несколько направлений, которые помогут потребительскому обществу выдержать конкуренцию, наращивать экономический потенциал и более успешно реализовывать социальную миссию на селе.

В целом можно  сделать вывод, что в райпо  создана достаточно развитая сеть предприятий  для осуществления хозяйственной  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета 1999, 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Части I, II, III): новая редакция. - М.:ЭЛИТ, 2004. -381 с.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации: С изменениями и дополнениями на 15 янв.2004 г.-М.: Проспект, 2004.-192 с.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: официальный текст с изменениями и дополнениями согласно ФЗ № 139 от 11 нояб.2003 г., ФЗ № 147 от 11 нояб.2003г., ФЗ № 148 от 11 нояб.2003 г., ФЗ № 163 от 8 дек.2003 г., ФЗ №178 от 23 дек.2003 г.-М.: ЮРКИНГА, 2004.
  5. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 (в редакции Федеральных законов от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 г. № 54-Фз) – М.: Дашков и К’, 2003.-32 с.
  6. От стабилизации к развитию 2007 год – год конкретных дел. Рекомендации Межрегиональной научно – практической конференции. М., 2007.
  7. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2001.
  8. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года: Постановление 133-е общего Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации от 19 декабря 2007 г.//Российская кооперация. 2007г. 27 декабря.
  9. О задачах по дальнейшему повышению роли потребительской кооперации в улучшении обслуживания сельских жителей и мерах по ускорению социальной работы: Постановление 125 – го общего Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации от 14 июля 2004г. М., 2004г.

Информация о работе Место и роль потребительской кооперации в национальной экономике страны