Место и роль России в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
-исследовать основные показатели внешней торговли;
-охарактеризовать современную внешнею политику России;
-проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Место и роль России в мировой торговли. ……………………. 5
1.1.Динамика , товарная и географическая структура внешней торговли России. …………………………………………………………………….…... 5
1.2.Место России в международной торговле сырьевыми товарами. ….…13
Глава II. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле. …………………………………………………………………………….……16
2.1.Конкурентоспособность российских предприятий в международной торговле. ………………………………………...…………………….………16
2.2. Проблемы и перспективы экспорта и импорта...……………………… 19
Глава III. Внешнеторговые отношения России.…..……………………..21
3.1. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом.…...20
3.2. Россия-участник ВТО. ……………………………………………....24
Заключение. …………………………………………………………………..26
Список литературы. ………………………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3 
Глава I. Место и роль России в мировой торговли. ……………………. 5

1.1.Динамика , товарная и  географическая структура внешней  торговли России. …………………………………………………………………….…... 5

1.2.Место России в международной  торговле сырьевыми товарами. ….…13

Глава II. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле. …………………………………………………………………………….……16

2.1.Конкурентоспособность российских предприятий в международной торговле. ………………………………………...…………………….………16

2.2. Проблемы и перспективы  экспорта и импорта...……………………… 19

Глава III. Внешнеторговые отношения России.…..……………………..21 
3.1. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом.…...20

3.2. Россия-участник ВТО. ……………………………………………....24

Заключение. …………………………………………………………………..26 

Список литературы. ………………………………………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционной и более  развитой формой международных экономических  отношений является внешняя торговля. На ее долю приходится около 80% всего  объема, международных экономических  отношений.  
Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производственность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии саммит производить. 
Страны торгуют по нескольким принципам: 
Во-первых, экономические ресурсы- природные, человеческие, инвестиционные товары- распределяются между странами мира крайне не равномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. 
Во-вторых, экономическое производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. 
Анализ динамики внешне торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее время активно борется за улучшение своего положение на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решение внутренних, экономических и социальных проблем. 
Цель курсовой работы- выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России. 
Задачи курсовой работы: 
-исследовать основные показатели внешней торговли; 
-охарактеризовать современную внешнею политику России; 
-проанализировать динамику и структуру внешней торговли России; 
-охарактеризовать место в России в международной торговли. 
Объектом настоящего исследования является товарная структура внешней торговли России; предметом- экспорт и импорт России, характеризующие внешнею торговлю России.

В первой главе проанализирована динамика торговой структуры с 2005г.- 2008г.; географическая структура  с 2006г. – 2009г., рассмотрено положение России в международной торговле сырьевыми товарами. Вторая глава отражает все плюсы и минусы России в мировой торговле. Третья глава охватывает  отношения России с Европейским союзом и отображает долгожданное вступление России в ВТО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Место  и роль России в мировой торговли

1.1.Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли России

 

 В структуру  внешней торговли России входят  следующие её виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покупка товара за рубежом с одновременной продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные торговые согласия и другие. 
географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят: Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. Основными торговыми  партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое партнерство. 
В стратегическом плане Россия должна придерживаться деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода программатический подход предполагает реальную оценку и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, т.к. степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительным.

Благоприятная ценовая  конъюнктура на внешних рынках в 2005 году способствовала существенному  росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически  на все основные товары российского  экспорта сопровождалось увеличением  физических объемов вывоза большинства  товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное  с ростом экономики и увеличением  доходов населения, способствовало значительному росту импорта  товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением  физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение  контрактных цен на отдельные  импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

В 2006 году высокими темпами росли как экспорт, так  импорт товаров, причем стоимость импорта  росла быстрее, так как улучшение  внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось  – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям  осени 2005 года.

В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста  физических объемов, под влиянием роста  доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым  фактором.

Экспорт товаров, в 2008 году составил 354,4 млрд. долларов США  и увеличился по сравнению с соответствующим  периодом 2007 года на 16,8% (в 2006 году на 24,5 процента). Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала  благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся  во второй половине января 2007 г., продолжался  до конца года. Также прирост стоимости  экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также  древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции  машиностроения и продукции химической промышленности.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2008 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы  роста экспорта в страны СНГ, значительно  опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%).

Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2008 г. показывает, что наибольшими  темпами рос экспорт продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес  основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.

Высокими темпами  увеличивались также стоимости  экспорта по товарным группам –  металлов и изделий из них, древесины  и целлюлозно-бумажных изделий, продукции  химической промышленности – и неплохими  темпами рос экспорт машин, оборудования и транспортных средств, направляемый в основном в страны СНГ.

Импорт товаров  в 2008 году составил 223,5 млрд. долларов США  и увеличился по сравнению с 2006 годом  на 36% (в 2006 году – на 31,3%). Доля стран  дальнего зарубежья и СНГ в  общем объеме импорта России в 2008 году увеличилась с 85,1% до 84,8%, стран  СНГ уменьшилась с 14,9% до 14,2 процента.

Основными факторами, обеспечивающими рост импорта, являлись высокие темпы роста российской экономики, рост доходов населения, продолжающееся укрепление рубля. Наблюдалось  увеличение физических объемов ввозимой продукции, а также повышение  контрактных цен на отдельные  импортируемые товары.

В течение двух лет (2007-2008 гг.) прослеживается тенденция к увеличению объемов импорта в условиях укрепления реального курса рубля и недостаточной конкурентоспособности российских товаров.

В структуре российского  импорта в январе-ноябре 2008 г. по сравнению с январем-ноябрем 2007 г. увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и  изделий из них, текстиля, текстильных  изделий и обуви. Снизилась доля продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, минеральных продуктов.

Наиболее динамично  развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров был стимулирован усилением в стране инвестиционной активности, а также отменой импортных  пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.

Сальдо торгового  баланса в 2008 году составило, по оценке, 130,9 млрд. долларов США и снизилось  по сравнению с 2006 годом на 9,4 процента.

В течение всего 2008 года сохранялась тенденция к  сокращению экспорта и росту импорта, что предопределило уменьшение торгового  баланса 8,4 млрд. долларов США.

Сокращение сальдо торгового баланса произошло  за счет опережающих темпов роста  импорта над темпами роста  экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса  снизилось на 9,2%, со странами СНГ  – увеличилось на 13,9 процента.

Увеличивается количество стран, с которыми Россия имеет отрицательный  баланс по вывозимым и ввозимым товарам. Если в 2006 году их было 20, а доля товарооборота  с этими странами в общем товарообороте  России составила 9,1%, то 2008 году их количество увеличилось до 26, а доля в общем  товарообороте России – 32,8 процента.

Развитие внешней  торговли в 2007 году и в 2008 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих  экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску  основных топливно-энергетических и  сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом  состоянием мировой конъюнктуры  товарных рынков. 

Географическая структура  внешней торговли представляет собой  систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При  рассмотрении географической структуры  внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и  остальные (дальнее зарубежье).

В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 - 2009 г.г. выглядит следующим образом (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 - Динамика и географическая структура внешней торговли РФ.

 
 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

 
 

оборот, млн. долл. США

доля в обороте, %

оборот, млн. долл. США

доля в обороте, %

темп

роста, %

оборот, млн. долл. США

доля в обороте, %

темп

роста, %

оборот, млн. долл. США

доля в обороте, %

темп

роста, %

 

Ближнее зарубежье

                       

СНГ

64683,8

14,7

82531,6

15,0

127,4

106459,4

14,5

129,0

68536,8

14,6

64,5

 

ЕврАзЭс

36388,3

8,3

47765,8

8,7

131,3

60084,7

8,2

125,8

40869,6

8,7

68,3

 

Республика

Беларусь

19944,3

4,5

26083,5

4,7

130,7

34188,9

4,7

131,1

23431,0

5,0

68,8

 

Украина

24221,0

5,5

29754,9

5,4

122,4

39786,6

5,4

133,7

22900,9

4,9

57,5

 

Турция

17043,3

3,9

22712,1

4,1

132,1

33849,2

4,6

149,0

19599,9

4,2

58,0

 

Дальнее зарубежье

                       

ЕС

238459,6

54,3

283087,9

51,3

119,1

382094,2

52

135,0

236064,5

50,3

61,7

 

Германия

42962,2

9,8

52880,4

9,6

123,0

67261,0

9,2

127,2

39942,0

8,5

59,4

 

Италия

30815,4

7,0

36066,6

6,5

117,0

52914,6

7,2

146,7

32944,7

7,0

62,2

 

Нидерланды

38568,9

8,8

46736,8

8,5

120,9

61817,9

8,4

132,3

39873,5

8,5

64,5

 

Страны АТЭС

74908,8

17,1

106677,8

19,3

141,5

149584,5

20,4

140,2

97242,9

20,7

65,0

 

Китай

28668,4

6,5

40319,5

7,3

140,6

55901,5

7,6

138,6

39509,0

8,4

70,6

 

Япония

12244,6

2,8

20380,6

3,7

164,1

29018,7

3,9

142,4

14515,6

3,8

50,2

 

США

15043,1

3,4

17804,8

3,2

116,2

27278,6

3,7

153,2

18392,7

3,9

67,8

 
                         

Информация о работе Место и роль России в мировой торговле