Место и роль России в мировой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
-исследовать основные показатели внешней торговли;
-охарактеризовать современную внешнею политику России;
-проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Место и роль России в мировой торговли. ……………………. 5
1.1.Динамика , товарная и географическая структура внешней торговли России. …………………………………………………………………….…... 5
1.2.Место России в международной торговле сырьевыми товарами. ….…13
Глава II. Проблемы и перспективы участия России в мировой торговле. …………………………………………………………………………….……16
2.1.Конкурентоспособность российских предприятий в международной торговле. ………………………………………...…………………….………16
2.2. Проблемы и перспективы экспорта и импорта...……………………… 19
Глава III. Внешнеторговые отношения России.…..……………………..21
3.1. Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом.…...20
3.2. Россия-участник ВТО. ……………………………………………....24
Заключение. …………………………………………………………………..26
Список литературы. ………………………………………………………....27

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Проблемы и перспективы экспорта и импорт

 

Синонимом процветания экономики  является высокий экспортный потенциал  страны, производство конкурентоспособной  продукции. Но вполне разумное стремление государства увеличивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать  и как парадокс -- нация сознательно  стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешнеэкономические связи на макроэкономическое равновесие национальных экономик?

В условиях открытой экономики  внешние факторы -- экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов и занятость  внутри страны, и следовательно, с  помощью внешних факторов можно  влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары действительно  потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту национального  производства, дохода и занятости. Анализируя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произведенный национальный доход (Y) расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные  расходы (G):

Y=С+I+G. (1)

Экспорт действует как  составляющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инвестициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличивает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует  более высокий уровень равновесного объема производства. Следовательно, рост экспорта может увеличивать национальный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается как  функция национального дохода. Иначе  говоря, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стране национального дохода, стимулируя тем самым производственную активность в другой стране. Таким образом, импорт, увеличивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в формулу (1):

Y=C+I+G+X-M (2)

На первый взгляд выводы из этих уравнений для государственной  политики однозначны. В условиях спада  производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом  верный. Однако при этом не стоит  забывать, что экспорт одной страны -- это импорт

другой. Следовательно, ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществимо.

Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рассматривать  как функцию ее собственного национального  дохода, то экспорт предстает как  функция национального дохода других стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необходимо учитывать покупательную способность партнеров, их желание приобретать вашу продукцию.

С другой стороны, потребность  наращивания экспорта населением ощущается  косвенно через нужду в импорте. Государственный контроль над импортом может лишить внутренний рынок многих потребительских товаров, снизить уровень потребления в стране. В условиях экспортной экспансии, когда позиции на внешних рынках только завоевываются и конкурентоспособную продукцию стараются экспортировать, приходится подчас мириться с преобладанием на внутреннем рынке товаров неконкурентоспособных национальных производств.

И наконец, как уже отмечалось, путь всемерного поощрения экспорта может способствовать подъему экономики  и повышению благосостояния населения  при условии, что средства, получаемые от экспорта, идут не на поддержание  отсталых производств, а на структурную  перестройку экономики с учетом долгосрочных структурных сдвигов  в мировом хозяйстве с тем, чтобы страна могла занять более  достойное место в системе  международного разделения труда и  использовать его преимущества с  большей выгодой для себя.

При оценке экономического состояния  общества возникает необходимость  в выявлении соотношения между  импортом и экспортом страны. Это  соотношение определяется при составлении  платежного баланса страны, составной  частью которого является торговый баланс. Здесь отметим, что обобщающим показателем  платежного баланса является его  сальдо -- разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собственным  экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена  делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать  внутренне потребление.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Внешнеторговые отношения России.

3.1 Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом.

Современная модель отношений России и ЕС формируется  в новых международных условиях, которые характеризуются глобальными  экономическими процессами и вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности в выборе новой стратегии отношений с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

Можно со всей определенностью  сказать, что Европейскому союзу, как  более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все  не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению  к гипотетическим будущим партнерам  по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных  результатов Москве можно ожидать  разве что в среднесрочной  перспективе, а отрицательных –  немедленно, тогда как ЕС сразу  же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

Освобождение на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных  тарифных и нетарифных ограничений  даст Евросоюзу асимметричные конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых последствий  будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.

Поскольку экспорт  Европейского союза в Россию состоит  главным образом из машинотехнической  и другой готовой продукции высоких  стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его  резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных  обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние  годы превышение темпов прироста импорта  РФ из Евросоюза по сравнению с  ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе  и валютным резервам России.

При оценке таможенной стоимости товара и определении  страны его происхождения ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной торговли Российская Федерация – Европейский союз также должны действовать соответствующие правила ВТО. Для России задача состоит в безусловном выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения страны происхождения товаров.

Если в процессе формирования ЗСТ между Россией  и Евросоюзом в области тарифного  регулирования будут предприняты  масштабные шаги по либерализации взаимной торговли, то у сторон во многих случаях  не будет иного способа защиты национального производства, рынка, занятости и социальной стабильности, кроме как прибегнуть к тем  или иным мерам нетарифного регулирования. Поэтому будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий  правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования  в духе последовательной либерализации  торговли между ними.

Вместе с тем  шаги по открытию российского рынка  сделают возможным его освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной  в других странах, что ослабит  интерес к инвестированию в России как к средству проникновения  на ее внутренний рынок. Но в целом  формирование ЗСТ все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего  в отрасли обрабатывающей промышленности.

Для того чтобы обеспечить такой положительный эффект, Москве понадобятся активные переговоры с  Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться  на то, что учреждение зоны свободной  торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время как Россия столкнется со значительными  трудностями по структурной перестройке  ее народного хозяйства и не сразу  сможет в полной мере вкусить плоды  свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать  от Брюсселя соразмерных уступок  и льгот в области инвестиционного  сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и  облегчения доступа российской рабочей силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах – членах Евросоюза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Россия-участник ВТО

Наша страна стала 156-м государством — участником ВТО. Экономисты так и не пришли к единому мнению, принесет ли это России больше плюсов или минусов.

Протокол был подписан 16 декабря 2011 г. в Женеве в рамках VIII Министерской конференции стран — членов ВТО. Закон, ратифицирующий протокол о присоединении к торговой организации, был принят Государственной думой 10 июля 2012 г., одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 г. и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 21 июля 2012 г. До 22 августа 2012г. РФ оставалась последней крупной мировой экономикой, не входящей в ВТО.

Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в  международной торговле, упразднение  таможенных пошлин и импортных квот. На сегодня в ВТО состоит 80% стран  мира, на их долю приходится 97% мирового торгового оборота. На основе доли страны в мировом торговом обороте рассчитывается взнос страны-участницы в ВТО. Соглашение о вступлении России в  ВТО устанавливает «четкие правила  внешней торговли с понятным алгоритмом их применения», отмечал ранее министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.

«Это обеспечивает, прежде всего, стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для экономических операторов, то есть для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов, то есть гарантии, что они будут работать по одинаковым правилам и у себя дома, и других странах», — отмечал глава Минэкономразвития РФ.

Снижение тарифной защиты является основным фактором риска для  развития отраслей. Наиболее серьезные  последствия может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка  мяса, зерна, молока, сельхозмашиностроения, которое может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, рабочих мест, прежде всего на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.

В связи с этим в правительстве  разрабатывался ряд законопроектов, направленных на защиту наиболее уязвимых отраслей. В частности, были введены  переходные периоды для либерализации  доступа на рынок, которые составляют 2–3 года, по наиболее чувствительным товарам  — 5–7 лет.

К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности  в связи с новыми условиями, члены  рабочей группы по ратификации отнесли  автомобильную промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение  и легкую промышленность.

По мнению экспертов, выводы о том, как вступление России в  ВТО повлияет на экономику страны, можно будет делать через 5–7 лет, когда закончится действие промежуточных  соглашений, предполагающих постепенную  либерализацию торговли с зарубежными  государствами.

Вступление России в ВТО  длилось 18 лет, начиная с 1993 года. До 2008 Россия практически завершила  переговоры со всеми странами, однако вооруженный конфликт в Южной Осетии осложнил ситуацию вокруг договоренностей с Грузией, которых удалось достичь лишь 2 ноября 2011 г. при посредничестве Швейцарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

У России есть все необходимые предпосылки  для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России. Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий. Россия , стала членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

Информация о работе Место и роль России в мировой торговле