Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Введение 3
Понятие международной торговли 4
Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними 5
Россия и ВТО 8
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Федеральное агенство по образованию
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
(СибАДИ)
Кафедра экономики и управления предприятиями
Курсовая работа
по дисциплине «Мировая экономика»
на тему: «Место и роль России в международной торговле»
ЭУТз 10-04сп
Руководитель: Калашникова Ю. В.
Омск – 2012
Содержание
Самая старая
форма международных отношений -
это международная торговля. На протяжения
столетий внешняя торговля была и
есть основа международных экономических
отношений, так как рост мирохозяйственных
связей ускорил процесс формирования
международного разделения труда, что
соединяет все страны в единое
хозяйственное целое. А это свидетельствует,
что интернационализация
Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.
Таким образом,
целью данной работы является определение
роли России в мировой торговле.
В соответствии с поставленной целью
в работе решались следующие задачи:
определение динамики и товарной
структуры внешней торговли, обозначит
позиции России на мировом рынке
сырьевых товаров и на рынке услуг;
определение проблем и
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.
Структурные
сдвиги, происходящие в экономике
стран под влиянием НТР, специализация
и кооперирование промышленного
производства усиливают взаимодействие
национальных хозяйств. Это способствует
активизации международной
Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.
Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира . Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.
Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.
Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных
пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.
В «Общий рынок» входят:
- Европейское
объединение угля и стали (
- Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).
Эти договоры
были дополнены и расширены так
называемыми Едиными
«Общий рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек) .
С 1967 года
Европейские Сообщества имеют следующие
общие наднациональные или
- Совет министров - законодательный орган;
- Комиссия
Европейских сообществ - исполнительный
орган. Только Комиссия имеет
право представлять на
- Европейский парламент - контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
- Суд Европейских сообществ - высший судебный орган;
- Европейский
совет, в состав которого
- Европейское
экономическое сотрудничество, комитет,
в составе которого
В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего рынка»:
- Экономического и социального совета;
- Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.
Существует организация «Общего рынка», насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.
Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.
Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:
- Свободный
торговый обмен (свободная
- Свободное
передвижение граждан стран-
- Свобода выбора места жительства;
- Свобода предоставления услуг;
- Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов);
Первым шагом в реализации целей «Общего рынка» явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).
Естественно,
что это, уже ставшее походить
на государство, объединение, не может
обойтись без собственной валюты.
И она появилась. Первым шагом
на пути создания Европейской валютной
системы было введение в 1971 году европейской
валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента
ЭКЮ используется как расчетная
единица для определения
Внешнеторговая политика «Общего рынка» призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений.
2. Североамериканское
соглашение о свободной
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южно-азиатская
ассоциация регионального
9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию
подобных блоков приводят объективные
процессы политического, экономического,
исторического характера. Активизация
таких процессов, с одной стороны,
способствует развитию международной
торговли (в рамках зон, блоков, регионов),
а с другой - создает для нее
ряд препятствий, свойственных любому
закрытому формированию. На пути к
единой, глобальной системе мирового
рынка лежит еще много
Информация о работе Место и роль России в международной торговле