Место и роль России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Содержание работы

Введение 3
Понятие международной торговли 4
Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними 5
Россия и ВТО 8
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Сибирская государственная  автомобильно-дорожная академия

(СибАДИ)

 

Кафедра экономики  и управления предприятиями

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Мировая экономика»

на тему: «Место и роль России в международной торговле»

 

 

 

 

 

                                                                                         Исполнитель: Бузоверова К. Н.

ЭУТз 10-04сп

Руководитель: Калашникова Ю. В.

 

 

 

 

Омск – 2012

Содержание

 

  1. Введение                                                                                                                        3
  2. Понятие международной торговли                                                                        4
  3. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними                                                                                                                                 5
  4. Россия и ВТО                                                                                                                  8
  5. Заключение                                                                                                                  14
  6. Список используемой литературы                                                                        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и  есть основа международных экономических  отношений, так как рост мирохозяйственных  связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что  соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных  связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости  интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся  мировой экономике очень большое  значение имеет внешняя торговля.

Требования  увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры  вызывают необходимость укреплять  экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность  российской продукции на мировых  рынках, создавать благоприятные  торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти  рынки. Вступив на путь экономической  реформы, отказавшись от государственной  монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может  и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих  принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и  финансовых организаций, в частности  Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а  в настоящее время готовится  к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО  призвана стать главным мировым  центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также  разрешения торговых споров.

Таким образом, целью данной работы является определение  роли России в мировой торговле. В соответствии с поставленной целью  в работе решались следующие задачи: определение динамики и товарной структуры внешней торговли, обозначит  позиции России на мировом рынке  сырьевых товаров и на рынке услуг; определение проблем и перспектив участия России в мировой торговле.

 

 

 

  1. Понятие международной торговли

 

Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.  Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства.

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми  странами мира . Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Мировые цены различаются в зависимости  от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются  цены крупных, систематических и  устойчивых экспортных или импортных  сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами  соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются  в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту  тему ведутся жаркие дискуссии.

В интересах  каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет  наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная  выгода является наибольшей.

Национальные  производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.  Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

  1. Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними

Анализируя  процессы, протекающие в мировой  торговле, следует подчеркнуть, что  либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных

пошлин, отменены многие ограничения, квоты  и т. п. Однако существует целый ряд  проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к  политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают  себя ядром будущих Соединенных  Штатов Европы.

В «Общий рынок» входят:

- Европейское  объединение угля и стали (соответствующий  договор вступил в силу в  1952 году).

- Европейское  экономическое сообщество (договор  вступил в силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены и расширены так  называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой  политического сотрудничества стран-членов «Общего рынка».

«Общий  рынок» является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения  стран-членов «Общего рынка» составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем  численность населения США (239 млн. человек) .

С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие  общие наднациональные или межгосударственные органы:

- Совет  министров - законодательный орган;

- Комиссия  Европейских сообществ - исполнительный  орган. Только Комиссия имеет  право представлять на утверждение  Совета министров проекты законов;

- Европейский  парламент - контрольный орган.  Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;

- Суд  Европейских сообществ - высший  судебный орган;

- Европейский  совет, в состав которого входят  главы правительств стран-членов;

- Европейское  экономическое сотрудничество, комитет,  в составе которого насчитывается  12 министров иностранных дел и  один член комиссии ЕС.

В своей  работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят  поддержку еще двух организаций, действующих в рамках «Общего  рынка»:

- Экономического  и социального совета;

- Консультативной  комиссии ЕС по углю и стали.

Существует  организация «Общего рынка», насчитывающая  более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой  статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.

Расходует же «Общий рынок» средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку  менее развитых регионов, финансирует  научные исследования и опытно-конструкторские  разработки, помогает развивающимся  странам, ну и, естественно, содержит сам  себя.

Основой политики Европейских Сообществ  является пять принципов:

- Свободный  торговый обмен (свободная торговля);

- Свободное  передвижение граждан стран-членов;

- Свобода  выбора места жительства;

- Свобода  предоставления услуг;

- Свободный  оборот капиталов и свободный  платежный оборот (трансферт капиталов);

Первым  шагом в реализации целей «Общего  рынка» явилось создание свободного единого рынка, иными словами  осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система  пошлин по отношению к третьим  странам (таможенная уния).

Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может  обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом  на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской  валютной единицы - ЭКЮ (ECU). С того момента  ЭКЮ используется как расчетная  единица для определения бюджета  «Общего рынка» и курсов национальных валют, а также для осуществления  всех расчетов и переводов между  ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

Внешнеторговая  политика «Общего рынка»  призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения «лимитированной» или «предельной» цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, «интервенционная» и «лимитированная импортная» цены. Также органы «Общего рынка» борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений.

2. Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская  Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. «Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южно-азиатская  ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский  пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор,  Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные  процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация  таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной  торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее  ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к  единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий  и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Информация о работе Место и роль России в международной торговле