Место и роль России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Содержание работы

Введение 3
Понятие международной торговли 4
Противоречия современной международной торговли и методы борьбы с ними 5
Россия и ВТО 8
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

Важную  роль в регулировании международной  торговли, в устранении препятствий  для ее развития, ее либерализации  играют международные экономические  организации. Одна из основных организаций  такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор  о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную  торговую организацию (ВТО).

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения  и государственного регулирования  взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных  экономических организаций, сфера  деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли. 

 

 

 

  1. Россия и ВТО.

Всемирная торговая организация не просто продолжение  ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:

ГАТТ - это  был комплекс правил, зафиксированных  в международном соглашении, которое  не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом, возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых годах . ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после  более, чем сорока лет его существования, правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными.

Цели и принципы: ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются:

      - предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

      - взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

     - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

    - отказ от использования количественных ограничений;

транспарентность торговой политики;

    - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны-члены  ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, ВТО представляет собой  своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и  правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и  услугами.

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями.

Министерская  конференция ВТО учреждает Комитет  по торговле и развитию, Комитет  по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде.

Министерская  конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время  Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро(Италия). Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных  вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений.

Принятие  решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

Членство. В  соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации  стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее  время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически  все государства СНГ ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека  существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько  лет. Все указанные ниже процедуры  присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих  групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки  и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

- Докладом  Рабочей группы, в котором будет  изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна  примет на себя по итогам  переговоров;

- Протоколом  о присоединении, юридически оформляющим  достигнутые договоренности;

- Списком  обязательств по тарифным уступкам  в области товаров и сельского  хозяйства;

- Списком  специфических обязательств по  доступу на рынок услуг.

Одним из главных  условий присоединения новых  стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным  органом присоединяющейся страны всего  пакета документов.

В соответствии с установленной процедурой присоединения  к ВТО, Россия начала сложный, многоэтапный и достаточно долговременный процесс  по оформлению членства в этой влиятельной  международной организации, что  предусматривает подготовку и проведение многосторонних и двусторонних переговоров  со странами-членами ВТО. (Более подробно о процедуре присоединения см. в справочно-аналитической записке "Всемирная торговая организация).

Главная задача России на переговорах - получение  условий членства в ВТО, которые  исключали бы ущемление ее прав в  сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг.

Присоединение к ВТО вытекает из задач современной  торговой политики России, которые  направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и международную торговлю и включают в себя:

- получение  лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

- развитие  экспортных возможностей страны  и "облагораживание" структуры  российского экспорта;

- обеспечение  достаточной степени защищенности  отечественных производителей в  условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО.

Основные  преимущества участия России в ВТО  заключается в следующем:

- создание  более благоприятных - недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий для развития торговли и прочих форм внешнеэкономической деятельности;

- доступ  к механизму ВТО по разрешению  торговых споров, как весьма эффективному (и практически единственному) инструменту защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления;

- внедрение  через применение норм и правил  ВТО в российскую практику  внешнеэкономической деятельности  и соответствующее законодательство  международного опыта в области  регулирования торговли.

Сегодня Россия, обладающая значительным ресурсно-сырьевым комплексом, а также наличием мощностей  по добыче и переработке минерального сырья, играет большую роль в их поставках  на внешние рынки.

Доля  России в мировой добыче (производстве) и разведанных запасах основных видов минерального сырья (в процентах) особенно значительна по природному газу (29% - добыча, 33% - промышленные запасы); никелю (25 и 14% соответственно); ванадию (30 и 50); вольфраму (10 и 11); металлам платиновой группы (30 и 10); железной руде (8 и 28); промышленным алмазам (15 и 12%).

В условиях кризисного состояния экономики  России, особенно в обрабатывающих отраслях, поставки продукции на экспорт  способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности - добычи и переработки нефти и  газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на указанных предприятиях.

Таким образом, экспортный потенциал добывающих и  перерабатывающих отраслей приобретает  роль важнейшего стабилизирующего фактора  в постдефолтных условиях развития экономики, а также выступает практически основным источником валютных поступлений в федеральный бюджет.

Одна  из основных проблем реформируемой  России состоит в поиске своего места  в мировой хозяйственной системе, попытках позиционироваться на внешних  рынках в качестве страны, способной  включиться в международную конкуренцию  в товарных нишах, которые заняты в настоящее время технологически продвинутыми государствами.

В настоящее  время рейтинг РФ как субъекта мирохозяйственных связей продолжает снижаться, а степень зависимости  ее экономики от мирового рынка постоянно  возрастает. По каналам экспорта на мировой рынок поступает от 20 до 90% национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. В первые годы рыночных реформ динамика внешней  торговли еще поддерживалась быстрым  наращиванием вывоза продукции ТЭК  и других базовых отраслей, не востребованной внутренним рынком, что обеспечивало шаткое равновесие в экономике и  позволяло за счет валютных и финансовых доходов решать острые хозяйственные проблемы. Однако уже со второй половины 1995 г. этот фактор постепенно стал утрачивать свое значение из-за практического достижения экспортных квот в ТЭК и других базовых отраслях экономики. Неудовлетворительна и структура товарооборота: 2/3 экспорта приходится на минеральные продукты, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химии, каучук. В то же время в структуре экспорта доля машиностроительной продукции продолжает оставаться на довольно низком уровне (10,6%). Экспортируемые за рубеж машины и оборудование в основной массе представлены ядерными реакторами, транспортными средствами, летательными аппаратами, военной техникой. Такое положение является свидетельством общего кризисного состояния и низкого уровня конкурентоспособности российской промышленности. За годы реформ не произошло существенного облагораживания экспорта, наоборот, сырьевая специализация страны закрепляется.

Экономика России, обладая крупными сырьевыми, производственными, интеллектуальными  и трудовыми ресурсами, а также  потенциально емким внутренним рынком, вполне самодостаточна для развития с опорой на собственные силы. Основа другого подхода - иностранные инвестиции и кредиты, привлечение мощных зарубежных ТНК, которые обеспечат не только необходимую финансовую поддержку, но и новейшие технологии, привнесут  передовые методы маркетинга и менеджмента. Нам представляется, что оба подхода  страдают некоторыми упрощениями и  неадекватны сложнейшим условиям глобализирующейся мировой экономики.

Информация о работе Место и роль России в международной торговле