Место и роль США в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, современное лидирующее положение США в экономике обеспечивается в основном тремя позициями: огромными масштабами внутреннего рынка; высоким уровнем научно-технического потенциала; мощной и разветвленной системой мирохозяйственных связей с другими странами. Исходя из этого, целью данной курсовой работы является выявление основных тенденций развития экономики США, а так же рассмотрение внешнеэкономических связей страны.
Основными задачами являются:
определить научно-технический потенциал штатов;
рассмотреть характерные черты экономического развития США;
ознакомиться с внешнеторговой деятельностью страны;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…….3
Основные тенденции развития экономики США………………………5
Научно- технический потенциал США…………………………………..5
Характерные черты экономического развития США………………....8
Внешнеэкономические связи США………………………………………11
Внешнеторговая деятельность США……………….……………………11
США в международных потоках прямых инвестиций……………….....13
Место и роль США в международной финансовой системе…………...17
Меры антикризисного регулирования экономики США……………....23
Заключение……………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

   Место американского центра в современной мировой финансовой системе нужно определять в исторической перспективе, причем в условиях мирового кризиса это место может серьезно измениться. Оно базировалось на следующих критически важных факторах американской экономики и общественной системы:

  1. огромный внутренний рынок сбережений и кредита;
  2. устойчивость прав собственности при либеральности и адаптивности системы;
  3. высокая эффективность рынка в отношении информации, способности перераспределения рисков;
  4. способность к глобальному перераспределению сбережений;
  5. значительная самостоятельность при способности воздействовать на формальные и неформальные правила поведения финансовых институтов на рынках всего мира.

   Характер американской финансовой системы имеет огромное значение при определении ее "места и роли". Речь идет о правовом или, более точно, об институциональном базисе.  Достаточно отметить, что США являются ядром англосаксонской сферы хозяйствования, базирующейся на соответствующем типе права, характере принятия решений. Роль американского финансового центра, естественно, обращена как на внутренние, так и на внешние проблемы функционирования, как во всякой экономике. Масштабы экономики, ее сложность во многом определяют специфику финансов и наоборот. Как во всякой системе банки и финансовые институты осуществляют критически важные функции перераспределения сбережений, выработки и учета рисков в цене финансовых продуктов и инструментов. [8]

   США воздействуют на остальной мир, предоставляя "швейцарские услуги" по надежности хранения средств, хотя они состоят не в секретности вкладов при низкой доходности, а в надежности прав собственности при огромных масштабах рынка.

Рост курса доллара осенью 2008 г. при бегстве в казначейские бумаги США из других стран указывает  на сохранение доверия в мире к доллару и американскому финансовому центру даже в момент сильнейшего кризиса - правда, за неимением практических альтернатив необходимых масштабов. Привлечение иностранных капиталов в США сыграло серьезную роль в экономическом развитии страны в далеком и недавнем прошлом.

Американская финансовая система  характерна тем, что обладает обеими опорами для кредитования экономики: развитой банковской системой и системой небанковских институтов и инструментов с мощным фондовым рынком и огромной ролью прямых инвестиций. Ведущим показателем привлекательности и силы финансового центра является в современных условиях биржа. Именно по масштабам оборота биржи легко понять, в какой степени Американский центр мощнее большинства конкурентов - доля двух американских бирж в мировом биржевом обороте  колеблется в 2000-х гг. между 47 и 62%, что в целом в два раза выше американской доли в мировом ВВП. [15]

В любом случае место США на биржах мира во многом определяется внутренней ликвидностью, историей надежности и  доходностью. Развитие новых конкурирующих  финансовых центров в области  биржевой торговли акциями потребует  огромных капиталов и высокой  правовой защиты, высокого доверия  инвесторов, чтобы сместить роли бирж в мире в заметном масштабе. 

Прочные позиции американских бирж (особенно вместе с Лондонской) указывают  на контроль над самым волатильным, но и высокодоходным сектором мировой экономики (кроме разве что валютных спекуляций). Биржа, естественно, не изолирована, а опирается на два сектора, которые вместе обеспечивают базовые возможности американского центра: банковскую систему и рынок облигаций.

Не менее наглядно мощь американского  центра видна на рынках с заимствованиями  в форме долговых бумаг - доля американского  центра в последние годы была устойчива на обоих рынках: внутренних облигаций и внешних долговых заимствований. Среди всех внутренних выпусков облигаций в мире на США приходится устойчиво 43% или даже более. Более 25% всех внешних выпусков также приходится на долю США, так как на этом рынке намного больше активность международных организаций, выше роль суверенных заимствований и т.п.

Экономика США является одним из центральных объектов (и источников) прямых инвестиций. В этом отношении чрезвычайно важно учесть различия в структуре вложений американских компаний - прямых и портфельных - за рубежом. Соответственно, это относится и к вложениям из-за рубежа в США. Тут мы имеем дело в большей мере как бы с игрой двух почти равных по роли игроков: США (особенно вместе с другими англосаксами) и "Остальной мир", учитывая, что значительная часть остального мира бедна и на финансовых рынка мало заметна. [18]

Анализ в  кратком виде показывает, что США  в целом привлекают огромные объемы капитала в форме облигаций, причем высокогрейдовых. Предоставляя услугу надежности хранения средств, американские заемщики выигрывают на разнице в  ставках процента по выплачиваемым  и привлекаемым кредитам. Тесная корреляция слияний и поглощений с притоком ПИ выводит его показатель на вторую позицию в этом десятилетии после максимума 2000 г. - 319,7 млрд. долл. Однако крупнейшие потери, связанные со снижением стоимости активов, которые понесли в период кризиса филиалы иностранных компаний, перекрыли этот показатель. В целом же приток ПИ в американскую экономику за период 2007-2008 гг. упал с 296,1 до 196,7 млрд. долл. Основной вклад в эту динамику вносит заметно снизившаяся активность в сфере международных приобретений американских компаний. [9]

   Национальные интересы США предполагают важные цели в правовом поле: максимально свободный доступ транснациональных компаний к прямым вложениям в высокодоходные активы по всему миру; обязательность выполнения долговых обязательств; развитая система информации о состоянии активов по всему миру; надежная система учета коммерческих и политических рисков. 

   Специфическая роль США как крупного глобального заемщика лежит в нескольких сферах. Во-первых, это огромный внутренний рынок, на котором даже крупные международные игроки играют подчиненную роль. Во-вторых, высокая надежность дает возможность США привлекать большие массы долгового капитала по низким ставкам, в том числе для финансирования государственного долга. В-третьих, это значительное преимущество при вложениях прямого капитала за рубежом. 

   Сложная и масштабная финансовая система США интенсивно развивалась в течение послевоенного периода, достигнув по ряду параметров "паритета" с остальным миром. Мощь финансового центра позволяла американской экономике решать ряд проблем своего развития, выходя за рамки разумных ограничений рисков. В особенности это относится к большим внешним заимствованиям, послужившим средством поддержания высокой динамики личного потребления при нулевой норме сбережений из располагаемого дохода американского населения в 2000-х гг. Англосаксонская либеральность стала и силой развития, и источником неожиданных, и незамеченных рисков, которые практически взорвали мировой экономический подъем первого десятилетия XXI века. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Меры антикризисного регулирования  экономики США

 

Развитие экономики США в 2010 г. по-прежнему в первую очередь определялось необходимостью преодоления последствий  финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Согласно официальному заявлению  Национального бюро экономических  исследований США, низшая точка кризиса  была пройдена американской экономикой в июне 2009 г., после чего начался  экономический подъем. Таким образом, рецессия, которая началась в декабре 2007 г., продолжалась 18 месяцев и стала  наиболее продолжительной со времен Второй мировой войны (ранее наиболее продолжительными из послевоенных считались  рецессии 1973-1975 и 1981-1982 гг., каждая из которых  продолжалась по 16 месяцев). [16]

Вывод об окончании рецессии был  сделан на основе рассмотрения обновлённых  данных о динамике ВВП, а также  других макроэкономических показателей  уровня экономической активности. Во втором квартале 2010 г. реальный ВВП  был на 3,1% выше своего наиболее низкого  значения во втором квартале. 2009 г., но на 1,3% ниже предыдущего максимума, зафиксированного в четвертом квартале 2007 г. [5, c. 57]

Таким образом, несмотря на сохранение в экономике США значительного  количества проблем, связанных с  последствиями экономического и  финансового кризиса, можно констатировать, что огромный комплекс мероприятий  по выходу из этого кризиса, проводимый государством во взаимодействии с корпоративным  и некоммерческим секторами, начинает давать результаты.

Однако говорить о преодолении  кризиса в настоящее время  еще преждевременно. Основными проблемами, препятствующими выходу на траекторию устойчивого роста, остаются высокий  уровень безработицы, а также  ситуация в жилищном секторе.

В 2010 г. администрацией США и Федеральной  резервной системой были продолжены комплексные мероприятия по всем направлениям преодоления кризиса. Обращает на себя внимание разнообразие мер борьбы за экономическую и  социальную стабильность. Как государственные, так и корпоративные антикризисные  мероприятия не сводятся только к  мерам финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а включают в себя целую  совокупность законодательных инициатив, направленных на перевод экономики  США на новую модель человекоориентированного и инновационного развития XXI века. [9]

Сложность и многоплановость предпринимаемых  мер обусловлена необычностью текущего кризиса, который связан не просто с  цикличным характером воспроизводства, а с назревшей необходимостью структурной перестройки экономики, вызванной исчерпанием резервов экономического роста на основе существующей традиционной структуры потребностей, демографическими изменениями рабочей  силы и вступлением в новую  фазу научно- технического цикла.

Рекордный уровень безработицы  в сочетании с ситуацией, когда  значительная часть безработных  считается таковыми более шести  месяцев, в настоящий момент является одной из наиболее острых проблем, на решение которой направлены как  средства макроэкономического регулирования, так и ряд законодательных  мер американской администрации. Снижение безработицы объявлено президентом  Обамой главным приоритетом в  перечне мер по преодолению кризиса. В марте 2010 г. президент подписал закон, предусматривающий льготу по налогу на фонд заработной платы для  компаний, нанимающих на работу сотрудников, которые ищут работу более 60 дней, а  также сокращение налогов компаниям, нанимающих на работу людей, бывших без работы не менее двух месяцев. Подписанный в феврале 2009 г. Закон о восстановлении и инвестициях уже позволил создать или сохранить около 3 млн. рабочих мест. Исключительно важно, что американская администрация, понимая переходный характер кризиса и необходимость изменения структуры рабочей силы, делает акцент на создании новых рабочих мест в перспективных областях, таких как высокоскоростной транспорт, создание эффективной системы энергообеспечения, широкополосные каналы связи, медицинские и энергосберегающие технологии, научные исследования. [6]

Любой экономический кризис имеет  конструктивную составляющую, а именно, выявление и исключение из воспроизводственного процесса наименее эффективных звеньев  и элементов на всех уровнях. Учитывая комплексный, переходный характер нынешнего  кризиса, данное свойство проявляется  в нем особенно выпукло и масштабно. Так, кризис показал неэффективность  огромных блоков финансовой системы, связанную  с искажением информации, чрезмерным увлечением деривативами, финансовыми  пузырями и спекулятивными операциями. Это обусловило необходимость широкомасштабной реформы финансового сектора. С  другой стороны, необычно высокий даже для кризисных времен уровень  безработицы свидетельствует о  том, что, наряду с обычным для  кризиса избавлением от неэффективных  компаний и сотрудников, в каждой отрасли существует серьезная необходимость  перелива рабочей силы из уходящих в прошлое отраслей в более  перспективные или коренной реорганизации  неэффективных отраслей. [5, c. 117]

Обострение проблемы безработицы  и необходимость сохранения за США  мирового научно- технического лидерства  объясняет постоянное внимание администрации  к проблемам образования. К 2020 г. США планируют стать лидером  по доле лиц, получивших высшее образование, а каждый американец должен будет  получить хотя бы один год послешкольного (высшего) образования или повышения  квалификации.

Многоплановость государственных  антикризисных мероприятий связана  с двояким характером стоящей  задачи: с одной стороны, необходимо обеспечить поддержку пострадавшим в результате финансовых потрясений, потери работы и снижения уровня жизни  гражданам и не допустить новых  потрясений, с другой - направить  экономику на инновационный, перспективный  путь развития, заложить фундамент  конкурентоспособности страны, осуществив структурные изменения в экономике. Мероприятия администрации Обамы  направлены на инвестирование в приоритетные отрасли, которые должны обеспечить существенный экономический рост в  будущем. Из 787 млрд. долл., выделяемых в  рамках беспрецедентного по масштабам  Закона о восстановлении и инвестициях, более 100 млрд. будет инвестировано  непосредственно в инновационные  программы.[6]

Огромные расходы, связанные с  проведением макроэкономической политики, спасением и реформированием  финансовой системы, социальной поддержкой и структурной перестройкой экономики, не могут не вызывать опасений по поводу усугубления проблемы внутренней и  внешней государственной задолженности. Однако сокращение бюджетного дефицита было одной из важнейших составляющих программы Обамы, и в 2010 г. американское руководство подтвердило свою приверженность этой задаче.

По итогам 2010-2011 фин. г. дефицит бюджета сократился до 1,296 трлн. долл. (составив 8,7% ВВП), или на 9,4% меньше, чем в прошлом году, когда он достиг рекордной суммы в 1,416 трлн. долл. (9,9% ВВП). Целью администрации Обамы является сокращение бюджетного дефицита до 4,3% ВВП к 2013 г. [22]

В ноябре 2010 г. специальной двухпартийной  комиссией по проблемам бюджетного дефицита был выдвинут план по уменьшению задолженности, вызвавший широкий  общественный резонанс. Одной из глубинных причин растущего бюджетного дефицита является огромная величина расходов на здравоохранение, значительно превышающая аналогичные расходы в других развитых странах как в абсолютных размерах, так и по доле ВВП. Поэтому ключевое место в мероприятиях по сокращению дефицита бюджета принадлежит реформе здравоохранения. Целью реформы является замедление роста затрат на медицинские услуги при сохранении их качества, а также повышение уровня жизни значительного числа граждан за счет обеспечения их доступа к высококвалифицированной медицинской помощи. [9]

Информация о работе Место и роль США в мировой экономике