Место и роль страны в мировом разделении труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:06, доклад

Описание работы

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако, основными из них являются следующие:
* уровень и динамика движения национальной экономики,
* степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,
* прогрессивность и развитость ВЭС,
* умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

     

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда  и в интернационализации хозяйственной  жизни зависят от многих факторов. Однако, основными из них являются следующие:

 

* уровень  и динамика движения национальной  экономики,

 

* степень  ее открытости и вовлеченности  в МРТ,

 

* прогрессивность  и развитость ВЭС,

 

* умение  национальной экономики адаптироваться  к условиям международной хозяйственной  жизни и одновременно воздействовать  на них в желаемом направлении.

Поиск своей  ниши в системе МРТ независимой  Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической  деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему  международного разделения труда. При  этом ход этого включения имеет  как позитивные, так и негативные аспекты.

Позитивным  моментом является то, что Россия может  приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной  продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития она уже в начале второго десятилетия вполне может решить поставленную задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна будет по-прежнему двигаться по т. н. "нижнему пути" к конкурентоспособности. Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение более дешевых трудовых и природных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к конкурентоспособности и экономическому росту по "верхнему пути", непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства.

 

Российское  правительство, которое поставило  своей задачей модернизацию и  диверсификацию экономики, предпринимает  меры для того, чтобы началось движение по второму пути. С этой целью  реформируются национальная инновационная  система и академическая наука, началось формирование особых экономических  зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный и венчурный фонды и т.д.

 

По расчетам Правительства, реализация программы  позволит отраслям промышленности, выпускающим  инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в объеме производства увеличится с 33% в 2005 г. до 43-46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится соответственно с 32% до 29-31%. Ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки  для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями  которой должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережающего роста  экспорта продукции машиностроения и готовой продукции.

 

Отечественные прогнозисты сходятся на том, что  в ближайшие годы наша страна останется  для остального мира источником сырья  и материалоемкой продукции и  рынком сбыта готовых изделий. Они  указывают, что и в обозримой  перспективе поставки природных  ресурсов и полуфабрикатов останутся  важным направлением специализации  России в МРТ. Вместе с тем, по их мнению, в случае реализации экономической  политики, стимулирующей инновации, к середине века можно ожидать  роста как экспортных, так и  импортозамещающих возможностей отраслей потребительского сектора (сельского  хозяйства, пищевой и легкой промышленности), технологичных обрабатывающих секторов (машиностроения, химии и нефтехимии) и сферы услуг. Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России

 

в мировое  экономическое сообщество в целях  максимального использования внешнеэкономических  связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Несмотря  на формальное расширение с начала 90-х гг. участия в международных  экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень  ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возросли, но даже сократились, едва превысив в настоящее время 1%. Прежде всего о позиции, занимаемой Россией в системе мирохозяйственных связей, свидетельствует товарная структура и модель ее внешнеэкономических связей, а также доля ее участия в геоэкономической системе.  Как свидетельствуют данные в структуре российского экспорта 2008 года около 70 % занимают минеральные продукты. Также существенна доля металлов, драгоценных камней и изделий из них (13,2 %). Наименьшую долю имеют кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (0,1 %), а также текстиль, текстильные изделия и обувь (0,2 %).

Продукция с  высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование и транспортные средства, товары химической и легкой промышленности) составила 14,6% экспорта, в том числе машины, оборудование и транспортные средства - 4,9%. Доля последней  группы в общем объеме экспорта, несмотря на некоторый стоимостной  рост, постоянно снижается.

Для современной  международной специализации России, помимо нефти и газа, характерна ориентация на продукцию таких отраслей промышленности, как черная и цветная  металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажное производство. В такой структуре  отражается объективная закономерность экспорта: наличие избыточных факторов производства в России (нефть и  газ), более высокая производительность труда в данных отраслях. При этом существует самоблокировка этих факторов, так как высокая производительность обусловлена избыточностью и  дешевизной энергоресурсов. В то же время эти отрасли отличаются низкой технологичностью и экологичностью.

Современная структура российского экспорта

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела  к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

В сфере международного обмена услугами Россия выступает преимущественно  в роли импортера, что свидетельствует  о недостаточном развитии в стране транспортной и туристической инфраструктур, телекоммуникаций, финансовых, консультационных и иных подобных структур. Удельный вес России в накопленных вывезенных мировых ПИИ (прямые иностранные  инвестиции) оценивается в 0,4-0,5%. Близкую цифру - 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего мирового объема составляют зарубежные ПИИ, накопленные в российской экономике. Из общего объема накопленных к 2005 г. ПИИ 25% приходилось на добывающую промышленность, 12,7% - на металлургическую, по 7% - на пищевую и нефтяную, 6% - на торговлю и 5% - на транспорт. В производство машин и оборудования было вложено лишь 0,8%, в электротехническую и электронную отрасли - 0,5%, в производство транспортных средств - 1,5% ПИИ. То есть Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и, следовательно, почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Сырьевые отрасли, в которые преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие в России, непосредственно не участвуют в отношениях транснациональной производственной кооперации.

Модель внешнеэкономических  связей России является преимущественно  торговой, а не производственно-инвестиционной. Ее специализация

в системе  мирохозяйственных связей носит  сырьевой характер. Это свидетельствует  о периферийной позиции России и  соответственно об ее неполной включенности в мировую геоэкономическую систему. Таким образом, Россия практически  не участвует в создании и перераспределении  мирового дохода, который формируется  в рамках этой системы. Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в  мировой не сырьевой торговле. И  главная проблема здесь - это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны  государства. Также не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений  с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей  страны в мировое хозяйство.

Безусловно, положение России на мировой экономической  арене вызывает озабоченность не только само по себе. Нынешний характер участия России в международном  разделении труда породил в отечественном  народном хозяйстве процессы, развитие которых может подорвать возможности  экономического роста. Растущие поставки за рубеж главным образом базовых  товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции  провоцируют “утяжеление” структуры  промышленного производства и деиндустриализацию экономики. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья и все меньшее - машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. При сохранении таких тенденций Россия рискует превратиться в территорию, на которой будут сконцентрированы главным образом добыча минерального сырья и экологически обременительные производства. Она по-прежнему будет находиться в серьезной зависимости от колебаний цен на мировых рынках. Сложившаяся за последнее столетие внешнеэкономическая специализация не позволяет России вести масштабную торговлю готовыми изделиями: их доля в отечественном экспорте составляет примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у всех стран мира в целом. В еще меньшей мере она способна к обмену продукцией машиностроения, удельный вес которой в отечественном экспорте в семь раз меньше, чем в мире в целом. Совсем незначительны ее возможности в торговле высокотехнологичной продукцией, на долю которой приходиться около 2% экспорта, в восемь раз меньше среднемирового показателя. Невелик потенциал страны и в торговле услугами. Все это говорит о настоятельной необходимости перестройки внешнеэкономической специализации, без которой вряд ли можно рассчитывать на стабильный экономический рост и укрепление позиций российских производителей.

Перспективы выхода России на мировой рынок

Анализ состояния  отдельных отраслей народного хозяйства  говорит о том, что возможности  изменить характер участия России в  системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в частности, на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее зависимости от импорта.

Для того чтобы  наша страна, сохраняя традиционный экспорт, могла предложить на внешних рынках более широкий спектр готовой  продукции, а также имела возможность  рационализировать импорт, требуется  модернизировать и диверсифицировать  экономику, обновить ее технологический  базис, который стремительно устаревает морально и физически. Все это  может обеспечиваться только с помощью  инвестиций и инноваций.

Повышение инвестиционной и инновационной активности - общенациональная проблема,

решение которой вряд ли возможно без согласованных усилий всех ветвей власти и отечественного бизнеса.

Таким образом, в сложившихся условиях для решения  задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций  развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции страны в мировую экономику  перед Россией стоят следующие  основные цели:

- повышение  конкурентоспособности российской  экономики;

- сохранение  позиций России на мировых  товарных рынках (поставки материалов, комплектного оборудования, вооружения  и военной техники), а также  дальнейшее расширение экспорта  готовых изделий и услуг;

- обеспечение  равноправных условий доступа  российских товаров и услуг  на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;

- проведение  таможенно-тарифной политики, способствующей  созданию благоприятных условий  для расширения национального  производства и повышения его  конкурентоспособности, не ухудшающей  при этом условий конкуренции  на внутреннем рынке;

- сокращение  утечки капитала по каналам  внешней торговли путем создания  более благоприятных экономических  условий в России, а также ужесточение  контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

Для достижения данных целей и повышения эффективности  внешнеэкономической деятельности необходимо обеспечить реализацию определенных мер, развитие системы государственного регулирования внешнеторговых связей в соответствии с курсом государства  на поддержку реального сектора  экономики, которое будет осуществляться по четырем направлениям:

1. Выработка  и реализация внешнеэкономической  политики России, включая вопросы  оптимизации топливно-сырьевого  экспорта, поддержки экспорта готовых  изделий и услуг (традиционных  и прогрессивных их видов, включая  экспорт технологий и "ноу-хау"). Одним из приоритетов станет  стимулирование на государственном  уровне экспортной деятельности  российских производителей, прежде  всего, выпускающих продукцию  с высокой долей вновь созданной  стоимости. В связи с этим  продолжится формирование системы  кредитования и страхования экспортеров при участии государства для продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроения, космонавтики, судостроения, энергетического машиностроения, включая оборудование для ядерной энергетики, и др.).

Информация о работе Место и роль страны в мировом разделении труда