Место и роль страны в мировом разделении труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:06, доклад

Описание работы

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако, основными из них являются следующие:
* уровень и динамика движения национальной экономики,
* степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,
* прогрессивность и развитость ВЭС,
* умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

2. Обеспечение  благоприятных торгово-политических  и правовых условий для российских  участников внешнеэкономических  связей и их равноправное участие  в мировой торговле, усиление  роли государства в снятии  необоснованных ограничений и  в создании более благоприятных  условий для продвижения российских  товаров на внешние рынки.

Созданию  таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное  участие в действующих и формирующихся  международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

3. Защита  внутреннего рынка, опирающаяся  на общепринятые международные  нормы и правила и использующая  все предусмотренные российским  законодательством инструменты.  Эти меры будут направлены  на защиту конкурентоспособности  и перспективных отечественных  производств.

4. Формирование  международных приоритетов внешнеторговой  политики как важнейшей составной  части внешнеэкономической политики.

При этом основой  устойчивого развития России должен оставаться ее внутренний рынок при  сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Важно  повышать роль субъектов РФ в выработке  и осуществлении внешнеэкономической  политики. Также нужно вовлекать  во внешнеэкономические связи не только новые регионы, но и новые  предприятия; повышать долю малого и  среднего бизнеса во внешнеэкономических  отношениях.

Основным  инструментом

защиты внутреннего  рынка должны стать меры, направленные, прежде всего, на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных  защитных и компенсационных мер  позволит обеспечить защиту интересов  национальных производителей в случаях  нарушения нормальной конкурентной ситуации. Необходимо расширять экспорт  услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, туризм, образование, программные продукты, а также  экспорт технологий. Необходимо задействовать  механизмы регулирования торговли услугами, выработав единые подходы. Введение национального классификатора услуг, определение категории услуги как особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, включая налоговые аспекты. Одновременно, может обеспечиваться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.

Также необходимо налаживание интенсивных торгово-экономических  связей с зарубежными странами, завоевание рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное  сотрудничество является то, насколько  это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической  безопасности. Рассмотрим основные направления  внешнеэкономических связей России.

Азиатско-Тихоокеанское  направление. Страны АТР бурно развиваются  в последнее время. Экономические  интересы России в регионе АТР  стимулируются наличием в нем  капиталов, технологий, а также нужного  стране сырья, относительно дешевых  транспортных путей через Тихий  океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал  в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.

В рамках АТР  следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением  самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между  Россией и США перспективным  является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое  сотрудничество и др.).

Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом  комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических  связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности  и геополитической целесообразности. Пора серьезно задуматься над тем, как  преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности - практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ.

Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов  российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удается преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в ее внешнем товарообмене, которая понизилась за последние  годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться, возникает все  больше разногласий как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому

недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При  наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении  оно вполне может стать хозяйственной  зоной, тяготеющей к России.

С развивающимися странами внешнеэкономические связи  России предстают как необходимое  звено в механизме ее внешних  отношений со странами мира. Тем  более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

В рамках работы по налаживанию внешнеэкономических  связей России с зарубежными странами потребуется система государственного поощрения отечественных компаний, участвующих в инвестициях за рубежом; необходима качественная инфраструктура для обеспечения торговли между  государствами; также нужно проводить  работу в дипломатическом аппарате, направленную на помощь отечественному бизнесу. Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает формирование системы контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Этот инструмент необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны получить равные возможности защиты своих интересов.

Важно понимать, что без государственной поддержки  бизнесу чрезвычайно сложно выйти  на зарубежные рынки и тем более  поддерживать высокую конкурентоспособность. Для достижения поставленных целей  и для укрепления своих позиций  в мире Россия должна проводить активную политику в области внешнеэкономических  связей и торговых отношений. По мнению премьер-министра РФ, Владимира Путина, "активная внешнеэкономическая политика - один из важнейших факторов долгосрочного  роста экономики и эффективный  инструмент для ее перехода на инновационный  путь развития".

Заключение

В России форсированными темпами формируется экономическая  система открытого типа, однако осуществляется это не всегда продуманно и зачастую без учета экономических интересов  страны, что не только не способствует повышению эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности, но и, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую  безопасность страны.

Россия вывозит  крайне мало промышленных потребительских  товаров и еще меньше машин  и оборудования. Это объясняется  рядом причин, в частности, низкой конкурентоспособностью российских промышленных товаров на мировом рынке. Структура  российского экспорта носит преимущественно  сырьевой характер, что свойственно  только странам с очень низким уровнем экономического развития. Неблагоприятна также и структура импорта, по которому в страну ввозится в основном продовольственная продукция.

Все это позволяет  констатировать, что Россия участвует  в международном разделении труда  в незавидном качестве поставщика сырья  и потребителя готовой продукции  непроизводственного потребления. Такое положение крайне неблагоприятно, так как в мировой практике наблюдается устойчивая тенденция  ухудшения условий торговли при  обмене сырья на готовую продукцию. В этом и заключается одна из причин постоянно увеличивающегося разрыва  между экономически развитыми и  развивающимися странами

Но, несмотря на имеющиеся трудности

экономического  и неэкономического характера, у  России имеются все возможности  для того, чтобы на равных интегрироваться  в мировое хозяйство и занять должное место в системе международных  экономических отношений. Переход в мировое рыночное хозяйство для России не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно бороться. В связи с этим на пути интеграции в мировое хозяйство весьма актуальной для нашей страны становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму того ущерба, который может быть нанесен российской экономике вследствие воздействия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективных действий российских политических и экономических субъектов на мировых рынках.

Таким образом, перспективы России, как полноправного  участника в международном разделении труда наравне с развитыми  постиндустриальными странами, будут  зависеть от полноценного и рационального  использования ресурсного потенциала страны, развития финансового сектора, создания крепкой институциональной  среды (законодательная база, налоговая  система, система патентования и  страхования) и параллельного проведения научно-технической политики, обеспечивающей непрерывный рост вложений в фундаментальные  и прикладные исследования и разработки.


Информация о работе Место и роль страны в мировом разделении труда