Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:27, контрольная работа
Собственность - основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Во время перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности, включающую в себе систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ, где структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения.
1.Введение 3
2.Типы и формы собственности 4
3.Причины, приведшие к краху экономической системе стран
социалистического строя 7
4. Место отношений собственности в реформировании экономики
постсоциалистических государств 9
5. Заключение............................................................................................ 19
6. Список литературы...................................................................................20
Возникла необходимость
в изменении отношений
Все это осложнялось разрывом институциональных и технологических связей советской системы централизованного планирования, вызванного сбоями в снабжении производства исходными материалами и в поставках готовой продукции, создавая тем самым предприятиям новые трудности. Сильными ударами, особенно для новых независимых государств СНГ, стали потеря бюджетных трансфертов из центра и прекращение дотационного импорта энергоресурсов. Сочетание дисциплины и стимулирования с протекционизмом и подавлением предпринимательской инициативы выдвигает на первый план два резко контрастирующих друг с другом режима регулирования. В действительности достигнутые той или иной страной результаты охватывают целый спектр промежуточных возможностей в зависимости от того, преследовались ли цели либерализации, введения жестких бюджетных ограничений и создания благоприятной экономической среды, - а также от того, в каком порядке и насколько энергично это делалось.
4. Место отношений собственности в реформировании экономики постсоциалистических государств
С 1989 года, после начала распада Советского Союза, во многих странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) происходили беспрецедентные политические, экономические и социальные перемены, и этот период нередко называют переходным.
Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях.
Распад Советского Союза
и последующий переход к
Переход к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в экономике, распад торговых связей, отсутствие рыночных институтов.
В постсоциалистических странах, как и в любой переходной экономике, правовое оформление отношений собственности крайне несовершенно и неустойчиво. Тем более беспомощен и бездеятелен институт исполнения судебных решений, столь необходимый в условиях, когда не сложилась еще традиция соблюдения прав собственности и контрактных обязательств. Такая ситуация неизбежна в этот период уже вследствие того, что экономические отношения первичны относительно правовых. Разрушение прежних экономических отношений означает упразднение старого права, а новое и соответствующие ему институты появляются по мере становления новых экономических отношений. В результате образуется так называемый правовой вакуум, создающий предпосылки для широкого использования насильственных методов изъятия объектов собственности у прежних субъектов, равно как и у конкурентов.
Во всех постсоциалистических
странах вместе с принятием новых
конституций были проведены экономические
реформы, призванные разрушить
— реформирование отношений собственности;
— разгосударствление (ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отказ от прямого управления государства экономикой, создание условий для увеличения численности хозяйствующих субъектов), которое достигалось двумя путями: через самоуправление или приватизацию.
— приватизация (переход в частную собственность значительной части государственной собственности);
— демонополизация (создание и защита конкурентной среды, преодоление государственной и негосударственной монополии);
— либерализация, проявляющаяся в двух формах — внутриэкономической (упразднение государственного кон троля над ценами на преобладающее большинство экономических благ, учреждение свободы торговли юридических и физических лиц и подчинение деятельности товаропроизводителя условиям рынка) и внешнеэкономической (расширение возможностей поступления в страну иностранных инвестиций; разгосударствление внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений на экспорт и импорт; конвертированность национальной валюты и т. п.);
— макроэкономическая стабилизация (минимизация дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитирования, порождающих инфляцию);
— формирование рыночной инфраструктуры;
— социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.
Этап перехода к рыночной экономике в постсоветских странах характеризовался глубокими качественными изменениями в базовых социально-экономических отношениях.
Главными целями радикальных
рыночных преобразований провозглашались
повышение эффективности
В качестве основных инструментов достижения намеченных целей были избраны разгосударствление и приватизация, передача средств производства в частные руки, так называемого, эффективного хозяина, полная хозяйственная самостоятельность предприятий при отсутствии заметного государственного вмешательства в процессы экономического развития.
Вместе с тем, мировой
опыт построения социально ориентированной
рыночной экономики убедительно
свидетельствует о том, что подобные
преобразования должны осуществляться
в неразрывной связи с
Для достижения поставленных задач страны бывшего социалистического лагеря использовали два диаметрально-противоположных варианта, позволяющих в одинаковой степени решить вышеуказанные проблемы реформирования экономики и перейти к реальным рыночным отношениям, с формированием рыночных форм хозяйствования и устранение деформаций, свойственных административно-командной системе:
1. Институционалъно-кейнсианский вариант эволюционных изменений (градуалистическая политика).
2. Либерально-монетаристский вариант радикальных изменений (политика "шоковой терапии").
Справочно:
Эволюционный переход к рыночной экономике (градуализма):
1. Процесс экономической
трансформации трактуется как
постепенное изменение
2. Реформирование экономики предполагает:
— обеспечение динамического равновесия на потребительском рынке путем легализации и развития частного сектора;
— распространение рыночных механизмов в первую очередь на производство и сбыт потребительских экономических благ, а со временем и на инвестиции;
— либерализация
цен с сохранением
— формирование
двухсекторной модели экономики, где
превалируют частные структуры
в потребительских отраслях экономики,
а государственные и
— падение производства,
обусловленное политикой
— гиперинфляция как следствие либерализации;
— глубокая дифференциация различных слоев населения по уровню доходов.
Концепция политики "шоковой терапии":
1. Процесс экономической
трансформации предполагает
2. Реформирование экономики предусматривает:
— проведение на
протяжении 1—2 лет радикальных
— моментальную либерализацию цен;
— немедленное устранение государства от вмешательства в экономические процессы;
— ликвидацию преобладающего большинства субсидий;
— учреждение полной финансовой самостоятельности предприятий;
— осуществление в течение 10—15 лет фундаментальных преобразований в экономике.
Приватизация в
Альянсы новых собственников
согласованно лоббировали во
властных структурах всех
Централизации и упорядочению
процессов приватизации
Малая приватизация
в большинстве стран проходила
быстро и эффективно, и ее можно
было считать завершенной уже
к середине 90-х годов. В процесс
малой приватизации были
При малой приватизации
обычно учитывались интересы
населения. Так, при продаже
предприятия торговли или
Большая приватизация
столкнулась во всех