Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 17:27, контрольная работа
Собственность - основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Во время перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности, включающую в себе систему объективных экономических отношений, связанных с присвоением материальных или нематериальных благ, где структуру отношений собственности составляют отношения пользования, распоряжения, владения, отчуждения и присвоения.
1.Введение 3
2.Типы и формы собственности 4
3.Причины, приведшие к краху экономической системе стран
социалистического строя 7
4. Место отношений собственности в реформировании экономики
постсоциалистических государств 9
5. Заключение............................................................................................ 19
6. Список литературы...................................................................................20
Процесс приватизации
в большинстве
Особая проблема необходимость довольно значительной «дополнительной» приватизации, т. е. сокращения доли государства в капитале приватизированных компаний или полной продажи государственных долей и пакетов акций. «Недоприватизация» в ряде стратегически важных отраслей, особенно в отраслях естественных монополий, стала фактором, препятствующим экономическому росту. В переходной экономике существуют сотни компаний, где незначительное участие государства в капитале не дает ни контроля, ни доходов. Государству выгоднее избавиться от них, чем продолжать номинально оставаться собственником. Во многих крупных компаниях, полностью или частично остающихся в собственности государства, издержки производства достигли такого уровня, что их покрытие потребителями стало практически невозможным. Это особенно актуально для энергетики, газоснабжения, крупных транспортных компаний. В ряде стран (Чехия, Венгрия, Румыния) поставлена задача в течение 1—2 лет провести приватизацию таких компаний, так как только частный инвестор сможет переломить тенденцию монопольного роста издержек и цен и обеспечить повышение эффективности.
Необоснованная «недоприватизация» оказывается выгодной государственному чиновничеству. Представители государства часто голосуют в интересах наиболее крупных акционеров, естественно, не безвозмездно. Такая весьма распространенная комбинация политики и бизнеса наносит вред государству и может быть пресечена только последовательным завершением приватизации везде, где это возможно. До сих пор не найден и выход из двойственного и чреватого коррупцией положения представителей государства в крупных компаниях: голосуя в интересах государства за направление значительной части прибыли в инвестиции и развитие, они выступают против интересов большинства акционеров, приоритет которых состоит прежде всего в росте доходов на капитал.
Темпы перехода к рыночной
экономике были разными - от "шоковой
терапии" в Польше до поэтапной
приватизации в Чехословакии и других
странах. Необходимо отметить, что во
всех постсоциалистических странах
очень быстро развеялась наивная
вера в то, что обвальное законодательное
разгосударствление, всеобщая приватизация
решат все проблемы, обеспечат
функционирование общества на основе
использования
В Польше, Эстонии, Венгрии для решения стоящих перед государствами задач использовался метод "шоковой терапии", в результате чего процесс перехода оказался наиболее болезненным для экономик этих стран, обнаживший проблемы экономики, принесшим на начальном этапе социальную напряженность, резкое снижение доходов населения и уровня жизни, однако форсированная трансформация повлекла за собой наиболее быстрые, в том числе и негативные в самом начале, результаты.
Основы перехода к рыночной экономике в Румынии были закреплены законом сразу же после революционных событий декабря 1989 г. Им поощрялись индивидуальная коммерческая инициатива, создание малых предприятий на основе частной собственности по производству товаров первой необходимости.
Дальнейший прогресс углубления реформ должен был осуществиться на основе разработанной в мае 1991 г. правительственной программы, которая закрепила в качестве задач 1-го этапа экономических реформ предоставление полной свободы коммерческой деятельности и поощрение государством развития мелкого бизнеса, 2-го этапа - проведение либерализации цен, 3-го этапа - восстановление частной собственности на землю.
Вместе с другими задачами восстановление частной собственности на землю начало осуществляться в соответствии с законом, принятым еще в феврале 1991 г. Закон предусматривал безвозмездную передачу 10 га земли крестьянским семьям с одновременным освобождением их, начиная с 1991 г., от уплаты налога в течение 8 лет. Полную ликвидацию коллективных трудовых объединений, предприятий закон не предусматривал. Если они создавались на добровольной основе, им передавались скот, механика, строения бывших госкооперативов.
4-й этап предусматривал,
наряду с
5-й этап экономических
реформ был связан с
Наиболее продуманная
программа экономических реформ
была принята в Чехословакии. Ее
успеху способствовала не только относительная
конкурентоспособность
В октябре 1990 г. здесь было принято решение о "малой приватизации", которое непосредственно стало осуществляться лишь с января 1991 г., когда на продажу было выставлено 100 тыс. небольших объектов с целью стабилизации национальной валюты, частичной либерализации цен и введения конвертируемой кроны. Вторая программа приватизации стала проводиться в жизнь с середины 1991 г., когда на продажу были выставлены более крупные промышленные предприятия, разгосударствление которых проводилось путем их продажи на торгах без ограничений и для иностранных фирм.
Среди населения для участия в приватизации были распространены ценные "купоны", позволяющие всем гражданам за символическую плату становиться акционерами бывших государственных предприятий.
В целях борьбы с инфляцией правительством было создано Республиканское антимонопольное управление. Под его контроль подпадали предприятия, участие которых в выпуске определенного вида товаров и услуг на внутреннем рынке превышало 30%, предприятия с более чем 40% участия на внутреннем рынке относились уже к антимонопольной компетенции Федерального управления по экономическому соревнованию. Борьбе с монополизмом, развитию местной промышленности способствовала и гибкая налоговая политика, защищающая, в частности, местных производителей от давления импорта, стимулирующая их активность.
Все эти меры позволили
Чехословакии предотвратить неконтролируемый
рост цен, обвальную безработицу
и другие характерные негативные
последствия и трудности
В Чешской Республике, Литве
и Словацкой Республике в рамках
емкой категории дисциплины и
стимулирования долгое время преобладали
более мягкие бюджетные ограничения
– а, следовательно, и менее высокий
уровень дисциплины. В самом деле,
принято считать, что являющееся
следствием этого отсутствие реструктуризации
промышленности ускорило наступление
чешского кризиса в 1996-1998гг. Более
жесткие бюджетные ограничения
и более быстрая
Болгария, Киргизская Республика, Молдова, Румыния, Российская Федерация и Украина либерализовали свою экономику, но долгое время им не удавалось поддерживать дисциплину посредством жестких бюджетных ограничений, а также они не смогли сдержать незаконное обогащение и расхищение активов с помощью закона или административного контроля. В условиях ослабленной дисциплины на старых предприятиях конкуренция за ресурсы между старыми и новыми предприятиями затрудняет стимулирование. Россия и Украина уже на начальном этапе переходного процесса стимулировали выход на рынок новых предприятий. Но захват государства узким кругом заинтересованных лиц – на старых предприятиях и тесно связанных с ними новых – препятствовали выходу на рынок новых предприятий на более поздних этапах переходного процесса и создавали неблагоприятный инвестиционный климат. В результате возникла система протекционизма и избирательного стимулирования.
В Беларуси, Туркменистане
и Узбекистане, где не было ни либерализации,
ни ужесточения бюджетных
В большинстве стран
Опыт реформ в таких странах, как Польша и Россия (реструктуризация угольной промышленности) и Болгария (пенсионная реформа), свидетельствует о том, что как бы хорошо ни была разработана реформа, темпы ее реализации во многом зависели от заинтересованности правительства в ее проведении и от того, могла ли эта реформа получить поддержку общества в целом. Хорошо информированное гражданское общество нередко становилось одной из основных “движущих сил” преобразований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформа отношений собственности
- один из главных элементов рыночной
трансформации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Курс экономики» под ред. Райзберга Б.А.-1997г.
2. Суханов Е.А. «Лекции о праве собственности».- М.: Юрид. лит.; 1999.
3. Каспин В.И., Острина И.А. «Приватизация по правилам: вопросы ответы: Справочник». – М.: Финансы и статистика; 1999.
4. Кузнецов В. “Рынок и приватизация”. – М.: “МЭ и МО”;1992.- №7
5. «Современная экономика. Общедоступный учебный курс». – Ростов-на-Дону: Феникс; 1997.