Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение структуры потребительской кооперации России, ее роль в экономике страны.
На основе поставленной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение деятельности кооперативных организаций в экономике;
дать оценку современного состояния потребительской кооперации России;
определить перспективы экономического развития потребительского общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
1.Роль и предназначение потребительской кооперации……….……………….5
2.Проблемы современной кооперации в России………..……………………..18
3.Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества………………………………………………………………………….23
Заключение……………..…………………………………………………….…..28
Список использованных источников………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

Stepanova_Kristina (4).docx

— 159.37 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 1 - Территориальное деление потребительских обществ, входящих в Центросоюз России по состоянию на 01.01.2013г.

Согласно проведенному исследованию территориального деления потребительских обществ, входящих в Центросоюз России на первом месте стоит Приволжский Федеральный округ, объединяющий в себе 14 крупных

потребительских союзов. Приволжский Федеральный округ включает в себя 5 потребительских обществ, входящих в первую десятку Центросоюза Российской Федерации по объемам розничной торговли.

Рассмотрим Чувашскую Республику.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Чувашпотребсоюз выполняет задачи социального переустройства села, осуществляя следующие функции:

  • обеспечивает занятость более 8 тыс. человек на предприятиях потребительской кооперации;
  • обеспечивает товарами и услугами 60% сельского населения республики;
  • занимает 14 % в обороте розничной торговли средних и крупных предприятий Чувашской Республики;
  • занимает 9 % в обороте аптечных учреждений и предприятий Чувашской Республики;
  • производит 21 % республиканского объема производства хлеба и хлебобулочных изделий,  
    15% - колбасных изделий, 59% - безалкогольных напитков.
  • ежегодно уплачивает в бюджет всех уровней более 660 млн. рублей в виде налогов, сборов и других бюджетных платежей;
  • ежегодно закупает у сельского населения сельскохозяйственной продукции и сырья на сумму более 620 млн. руб., обеспечивая сбыт личным подсобным хозяйствам выращенной продукции и дополнительный источник дохода сельским жителям;
  • ежегодно направляет на развитие материально-технической базы села (в виде вложений на реконструкцию сельских предприятий торговли, общественного питания, производственных, заготовительных предприятий более 320 млн. рублей).

Совокупный объем деятельности организаций и предприятий системы Чувашпотребсоюза за 2013 год составил 10,2 млрд. руб. с ростом на 2,5 % к 2012 году в сопоставимых ценах (рисунок 2).

Оборот розничной торговли достиг 6,7 млрд. руб. и его доля в структуре совокупного объема деятельности составила 66,0 %. Населению продано товаров на 389 млн. руб. больше, чем в 2012 году.  
В настоящее время более 300 магазинов работают по методу самообслуживания (рисунок 3).

Продажа непродовольственных товаров возросла на 1,5%, в результате их доля в обороте составила 26,1%.

Оборот общественного питания возрос в сопоставимых ценах на 2,3% по сравнению с прошлым годом и составил 884 млн. рублей.  
Выработка собственной продукции на предприятиях общественного питания составила 612 млн. рублей и увеличилась на 3,5 % в сопоставимых ценах. На долю собственной продукции приходится 69,3% оборота общественного питания, это на 1,0 процентный пункт больше чем в предыдущем году.

На предприятиях общественного питания выработано полуфабрикатов на сумму 78 млн. рублей, прирост составил 16,2 %.

Оборот оптовой торговли за 2013 год составил 506 млн. руб., что на 29,3% в сопоставимых ценах больше, чем оборот предыдущего года. 

Возросли закупки сельскохозяйственной продукции. За год закуплено сельскохозяйственной продукции и сырья на 1,28 млрд. руб., что на 124 млн. рублей больше, чем за прошлый год, в сопоставимых ценах достигнут рост - 105,8%.  
Объемы закупок основных видов сельскохозяйственной продукции составили: мяса – 3,0 тыс. тонн, молока - 33 тыс. тонн, картофеля – 1,6 тыс. тонн, овощей - 2,4 тыс. тонн, плодов – 2,4 тыс. тонн, хлебопродуктов – 10,5 тыс. тонн, 24,7 тыс. штук - кожсырья.

Наибольшие объемы закупок мяса достигнуты в Ядринском райпо – 325 тонн, Аликовском райпо – 229 тонн, Октябрьском - 185 тонн, Ибресинском и Канашском по – 144 тонны, Цивильском – 132 тонны, Комсомольском – 131 тонна. По закупкам молока лидирует Аликовское райпо, закупившее 9834 тонны, Красночетайское – 3601 тонну, Моргаушское - 3154 тонны, Батыревское – 2044 тонны, а также Ядринское райпо - 2021 тонну (рисунок 4).

По объему закупок картофеля наибольшие объемы у Комсомольского райпо – 285 тонн, Красночетайского – 248 тонн, Порецкого – 126 тонн. Наибольший объем закупок овощей в Комсомольском и Аликовском райпо - 273 и 211 тонн соответственно.

На предприятиях Чувашпотребсоюза в 2013 году произведено продукции на 1,1 млрд. руб., что на 40 млн. рублей больше, чем за 2012 год. 

На промышленных предприятиях и в общественном питании выработано 13,2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 3,1 тыс. тонн кондитерских изделий, 1,4 тыс. тонн колбасных изделий, 929 т. дкл. безалкогольных напитков, 679 туб. консервов. Выпуск полуфабрикатов составил 65 млн. рублей.

ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗ В СИСТЕМЕ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
           Чувашпотребсоюз в течение более 10 лет, является лидером экономического соревнования в системе Центросоюза Российской Федерации среди потребсоюзов России. 
 
          Чувашпотребсоюз входит в первую десятку потребсоюзов среди 70 потребсоюзов России по объемам деятельности по следующим направлениям:

 совокупный годовой  объем деятельности

- 5 место

 оборот розничной торговли

- 5 место

 оборот общественного питания

- 4 место

 объем закупок сельхозпродуктов  и сырья

- 4 место

 закупка мяса

- 4 место

 закупка молока

- 2 место

 закупка плодов

- 2 место

 объем производства продукции

- 4 место

 производство безалкогольных  напитков

- 2 место

 производство колбасных изделий

- 3 место

 производство кондитерских  изделий

- 3 место


 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА

 

  1. Структура совокупного объема деятельности Чувашпотребсоюза:

Рисунок – 2

  1. Изменение оборота розничной торговли:

Рисунок – 3

3. Изменение объема производства: 
                                                                                                                                                                              

Рисунок - 4

 

Функции потребительской кооперации

В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально- ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.

Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:

- создание и развитие  организаций торговли для обеспечения  членов потребительских обществ  товарами;

- закупка у граждан  и юридических лиц сельскохозяйственной  продукции и сырья, изделий и  продукции личных подсобных хозяйств  и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического  сырья с последующей их реализацией;

- производство пищевых  продуктов и непродовольственных  товаров с последующей их реализацией  через организации розничной  торговли; – оказание членам потребительских  обществ производственных и непроизводственных  услуг;

- совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной  продукции до потребителя;

- поддержание сохранившихся  крупных сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в оптимизации  отношений с различными предприятиями  и организациями.

Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.

Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.

 Особенности собственности  в системе потребительской кооперации. Формы собственности

Современный этап развития потребительской кооперации и формирования собственности как его организационно-экономической основы осуществляется в условиях формирования новой системы экономических отношений в России. Сама система потребительской кооперации в этих условиях выступает как социальная и экономическая система мелких трудящихся собственников и их домохозяйств.

Кооператив, как таковой, представляет собой объединение семейных хозяйств мелких собственников для совместного достижения целей производства, обмена, распределения и потребления, а кооперативная собственность – та доля частной собственности, которую они образуют и воспроизводят как общую, совместную. Тем самым члены кооператива вступают в специфические трудовые, собственнические и другие отношения. Если непосредственная цель кооператива – производство товаров для внешнего потребителя, то кооператив является производственным, а члены кооператива – его работниками; между ними распределяются и ими потребляются получаемые доходы. При этом личное потребление собственных доходов – основная цель производственного кооператива, а прибыль, наращивание капитала и расширение производства и пр. носят подчиненный характер.

В СССР и странах Восточной Европы негосударственные формы собственности и, в частности, кооперативная рассматривались как вариант государственной собственности. Вместе с тем потребкооперация сохраняла долевую частную собственность в виде паев, благодаря чему пайщик должен был получать дивиденды и иметь другие преимущества перед нечленами кооператива. Именно частная собственность в виде индивидуальной собственности члена кооператива является основным источником кооперативной собственности. На ее основе сохраняется частная и образуется общая собственность членов кооператива.

В отличие от этого, акционерная собственность основана на групповой частной собственности в виде объединения множества индивидуальных капиталов; предприятие, полностью принадлежащее работникам, базируется на их трудовой собственности; акционерное общество, где заметная часть акций принадлежит работникам, основано на смешанной трудовой и нетрудовой частной собственности.

Своего частного собственника как "физического лица" ни кооперативный, ни акционерный капитал юридически не имеют. С правовой точки зрения и тот, и другой являются собственностью юридического лица, то есть нераспределенной, неперсонифицированной общей собственностью. Это – тоже частная собственность, как и единоличная, индивидуальная, субъект которой располагает теми же правами. Но частная собственность такого юридического лица, как акционерное и потребительское общество, имеет ту особенность, что никто из его членов формально не является собственником капитала общества.

Вместе с тем, собственность акционерного общества – это не собственность ее члена. Акционер, купив акцию, теряет свои деньги, уходящие в акционерный капитал и не составляющие в нем долю акционера. В кооперативе же наоборот – пайщик, вкладывая свой труд и деньги в паевой фонд и общую собственность, сохраняет свою долю денег и имущества и в любое время может ее вернуть. Эти вклады в их реальной форме становятся собственностью общества, но у акционера взамен денег появляется ценная бумага, номинальная стоимость которой утрачивается после изменения ее цены на фондовом рынке, а у пайщика его пай всегда сохраняется как в денежной, так и в натуральной форме.

Кооперативная и акционерная формы в законченном своем виде резко противоположны друг другу. Это формы хозяйствования на основе объединения материальных средств отдельных собственников и организаций. Но суть акционерных обществ заключается в том, что предпринимательская деятельность и распределение прибыли осуществляется на основании денежных вкладов его членов, которые могут быть отчуждены. Суть же кооперативных отношений заключается в том, что деятельность и распределение осуществляется на основании неотчуждаемых вкладов.

Информация о работе Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества