Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:13, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение структуры потребительской кооперации России, ее роль в экономике страны.
На основе поставленной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение деятельности кооперативных организаций в экономике;
дать оценку современного состояния потребительской кооперации России;
определить перспективы экономического развития потребительского общества.
Введение…………………………………………………………...………………3
1.Роль и предназначение потребительской кооперации……….……………….5
2.Проблемы современной кооперации в России………..……………………..18
3.Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества………………………………………………………………………….23
Заключение……………..…………………………………………………….…..28
Список использованных источников………………………………………...…30
Рисунок 1 - Территориальное деление потребительских обществ, входящих в Центросоюз России по состоянию на 01.01.2013г.
Согласно проведенному исследованию территориального деления потребительских обществ, входящих в Центросоюз России на первом месте стоит Приволжский Федеральный округ, объединяющий в себе 14 крупных
потребительских союзов. Приволжский Федеральный округ включает в себя 5 потребительских обществ, входящих в первую десятку Центросоюза Российской Федерации по объемам розничной торговли.
Рассмотрим Чувашскую Республику.
Чувашпотребсоюз выполняет задачи социального переустройства села, осуществляя следующие функции:
Совокупный объем деятельности организаций и предприятий системы Чувашпотребсоюза за 2013 год составил 10,2 млрд. руб. с ростом на 2,5 % к 2012 году в сопоставимых ценах (рисунок 2).
Оборот розничной торговли
достиг 6,7 млрд. руб. и его доля в структуре
совокупного объема деятельности составила
66,0 %. Населению продано товаров на 389 млн.
руб. больше, чем в 2012 году.
В настоящее время более 300 магазинов работают
по методу самообслуживания (рисунок 3).
Продажа непродовольственных товаров возросла на 1,5%, в результате их доля в обороте составила 26,1%.
Оборот общественного
питания возрос в сопоставимых ценах на
2,3% по сравнению с прошлым годом и составил
884 млн. рублей.
Выработка собственной продукции на предприятиях
общественного питания составила 612 млн.
рублей и увеличилась на 3,5 % в сопоставимых
ценах. На долю собственной продукции
приходится 69,3% оборота общественного
питания, это на 1,0 процентный пункт больше
чем в предыдущем году.
На предприятиях общественного питания выработано полуфабрикатов на сумму 78 млн. рублей, прирост составил 16,2 %.
Оборот оптовой торговли за 2013 год составил 506 млн. руб., что на 29,3% в сопоставимых ценах больше, чем оборот предыдущего года.
Возросли закупки сельскохозяйственной
продукции. За год закуплено сельскохозяйственной
продукции и сырья на 1,28 млрд. руб., что
на 124 млн. рублей больше, чем за прошлый
год, в сопоставимых ценах достигнут рост
- 105,8%.
Объемы закупок основных видов сельскохозяйственной
продукции составили: мяса – 3,0 тыс. тонн,
молока - 33 тыс. тонн, картофеля – 1,6 тыс.
тонн, овощей - 2,4 тыс. тонн, плодов – 2,4
тыс. тонн, хлебопродуктов – 10,5 тыс. тонн,
24,7 тыс. штук - кожсырья.
Наибольшие объемы закупок мяса достигнуты в Ядринском райпо – 325 тонн, Аликовском райпо – 229 тонн, Октябрьском - 185 тонн, Ибресинском и Канашском по – 144 тонны, Цивильском – 132 тонны, Комсомольском – 131 тонна. По закупкам молока лидирует Аликовское райпо, закупившее 9834 тонны, Красночетайское – 3601 тонну, Моргаушское - 3154 тонны, Батыревское – 2044 тонны, а также Ядринское райпо - 2021 тонну (рисунок 4).
По объему закупок картофеля наибольшие объемы у Комсомольского райпо – 285 тонн, Красночетайского – 248 тонн, Порецкого – 126 тонн. Наибольший объем закупок овощей в Комсомольском и Аликовском райпо - 273 и 211 тонн соответственно.
На предприятиях Чувашпотребсоюза в 2013 году произведено продукции на 1,1 млрд. руб., что на 40 млн. рублей больше, чем за 2012 год.
На промышленных предприятиях и в общественном питании выработано 13,2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 3,1 тыс. тонн кондитерских изделий, 1,4 тыс. тонн колбасных изделий, 929 т. дкл. безалкогольных напитков, 679 туб. консервов. Выпуск полуфабрикатов составил 65 млн. рублей.
Чувашпотребсоюз в
течение более 10 лет, является лидером
экономического соревнования в системе
Центросоюза Российской Федерации среди
потребсоюзов России.
Чувашпотребсоюз
входит в первую десятку потребсоюзов
среди 70 потребсоюзов России по объемам
деятельности по следующим направлениям:
совокупный годовой объем деятельности |
- 5 место |
оборот розничной торговли |
- 5 место |
оборот общественного питания |
- 4 место |
объем закупок |
- 4 место |
закупка мяса |
- 4 место |
закупка молока |
- 2 место |
закупка плодов |
- 2 место |
объем производства продукции |
- 4 место |
производство безалкогольных напитков |
- 2 место |
производство колбасных изделий |
- 3 место |
производство кондитерских изделий |
- 3 место |
Рисунок – 2
Рисунок – 3
3. Изменение объема
производства:
Рисунок - 4
Функции потребительской кооперации
В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально- ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.
Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:
- создание и развитие
организаций торговли для
- закупка у граждан
и юридических лиц
- производство пищевых
продуктов и
- совершенствование переработки,
хранения, доведения
- поддержание сохранившихся
крупных сельскохозяйственных
Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.
Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.
Особенности собственности
в системе потребительской
Современный этап развития потребительской кооперации и формирования собственности как его организационно-экономической основы осуществляется в условиях формирования новой системы экономических отношений в России. Сама система потребительской кооперации в этих условиях выступает как социальная и экономическая система мелких трудящихся собственников и их домохозяйств.
Кооператив, как таковой, представляет собой объединение семейных хозяйств мелких собственников для совместного достижения целей производства, обмена, распределения и потребления, а кооперативная собственность – та доля частной собственности, которую они образуют и воспроизводят как общую, совместную. Тем самым члены кооператива вступают в специфические трудовые, собственнические и другие отношения. Если непосредственная цель кооператива – производство товаров для внешнего потребителя, то кооператив является производственным, а члены кооператива – его работниками; между ними распределяются и ими потребляются получаемые доходы. При этом личное потребление собственных доходов – основная цель производственного кооператива, а прибыль, наращивание капитала и расширение производства и пр. носят подчиненный характер.
В СССР и странах Восточной Европы негосударственные формы собственности и, в частности, кооперативная рассматривались как вариант государственной собственности. Вместе с тем потребкооперация сохраняла долевую частную собственность в виде паев, благодаря чему пайщик должен был получать дивиденды и иметь другие преимущества перед нечленами кооператива. Именно частная собственность в виде индивидуальной собственности члена кооператива является основным источником кооперативной собственности. На ее основе сохраняется частная и образуется общая собственность членов кооператива.
В отличие от этого, акционерная собственность основана на групповой частной собственности в виде объединения множества индивидуальных капиталов; предприятие, полностью принадлежащее работникам, базируется на их трудовой собственности; акционерное общество, где заметная часть акций принадлежит работникам, основано на смешанной трудовой и нетрудовой частной собственности.
Своего частного собственника как "физического лица" ни кооперативный, ни акционерный капитал юридически не имеют. С правовой точки зрения и тот, и другой являются собственностью юридического лица, то есть нераспределенной, неперсонифицированной общей собственностью. Это – тоже частная собственность, как и единоличная, индивидуальная, субъект которой располагает теми же правами. Но частная собственность такого юридического лица, как акционерное и потребительское общество, имеет ту особенность, что никто из его членов формально не является собственником капитала общества.
Вместе с тем, собственность акционерного общества – это не собственность ее члена. Акционер, купив акцию, теряет свои деньги, уходящие в акционерный капитал и не составляющие в нем долю акционера. В кооперативе же наоборот – пайщик, вкладывая свой труд и деньги в паевой фонд и общую собственность, сохраняет свою долю денег и имущества и в любое время может ее вернуть. Эти вклады в их реальной форме становятся собственностью общества, но у акционера взамен денег появляется ценная бумага, номинальная стоимость которой утрачивается после изменения ее цены на фондовом рынке, а у пайщика его пай всегда сохраняется как в денежной, так и в натуральной форме.
Кооперативная и акционерная формы в законченном своем виде резко противоположны друг другу. Это формы хозяйствования на основе объединения материальных средств отдельных собственников и организаций. Но суть акционерных обществ заключается в том, что предпринимательская деятельность и распределение прибыли осуществляется на основании денежных вкладов его членов, которые могут быть отчуждены. Суть же кооперативных отношений заключается в том, что деятельность и распределение осуществляется на основании неотчуждаемых вкладов.
Информация о работе Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества