Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение структуры потребительской кооперации России, ее роль в экономике страны.
На основе поставленной цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение деятельности кооперативных организаций в экономике;
дать оценку современного состояния потребительской кооперации России;
определить перспективы экономического развития потребительского общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
1.Роль и предназначение потребительской кооперации……….……………….5
2.Проблемы современной кооперации в России………..……………………..18
3.Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества………………………………………………………………………….23
Заключение……………..…………………………………………………….…..28
Список использованных источников………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

Stepanova_Kristina (4).docx

— 159.37 Кб (Скачать файл)

В условиях общей долевой собственности формы собственности потребительской кооперации обусловлены ее субъектами. Ими являются, прежде всего, члены потребительского общества, пайщики, как владельцы результатов использования имущества и формирующие его за счет паевых и иных взносов и прибыли от своих предприятий, а также путем личного трудового участия. Субъектами являются и юридические лица – потребительские общества и их союзы, а также их предприятия – как субъекты-пользователи. Каждый из субъектов имеет определенную долю в праве собственности на имущество, но не само имущество в натуре. Имущество принадлежит на праве общей собственности членам кооператива, но его отдельные части закреплены в пользование за отдельными собственниками. Первичное значение, следовательно, имеет определение доли в праве собственности на имущество пайщика, потребительского общества, потребсоюза. Именно в ее величине определяется объем прав и обязанностей, принадлежащих каждому из собственников. В соответствии с ней между участниками общей долевой собственности делятся все расходы и доходы, приносимые общим имуществом, пропорционально им определяется и порядок пользования общим имуществом.

Совместная собственность, как и долевая, характеризуется множественностью субъектов присвоения, но без определения долей каждого из них. Участники общей совместной собственности обладают равными правами (но не долями) на общее имущество, хотя ни у одного из них нет конкретной доли. Право собственности целиком принадлежит нескольким лицам одновременно. В силу этого потребительская кооперация по самой своей природе способствует формированию широкого слоя мелких собственников и вместе с тем создает общественный капитал, используемый для воспроизводства кооперативных отношений.

Собственность потребительской кооперации сама по себе является весьма многообразной (рисунок 5). Масштаб хозяйственной деятельности, который позволяет минимизировать потребительские затраты, предполагает функционирование потребительской кооперации как системы организационных и экономических отношений между домохозяйствами, которое базируется на общей собственности. Сама потребкооперация относится к частной и выступает в виде общей собственности Она проявляется и как долевая, с выделением доли каждого собственника в праве собственности, как совместная, без определения таких долей. Такому делению соответствует подразделение собственности потребкооперации на делимую часть и неделимые фонды.

Рисунок - 5

Особенности собственности потребительской кооперации в решающей степени определяются источниками ее образования. Источник дохода производственного кооператива – это непосредственное участие членов кооператива в труде и распределении прибыли, а потребительского – в паевых взносах и покупках в кооперативном магазине по минимальной цене, достигаемой за счет низкой трудоемкости доставки и продажи товаров. Это придает самому кооперативу потребительскую сущность

Главное отличие кооперативной собственности от других форм – это паевые и неделимые фонды, выступавшие в качестве основного источника ее воспроизводства. Они не характерны ни для предприятий государственного сектора народного хозяйства, ни для частной собственности. Специфика кооперативной формы собственности реализуется также в особенной форме движения фондов воспроизводства и обращения, однотипности источников и принципов их формирования и распределения прибыли, во взаимоотношениях с государством и предприятиями различных организационно-правовых форм собственности (таблица 1).

Паевые взносы – это исходный элемент, определяющий природу собственности потребительской кооперации. Он воспроизводится благодаря трудовым доходам частных собственников и вкладам в неделимые, специальные и другие фонды.

Форма собственности – законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

В РФ признанными и гарантированными Конституцией являются формы собственности:

1. государственная собственность;

2. муниципальная собственность;

3. частная собственность.

Конституция РФ допускает существование иных форм собственности.

Государственная собственность – собственность, принадлежащая федеральным и местным властям. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Субъектами-распорядителями являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.

Муниципальная собственность – собственность муниципальных образований. Права по владения, пользования и распоряжения от имени муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Частная собственность – право частных лиц и фирм приобретать, владеть, использовать, продавать и завещать землю, капитал и другие активы. Также это собственность, владельцем которой является отдельное лицо и которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу другому лицу.

 

Таблица 1

Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2013 г. 

 

Наименование потребсоюзов

Потребительские общества (без районных и городских)

Городские потребительские общества

Школьные и студенческие потребительские  общества

Потребительские общества, созданные  на базе предприятий потребкооперации

Районные потребительские общества

Итого потребительских обществ

Районные и окружные потребсоюзы

По системе Центросоюза

1489

136

9

902

849

3385

159

По потребсоюзам

Адыгейский

11

-

-

-

2

13

1

Астраханский

36

20

-

-

3

59

5

Белгородский 

8

-

-

1

12

21

-

Воронежский

5

1

-

-

22

28

-

Дагестанский

13

3

-

-

42

58

-

Кабардино-Балкарсикй

9

1

-

-

5

15

-

Калмыыцкий

1

-

-

2

13

16

-

Карачаево-Черкесский

6

-

-

8

2

16

3

Краснодарский

93

8

2

29

18

150

18

Курский

27

-

-

5

-

32

-

Липецкий

8

-

-

6

9

23

1

Орловский

1

-

-

61

22

84

1

Ростовский

22

4

-

7

36

69

2

Северо-Осетинский

1

2

-

-

9

12

-

Ставропольский

89

3

-

4

7

103

10

Тамбовский

22

1

-

-

11

34

4


 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблемы современной  кооперации в России

 

В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем.

Первая связана с правовым регулированием отношений кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В-третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочитают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должности, чего требует современное состояние экономики России. Потребительской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.

Сегодня перед потребительской кооперацией стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.

Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и значимость кооперативного образования. В настоящее время образован Российский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных организаций, приблизить образование к местам проживания сельских жителей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые занимаются проблемами организации кооперативов и управления кооперативным хозяйством.

Волнует и тот факт, что профессионально подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую должность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглашаются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образовательных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных отношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основной целью кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессионализма работников.

Следовательно, политику занятости в системе потребительской кооперации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустройство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации. Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возродить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего заготовителя сельскохозяйственной продукции и сырья.

Многие организации в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу.

В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требуется поиск дополнительных источников для расширения масштабов деятельности.

В целом, считается необходимым коренным образом пересмотреть тип функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товарооборота и оборота собственной продукции.

Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость использования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инновационной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.

Стимулирующая функция заработной платы состоит в обеспечении определенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельности.

Существует ряд факторов, от которых зависит стимулирующая функция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечисленные факторы способствуют увеличению производительности труда работников и полному удовлетворению потребностей.

Заметим, что стимулирующая функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятельности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.

Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:

1. Учет индивидуальных  качеств и достижений работника;

2. Установление зависимости заработной платы работника от резуль 
татов хозяйственной деятельности организации;

3. Степень вовлеченности (объем информации, составляющей  ком 
мерческую тайну, умение ее хранить, преданность организации);

4. Возрастание роли ответственности  по отношению к своей работе  и 
управлению подчиненными;

5. Создание механизма  оплаты труда, побуждающего работника  к ов- 
ладеванию новыми знаниями, повышению своей квалификации.

Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).

Важно отметить, что сегодня система стимулирования труда работников потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разновидности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть понятны каждому работнику.

Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимулирующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы работников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организации. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.

Информация о работе Место потребительской кооперации в решении проблем современного общества