Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимосвязи экономики Республики Беларусь и мировой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств 5
2 Анализ развития Республики Беларусь в рамках мировой экономики…….10
2.1 Общая характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь 10
2.2 Характеристика основных социально-экономических показателей Республики Беларусь 14
3 Приоритетные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 178.58 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1 Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств 5

2 Анализ развития Республики Беларусь в рамках мировой экономики…….10

2.1 Общая характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь 10

2.2 Характеристика основных социально-экономических показателей Республики Беларусь 14

3 Приоритетные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21

Заключение 27

Список использованных источников 30

Приложение Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. 33

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что конкурентоспособность  внешней торговли страны, степень  вовлеченности ее экономики в  мировые хозяйственные связи  является одним из наиболее часто  используемых индикаторов общей  конкурентоспособности государства. В свою очередь внешняя торговля традиционно относится к одному из основных факторов устойчивого экономического роста и развития национальной экономики. Это особо справедливо для  Беларуси, имеющей высокую степень  внешнеэкономической открытости вследствие узости внутреннего рынка, а также  необходимости импортировать в  первую очередь промежуточные и  инвестиционные товары.

Процесс глобализации носит объективный  характер, являясь неизбежным результатом  развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно  связаны с геополитической структурой мира и позицией стран участниц мирового сообщества с интересами которых  необходимо считаться.

Для Республики Беларусь на современном  этапе необходимо активное расширение внешнеторговых отношений со всеми  странами мира (особенно Азии, Латинской  Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков. Приоритетными  направлениями формирования внешнеэкономической  политики должны стать развитие экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских  и др.), а также производство экологически безопасной продукции на предприятиях республики, что позволит увеличить  эффективность внешнеэкономической  деятельности за счет повышения ее конкурентоспособности.

Для того, чтобы быть партнёром и конкурентом  на международном рынке, Беларусь должна максимально использовать свои сильные  стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические  связи.

Объектом  исследования работы является Республика Беларусь.

Предметом исследования является внешнеэкономическое  развитие государства.

Целью работы является изучение взаимосвязи экономики Республики Беларусь и мировой экономики.

Основным  источником анализа являются статистическая отчётность, данные журнальных и газетных статей, а также источники сети Интернет.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

1 Место Республики Беларусь  в мировом сообществе государств

 

 

Сегодня становится очевидным, что сохранить независимость  и устойчивое развитие страны можно  только проводя динамичную разностороннюю внешнюю политику.

Беларусь  активно вовлечена в мировую  торговлю и всесторонние межгосударственные отношения.

Современный период развития белорусского общества характеризуется переходом к  рыночным отношениям, многоукладностью экономики, существованием многообразия форм собственности – государственной, коллективной, частной и др. При  этом изменение отношений собственности  было вызвано не только политическими  причинами, оно произошло в силу объективной необходимости, так  как с ростом объемов производства, его масштабов, динамизма, а также  с усложнением хозяйственных  связей, возникла потребность в усложнении управления, что в условиях административной системы потребовало увеличения числа лиц, принимающих решения. Однако рост числа таких лиц имеет  предел, когда система управления достигает «критической точки» и  дальнейшее увеличение числа ее работников не перестает решать задачи управляемости  объектов. Решением данной проблемы можно  считать делегирование прав принятия и реализации решений на нижние уровни с целью повышения экономической  и юридической самостоятельности  субъектов хозяйствования, что неразрывно связано с изменением отношений  собственности [8; с. 6].

Сегодня в  Республике Беларусь внедряется модель малой открытой социально-ориентированной  экономики, ведущая роль в которой  отведена государственному сектору, что  обусловлено зависимостью государства  от импорта энергоносителей, отсутствием  другого стратегического сырья, а также необходимостью преодоления  последствий аварии на Чернобыльской  АЭС.

Характерной чертой экономической политики Беларуси в середине 1990-х гг. было сочетание  жесткого стабилизационного курса  в денежно-кредитной сфере с  медленными темпами рыночных преобразований в других областях. При этом задача создания широкого слоя собственников  в Республике Беларусь не ставилась, а в промышленности предполагалось провести эволюционную структурную  перестройку.

Специфика экономики  Республики Беларусь, традиции развития научно-технического комплекса, высокие  затраты на социальные расходы, менталитет населения требуют иного подхода  к выбору методов реформирования собственности, чем в других странах  с развивающейся экономикой. Для  Беларуси не приемлемы методы «шоковой»  приватизации, так как, во-первых, количество предприятий, находящихся в государственной  собственности, позволяет осуществлять тщательный выбор методов и способов реформирования того или иного предприятия, а во-вторых, Беларусь не располагает  большим количеством однородных социально значимых производств, которые  можно было бы безболезненно отдавать в частные руки в условиях отсутствия сформировавшихся институтов рыночной экономики.

Процесс реформ, включающих формирование предпринимательства, приватизацию и акционирование в  Республике Беларусь начался, однако, существует множество нерешенных задач, среди которых недостаточная  личная материальная заинтересованность руководителей предприятий в  развитии акционирования и трудового  коллектива в приватизации, несовершенство нормативной базы использования  корпоративных облигаций и др.

В то же время, уже приватизированные предприятия  – акционерные общества, в Беларуси при адапционном развитии сталкиваются с множеством проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие достаточных собственных инвестиций и сложность привлечения иностранного инвестиционного капитала; сохранение определенного неравенства условий хозяйствования акционерных обществ по сравнению с государственными предприятиями; несоответствие организационных структур образовавшихся акционерных обществ новым целям и задачам; формальное отношение к функционированию маркетинговых и брендинговых служб, созданных в некоторых таких обществах.

Важнейшими  составляющими белорусской модели развития на современном этапе являются следующие:

– обеспечение  сильной и эффективной государственной  власти, способной обеспечить политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

– равенство  различных форм собственности, в  основе которого лежит эффективность  ведения хозяйства;

– построение многовекторной внешнеэкономической  политики как важнейший фактор стремительного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

– активизация  интеграционных экономических процессов  со странами Евросоюза, СНГ и, прежде всего, с Россией;

– проведение эффективной социальной политики государства, инвестирование в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также оказание адресной социальной помощи;

– построение социально ориентированной рыночной экономики, что требует пересмотра, как теоретических концепций, так  и практических подходов к организации  управления предприятием.

Учитывая  выше сказанное, можно сказать, Республика Беларусь официально провозгласила  курс на построение такой экономической  системы, которая бы сочетала бы в  себе преимущества высокоразвитого  рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты населения [3; с. 66].

Механизм  обеспечения социально-экономического развития Республики Беларусь на современном  этапе основан на Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития.

Разработка  Национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР– 97) было начала правительством в 1997 г. и была основана на идеях, принципах и методологических подходах Повестки дня на XXI век, определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР– 2020 учитывает изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь и современные международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений по устойчивому развитию Всемирной встречи на высшем уровне в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих документов, утвержденных Президентом и Советом  Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы, Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 годы, Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 годы, Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы [20].

Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств представлено в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств

Показатель

Единица измерения

Мировое сообщество

Европейский Союз

СНГ

Беларусь

Удельный вес Беларуси:

         

территория

%

0,15

0,9

0,94

 

численность населения

– ” –

0,16

1,4

3,6

 

Продолжительность жизни:

         

мужчины

лет

63,4

75,3

62

62,8

женщины

- ” -

67,73

81,4

72

74,5

Естественный прирост на 1000 жителей

15,7

2,8

-2,0

-0,9

Удельный вес безработных, %

%

 

7,3

2,3

1,2

ВВП на душу населения (по ППС)

долл. США

 
7410

 
25532

 
5155

 
5002

Удельный вес в ВВП:

         

конечное потребление

%

 

78

65

80

валовое накопление

- ” -

 

20,1

22

24

чистый экспорт

- ” -

   

13

-4

Экспорт товаров на одного жителя

долл. США

1343,3

8446,2

719,9

2242,5

Импорт товаров на одного жителя

долл. США

1388,8

8236,0

416,1

3007,3


 

Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит  от условий и результатов внешней  торговли. В 2009 году доля ее экспорта в  ВВП составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года этот показатель в  России составил 30 процентов, Польше – 40, Украине – 45, Германии – 47, Франции  – 27, Италии – 29 процентов) [25].

Производство  молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,8 раза больше, чем в странах  Европейского союза, и в 8,4 раза –  чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза больше.

Вместе с  тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран  Европейского союза.

Стратегическими задачами на 2011-2015 гг являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности [25].

Для решения  указанных задач необходимо:

повышение эффективности  действующих и создание новых  экспортоориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и  объемов поступления валютной выручки;

увеличение  доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно-коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и  прочих услуг;

увеличение  экспорта высокотехнологичной и  наукоемкой продукции с высокой  добавленной стоимостью;

развитие  системы кредитования и страхования  экспорта, использование иностранных  кредитов и механизмов международной  помощи для продвижения отечественных  товаров и услуг на зарубежные рынки;

привлечение кредитных ресурсов и прямых иностранных  инвестиций в соответствии с потребностями  страны в инвестициях;

снижение  импортоемкости ВВП;

освоение  новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений  с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки;

создание  предприятий за рубежом в целях  снижения транзакционных издержек и  увеличения экспортной прибыли;

активизация участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, таможенный союз, Единое экономическое  пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство);

устранение  барьеров доступа товаров и услуг  на внешние рынки и снятие ограничений  в торговле с основными странами-партнерами;

Информация о работе Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств