Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:56, курсовая работа
Целью работы является изучение взаимосвязи экономики Республики Беларусь и мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств 5
2 Анализ развития Республики Беларусь в рамках мировой экономики…….10
2.1 Общая характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь 10
2.2 Характеристика основных социально-экономических показателей Республики Беларусь 14
3 Приоритетные направления развития внешнеэкономических связей Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. 33
Примечание – Источник: [26].
Увеличение экспорта в 2010 году было вызвано значительным ростом стоимостного объема поставок на внешний рынок калийных удобрений (на 869 млн. долларов), черных металлов (на 205,4 млн. долларов), шин (на 117,6 млн. долларов), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 96 млн. долларов), капролактама (на 76,3 млн. долларов), проводов изолированных и кабелей (на 55,8 млн. долларов), лесоматериалов необработанных (на 55,3 млн. долларов), тары пластмассовой (на 52,7 млн. долларов).
Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок молока и сливок сгущенных и сухих (на 203,2 млн. долларов), сыров и творога (на 173,4 млн. долларов), сахара белого (на 120,2 млн. долларов), говядины (на 94,2 млн. долларов), свинины (на 71,6 млн. долларов), молока и сливок несгущенных (на 54,8 млн. долларов), масла сливочного (на 46,2 млн. долларов).
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь составление платежного баланса Республики Беларусь относится к основным функциям Национального Банка Республики Беларусь. Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ, Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.
Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. представлен в приложении А.
Платежный баланс Беларуси требует постоянного внешнего финансирования. Эту проблему, даже без учета долгов, наша страна в настоящий момент решить не в состоянии.
В целом вопрос величины внешнего долга для Беларуси сегодня не так серьезен, как текущая проблема способности страны финансировать свой внутренний рост за счет внешних заимствований.
Без дефицита внешнего финансирования, отдельно взятый внешний долг Беларуси – 8492.7 млн долл на начало 2011 г - не представлял бы значительных проблем для страны, потому что этот долг дешевый и его обслуживание стоит недорого.
В 2011 году у Беларуси, по данным Нацбанка, платежи по внешнему долгу составят 862 млн долларов, что на самом деле немного.
У Республики Беларусь в настоящий момент долги очень дешевые, потому что основную сумму долга составляют 3,5 млрд долларов по двум российским кредитам (2007 и 2008 гг), около 800 млн долл по венесуэльскому кредиту (2008 г.) и кредит МВФ в 3,6 млрд (по программа stand by). Российские и венесуэльские долги дешевы, так как они обусловлены политически. А кредит МВФ - потому, что невысокая процентная ставка автоматически сложилась на тот момент в условиях кризиса. И средняя ставка, по которой Беларусь эти кредиты обслуживает, около 3,5%.
Но у республики есть серьезные проблемы с платежным балансом, который постоянно требует внешнего финансирования. Беларусь сегодня пытается его рефинансировать, используя более дорогой инструмент - размещение евробондов стоимостью 8,5-9% и гособлигаций.
Евробонды на 5,4 года со ставкой купона 8,75-8,95% гораздо менее выгодны Беларуси в сравнении, например, с российским кредитом 2008 года на 15 лет, причем с 5-летней отсрочкой выплат основного долга.
Текущие котировки белорусских еврооблигаций (9,26-9,34% на 18 марта, а на 23 марта даже 12, 59-12,67%) говорят о том, что рынок уже гораздо более скептично оценивает надежность Беларуси как заемщика, чем в тот момент, когда эти облигации размещались. Их стоимость теперь намного ниже номинала (при размещении ставка купона была 8,75%).
На рынке белорусских еврооблигаций, сформировалась устойчивая тенденция к росту доходности, которая может сохраниться до тех пор, пока правительство и Нацбанк Беларуси не смогут остановить процесс ухудшения финансовых показателей страны.
В 2013 году, когда у Беларуси начинаются выплаты российского долга и кредита МВФ, стоимость обслуживания долгов Беларуси существенно вырастает, и против нынешних 862 млн она составит уже около 2631,6 млн долларов (в 2012 году - около 1228,4 млн долл).
3 Приоритетные направления
Одним из направлений развития международного сотрудничества стран с переходной экономикой является тесное сотрудничество с развивающимися странами.
Страны
с переходной экономикой, в том
числе Республика Беларусь, обладают
технологиями, которые крайне нужны
развивающимся странам. Причем эти
технологии достаточно эффективны и
значительно дешевле
Республика Беларусь с 2005 г. обратила внимание на важность развития торговых и инвестиционных отношений между развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Статистические данные показывают, что за последние шесть лет объем торговли между ними рос в геометрической прогрессии. Экспорт из развивающихся стран увеличился на 424 % – с 14 млрд дол. США до 73 млрд дол. США. Потоки импорта из стран с переходной экономикой выросли за этот же период на 290 % – с 21 млрд. дол. США до 82 млрд дол. США. Постоянно диверсифицируется и развивается товарная номенклатура торговли. По ряду товаров с высокой добавленной стоимостью (автомобили, металлы, корабли) рост торговли превысил 700 %. Укрепляется также инвестиционное сотрудничество.
Беларусь инвестирует в создание сборочных производств в развивающихся странах, что является серьезным фактором укрепления их производственной и промышленной базы.
В Республике Беларусь используется смешанная стратегия развития экспортоориентированного и импортозамещающего производства, позволяющая обеспечить сохранение хозяйственного комплекса, роста высокотехнологического производства, создание экспортоориентированных кластеров, расширение экспорта, рационализацию импортных потоков.
Устойчивое
развитие внешнеэкономической
- многовекторность сотрудничества;
- опережающее развитие экспорта и ориентация на формирование положительного внешнеторгового сальдо;
- улучшение структуры и повышение экономической эффективности внешнеторговых связей;
- эффективное использование имеющегося производственного потенциала и развитие перспективных направлений внешнеэкономических связей;
- обеспечение экологических интересов Беларуси во внешнеэкономической деятельности;
- стимулирование поступления в страну экологически ориентированных зарубежных инвестиций.
Одним
из ключевых принципов устойчивого
развития внешнеэкономической
Концептуальной основой формирования многовекторной внешнеэкономической стратегии должна стать политика освоения новых рынков, преимущественно перспективных рынков развивающихся стран, при одновременном освоении новой конкурентоспособной продукции.
Организационными принципами многовекторной внешнеэкономической стратегии Беларуси могут стать следующие:
- обеспечение разумной открытости экономики при сохранении национального суверенитета;
- диверсификация страновой и товарной структуры экспорта и импорта;
- перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;
- сочетание рыночных и административных методов и механизмов в области внешнеторгового регулирования;
- наращивание в экспорте доли наукоемкой и инновационной продукции и услуг;
- увеличение в экспортной продукции национальной добавленной стоимости путем снижения импортоемкости и рационального импортозамещения;
- экологическая сертификация продукции.
С
целью успешной реализации многовекторной
внешнеэкономической политики следует
принять соответствующие меры по
стимулированию и поддержке производителей
экспортной продукции и экспортеров,
используя такие методы и инструменты,
как налоговые льготы; гармонизация
и унификация грузовых, железнодорожных
тарифов; экспортные кредиты; страхование
экспортных сделок; бюджетное финансирование
приоритетных экспортоориентированных
проектов; защита от антидемпинговых
процедур; приведение республиканских
стандартов в соответствие с международными;
гармонизация правил и процедур национальной
системы сертификации с требованиями
ВТО; совершенствование
Продвижение
Республики Беларусь по пути устойчивого
развития в решающей степени зависит
от качественного расширения ее связей
с внешним миром. Перспективной
во внешнеэкономической
- Активное расширение внешнеторговых отношений со всеми странами мира (особенно Азии, Латинской Америки и Африки) при сохранении завоеванных рынков.
В решении данного вопроса многое зависит от самих предприятий-экспортеров, от того, насколько эффективно проводится маркетинговая политика, организуется работа товаропроводящей сети, совершенствуются логистические системы экспорта товаров, диверсифицируются структуры белорусского экспорта по конкретным рынкам, осуществляется сертификация в соответствии со стандартами мирового рынка.
Рассматривая перспективы развития экспортно-импортных отношений, следует обращать внимание и на инвестиционные возможности внешнеторговых партнеров.
- Развитие в Беларуси экспортных услуг (транспортных, туристических, инжиниринговых, компьютерных, образовательных, медицинских и др.).
В мировой практике придается значительное внимание развитию сектора услуг. В 2010 г. экспорт услуг в мире составил 2315 млрд долл. США, или около 19% всего торгового экспорта (товаров и услуг). В то же время ситуация отличается для различных регионов и стран. Так, для европейских стран этот показатель находится на уровне 22-24 %. Здесь лидерами являются: Великобритания (33,0%), Дания (32,6%), Ирландия (32,2%), Испания (31,4%), Австрия (30,3%). В Северной Америке выделяются США (28,2%), в Африке - Египет (53,3%), Марокко (39,7%), Тунис (26,7%), в Азии - Индия (33,7%).
Удельный
вес добавленной стоимости в
сфере услуг в Республике Беларусь
составляет 63-65%, в промышленности -
27-28, сельском хозяйстве - 36-39%. Поскольку
экономика остается по-прежнему в
значительной мере материале- и энергозависимой
от импорта ресурсов, дальнейший экономический
рост должен достигаться за счет динамичного
развития менее ресурсоемкого сектора
- сферы услуг. Кроме того, свою лепту
в трансформацию структуры
В Беларуси принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг. Услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге - повышения качества жизни населения.
По данным Национального банка Республики Беларусь экспорт услуг в 2010 году составил 3461,7 млн. долларов и по сравнению с 2009 годом сократился на 17,3%, импорт – 2040,9 млн. долларов и снизился на 22%.
Объемы экспорта и импорта услуг характеризуются следующими данными (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Объемы экспорта и импорта услуг в Республике Беларусь в 2009-2010 гг.
Показатель |
2010 г., млн. долл. США |
2010 г. в%к 2009 г. |
Всего по Республике Беларусь |
5502,6 |
80,9 |
Экспорт |
3461,7 |
82,7 |
Импорт |
2040,9 |
78,0 |
Сальдо |
1420,8 |
|
В том числе |
||
со странами СНГ |
1685,1 |
80,1 |
экспорт |
991,3 |
85,1 |
импорт |
693,8 |
74,0 |
сальдо |
297,5 |
|
из них с Россией |
1247,9 |
78,9 |
экспорт |
806,9 |
83,8 |
импорт |
441,0 |
71,4 |
сальдо |
365,9 |
|
со странами вне СНГ |
3817,5 |
81,2 |
экспорт |
2470,4 |
81,7 |
импорт |
1347,1 |
80,2 |
сальдо |
1123,3 |
Примечание – Источник: [26].
Экспорт услуг в страны СНГ составил 28,6% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ - 71,4%, импорт услуг из стран СНГ - 34% общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ - 66%.
В
развитых в промышленном отношении
странах в структуре
В Беларуси принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг. Услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге - повышения качества жизни населения.
Информация о работе Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств