Место России в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление места и роли России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы, решаются следующие задачи:
-анализируется экономика России и ее конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе место экономики России среди других стран мира, место России на международном рынке товаров и услуг, место России в международном движении капитала;
-выявляются особенности включения России в мировые интеграционные процессы.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3-4
1. Формы международных экономических отношений……….....5
1.1Формы и тенденции международных экономических отношений…...5-6
2.Интеграция России в мировую экономику……………………………...…7
2.1 Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений……………………………………………………..7-9
3. Транснационализация производства и капитала………..……………..13
3.1 Сущность транснационализации……………………………………..13-14
3.2 Транснациональные и многонациональные корпорации (ТНК и МНК)………………………………………………………………………….....14-15
3.3 Формы транснационализации…………………………………..…….15-16
3.4 Последствия транснационализации……………………………….….16-17
4. Примерное прогнозирование развития экономики Росии……………18
4.1 Прогнозный период 1, 2………………………………………………18-20
5. Россия и ВТО……………………………………………………...…………..21
5.1 Отношения с государствами-членами ВТО……………………….….21-23
5.2 Прогнозные модели эволюции ВТО……………………………….….23-24
5.3 Проблемы и перспективы развития России в ВТО……………...…..24-33
6. Стратегии участия России в мирохозяйственных процессах……….34-37
Заключение…………………………………………………………………...…38-39
Список литературы…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

мэо.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

Глобализация мировой экономики  и регионализм являются серьезным  вызовом для России, которой необходимо адаптироваться к этим процессам  и занять достойное место в  глобализирующейся мировой экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Транснационализация производства и капитала

3.1 Сущность транснационализации

Эпоха глобализации характеризуется  стремительным развитием процессов  транснационализации производства и капитала. Широкомасштабный выход производства за национальные границы, создание сети зарубежных филиалов, дочерних компаний, вывоз капитала, установление международных долговременных контрактных связей продиктованы крупными технико-экономическими сдвигами в производственной базе, в характере разделения труда на мировой арене.

Совершенствование средств связи и информации привело к стиранию пространственных и временных барьеров между странами и регионами мира. Транспортные и коммуникационные издержки, а также затраты на координацию производственных процессов снизилось до такой степени, что во многих случаях наиболее эффективными методами организации производства становится размещение отдельных его фаз в различных странах мира.

Таким образом, важнейшей составляющей современного этапа интернационализации  хозяйственной жизни становится транснационализация, то есть преобразование производства на основе вынесения отдельных звеньев производственно-технологических цепочек за национальные рамки. При этом стратегический контроль международной организованной сети компаний не утрачивает своего национального характера. Как следствие, национальные хозяйства экономически «растаскиваются» на отдельные части, становятся звеньями различных транснациональных образований (концернов, консорциумов, союзов и т. д.). Постоянно меняющиеся экономические границы не совпадают с национально-государственными.

Это модифицирует традиционно международное  разделение труда. Возникает новая  его форма - межанклавное (межкорпоративное) разделение труда, которое характеризует специализацию хозяйствующих субъектов, сформировавшихся на транснациональной основе.

3.2 Транснациональные и многонациональные  корпорации (ТНК и МНК)

Ведущую роль в процессах транснационализации производственной деятельности играют транснациональные корпорации. Они выступают в качестве особых международно оперирующих субъектов с единой производственно-финансовой и научно-технической политикой, системой совершенствования перспективного планирования и менеджмента, разветвленной службой маркетинга, изучения настроения, мотиваций как больших групп потребителей, так и индивидуальных потребностей тех или иных социальных групп.

Согласно определению комиссии по транснациональным корпорациям  ООН, ТНК - это компания:

- включающая единицы в двух и более странах, независимо то юридической формы и поля деятельности;

- оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящих центров;

- в которой отдельные единицы  связаны посредством собственности  или каким-либо другим образом  так, что одна или более из  них могут иметь значительное  влияние на деятельность других  и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с  другими.

3.3 Формы транснационализации

Транснационализация развивается в различных формах, среди них:

- прямые и портфельные инвестиции  за рубежом;

- слияние и поглощение иностранных  компаний;

- субподрядные отношения;

- обмен лицензиями;

- стратегические альянсы и др.

ТНК являются главными каналами прямых инвестиций, которые осуществляются по двум основным направлениям:

- строительство новых объектов  экономики;

- слияние и поглощение уже  существующих национальных хозяйственных  единиц.

3.4 Последствия транснационализации

Транснациональная деятельность вызывает противоречивые последствия. С одной  стороны, она ускоряет развитие и  способствует распространению технологической  революции, передового опыта организации  производства. С другой стороны, создание иностранных филиалов за рубежом  связано с переносом туда части  рабочих мест, которые теряются для  населения в стране размещения головной компании. Кроме того, создавая иностранные  филиалы, ТНК уводят от налогообложения часть прибыли, которая не попадает в бюджет и не может быть использована для финансирования социальных программ в стране базирования. Поэтому ряд государств пытается в настоящее время вести налог на отток национального капитала за рубеж или какие-либо другие ограничения международной деятельности ТНК.

В странах расположения филиалов и  дочерних компаний происходят рост доходов  на капитал в результате увеличения массы инвестированного капитала в связи с его притоком из-за рубежа. Однако следует иметь в виду и отрицательные черты воздействия транснационального производства, такие, как:

- возможность навязывания неперспективных  направлений в системе всемирного  разделения труда;

- опасность превращения страны  в место сброса экологически опасных технологий, товаров;

- захват иностранными фирмами  наиболее развитых сегментов  промышленного производства и  научно-исследовательских структур  принимающей страны;

- склонность транснациональных  корпораций к более решительным  мерам в случае кризисов - закрытию  предприятий, сокращению производства, что ведет к безработице и  другим негативным явлениям;

- ориентация ТНК на поглощение  также влечет возрастание неустойчивости  инвестиционного процесса и т.  д.

Несмотря на столь неоднозначные  последствия, транснациональная деятельность может стать одним из важнейших  путей повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

 

 

 

 

  4.  Примерное прогнозирование развития экономики Росии.

4.1 Прогнозный период 1.

 В экономике России в годы прогнозного периода (2006-2015 годы) необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формированияе нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В многомиллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера - ремонт ветхого и аварийного фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать, во всяком случае в первые три-шесть лет прогнозного периода, созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры, ее благоприятствующих факторов возможно и вероятно в 2011-2015 годах.

Хотя прогнозируется дальнейшее повышение цен на энергоносители (нефть и газ) и другие сырьевые товары, их экспорт мало возможен, скорее всего они будут удерживаться, что более вероятно, на сложившемся уровне и иногда несколько снижаться. Однако снижение цен не удастся компенсировать увеличением объема продаж, поскольку в настоящее время прирост валютной выручки от экспорта за счет повышения цен и от увеличения реального объема реализации соотносится практически в России 9:1 (2006-2007 годы).

4.2 Прогнозный период 2.

А как представляется дальнейшая ситуация в более долгосрочном плане - в 2016-2030 годах. Если принять избранную  схему и на этот прогнозный срок, вариантность ощутимо увеличивается: при дифференциации возможных темпов прироста естественно результативные абсолютные величины расходятся и довольно существенно, что затрудняет оценки. Поэтому нами избран усредненный  вариант, в котором среднегодовые  темпы прироста макроэкономических показателей предполагаются на несколько  более низком уровне, чем в предшествующий период. Это может быть аргументировано вступлением мирового сообщества и экономики России в масштабную перестройку структурного характера, формированием новой ситуации на мировом рынке энергоносителей, особенно нефти, в связи с широким внедрением их заменителей (органическое топливо, электродвигатели) в автотранспорте, ужесточением ресурсосбережения, массовым внедрением информационных технологий, радикальными сдвигами в решении экологических проблем, защитой окружающей среды, природопользованием, крупными затратами на обновление основного капитала. Параметры темпов прироста в этих условиях, видимо, будут складываться на уровне следующих значений: совокупный ВВП мира - примерно 3,1, ВВП России - 5,8; мировая торговля - 7,3, внешняя торговля России - 9,8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Россия и ВТО   

   5.1 Отношения с государствами-членами ВТО

Членство России в ВТО  связано с возможностями, которые  открываются в отношениях с государствами-членами  ВТО. По итогам переговоров о присоединении России к ВТО был подписан протокол о присоединении с множеством приложений, фиксирующих обязательства страны в том, что касается: национального законодательства и его корректировки, максимального уровня тарифов на те или иные импортируемые товары, группы товаров, снижения / связывания тарифных ставок, объемов государственной поддержки сельскохозяйственного производства и.экспорта, условий доступа на рынки услуг и др. При ратификации протокола должны быть предусмотрены меры по его реализации и зафиксированных в нем обязательств. Детали должны быть предусмотрены в постановлении правительства или серии постановлений.

После присоединения России к ВТО ненужными стали многие положения двусторонних торговых договоров России с Другими странами-членами ВТО, (Россия имеет торговые договоры более чем со 120 государствами).

В связи с этим встает задача ревизии всей системы торговых договоров на предмет их полного  или частичного аннулирования. При  этом не следует отменять их без  особой необходимости: параллельное сосуществование  двусторонних договоров и многосторонних соглашений пакета ВТО добавляет  устойчивости международным торговым отношениям России с ее партнерами. Кроме того, в двусторонних торговых договорах России зачастую содержатся положения, выходящие за предмет  ведения ВТО. Следует изучить  возможность российского влияния  через двусторонние торговые договоры на развитие международной торговой системы.

Политико-правовую проблему представляет собой практика признания  того или иного государства рыночным (Россия па сегодняшний день признана государством с рыночной экономикой со стороны, как США, так и ЕС). Совершенно очевидно, что данная практика использовалась и используется для  воздействия на суверенные решения  государств, не являющихся членами  ВТО, с целью выторговывания дополнительных уступок и дискриминационного подхода к товарам и услугам других государств.

Важно определиться, следует  ли придерживаться этой практики и, соответственно, использовать данный механизм в отношении  других государств либо «летать на защиту» дискриминируемых государств и открыто отказаться от подобной практики. Данная дилемма, носит не только практический и политический характер, но и в определенной мере направляет развитие международного права  в глобальной торговой системе. Утвердившаяся  практика, по сути, равнозначна закреплению  исключения из принципа равноправия  государств в международной торговой системе.

Возможные риски связаны  с противостоянием России и отдельных  государств-членов ВТО и групп  государств (западных стран) в том, что  касается развития международной торговой системы и се правового обеспечения. Кроме того, России следует быстрее  осваивать предусмотренный правом ВТО инструментарий по защите национальных рынков.

5.2  Расширение сферы регулирования.

Система ВТО расширила  поле своего регулирования, и этот процесс  продолжится в обозримой перспективе. Под «режим ВТО» подтянута, в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые аспекты инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др.

Так, совершенно новую эру  жизни и новые возможности  открывает перед государствами-участниками  Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В соответствии с  ним придется либерализовать, с соответствующими исключениями, доступ в страну порядка 160 видов услуг и носителей услуг (информационных, образовательных, туристических, транспортных, строительных, страховых и др.). В особом правовом режиме окажутся финансовые, профессиональные и некоторые другие виды услуг. Нет сомнения, что уже в ближайшем будущем выявится области, которые следовало бы в большей степени закрыть от присутствия иностранных услуг и поставщиков услуг. ГАТС позволяет найти для этого необходимые основания.

В сферу регулирования  ВТО рано или поздно будут включены в связи с международной торговлей  вопросы защиты окружающей среды (экологические  стандарты, технологии, ограничения  импорта); обеспечения правил честной  конкуренции; осуществления международной  торговли по электронным каналам; стандартов труда; прямых иностранных инвестиций, деловой ограничительной практики и др.

Информация о работе Место России в мировой экономике