Место России в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление места и роли России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы, решаются следующие задачи:
-анализируется экономика России и ее конкурентоспособность на мировом рынке, в том числе место экономики России среди других стран мира, место России на международном рынке товаров и услуг, место России в международном движении капитала;
-выявляются особенности включения России в мировые интеграционные процессы.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3-4
1. Формы международных экономических отношений……….....5
1.1Формы и тенденции международных экономических отношений…...5-6
2.Интеграция России в мировую экономику……………………………...…7
2.1 Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений……………………………………………………..7-9
3. Транснационализация производства и капитала………..……………..13
3.1 Сущность транснационализации……………………………………..13-14
3.2 Транснациональные и многонациональные корпорации (ТНК и МНК)………………………………………………………………………….....14-15
3.3 Формы транснационализации…………………………………..…….15-16
3.4 Последствия транснационализации……………………………….….16-17
4. Примерное прогнозирование развития экономики Росии……………18
4.1 Прогнозный период 1, 2………………………………………………18-20
5. Россия и ВТО……………………………………………………...…………..21
5.1 Отношения с государствами-членами ВТО……………………….….21-23
5.2 Прогнозные модели эволюции ВТО……………………………….….23-24
5.3 Проблемы и перспективы развития России в ВТО……………...…..24-33
6. Стратегии участия России в мирохозяйственных процессах……….34-37
Заключение…………………………………………………………………...…38-39
Список литературы…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

мэо.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

Развивающиеся страны сопротивляются расширению сферы деятельности ВТО. Налицо столкновение групповых интересов  по вопросу стратегического развития Организации.

Риски заключаются в системном  отставании России и российской экономики  от экономики западных стран. Более  развитая на Западе сфера услуг, система  электронного обеспечения торговли сами по себе являются конкурентными  преимуществами этих государств. Россия объективно не заинтересована в ускорении  процесса расширения сферы действия ВТО, как и в искусственном  и управляемом ускорении процесса глобализации в целом.

 

5.3 Прогнозные модели эволюции  ВТО

Прогноз возможной эволюции ВТО и всей ее системы в первые десятилетия XXI века должен опираться  на ряд долгосрочных факторов и тенденций, которые заложены уже сегодня  в действующую модель.

Один из сценариев эволюции ВТО в предстоящие годы заключается  в консервативном накоплении второстепенных изменений в системе и праве  Организации («консервативный сценарий»).

Этот вариант развития модели ВТО предполагает, что никаких  серьезных трансформаций как  внутри ВТО, так и в ее воздействии  на международную торговую систему  не предвидится. Противостоящие силы будут  блокировать все важные решения, чреватые существенным изменением баланса  сил. Если удастся начать (продолжить) очередные многосторонние торговые переговоры, то, скорее всего, они приобретут вялотекущий характер и потребуют не менее десяти лет для выработки решений. При этом решения вряд ли будут носить прорывной характер.

Возможно незначительное расширение сферы действия ВТО (например, за счет проблематики экологических  стандартов). Увеличится аппарат Секретариата и бюджет ВТО. Произойдут некоторые  видоизменения в функциях, компетенции  и структуре отдельных органов  ВТО. Стороны регулярно будут  обвинять друг друга в нарушении  правил ВТО. Время от времени в  Органе по разрешению споров будут  рассматриваться крупные и «громкие»  дела, но в целом это будет работой  отлаженного (хотя и не безупречного) механизма.

Все предусмотренные в  Соглашениях и прочих решениях меры, имеющие сроки, будут реализовываться  медленно, с опозданиями.

Второй сценарий среднесрочной  эволюции ВТО проистекает из вероятной  перспективы, что очередные многосторонние переговоры в рамках ВТО в обозримом  будущем начать (продолжить) не удастся («сценарий перегруппировки сил»).

В этом случае западные страны, и, прежде всего США, центр своей  активности в международной торговой системе перенесут за пределы  ВТО - на двусторонний и / или групповой  уровень либо в отдельные международные  организации, которые находятся  под более полным контролем (например, к ОЭСР). При таком повороте событий  западные страны за 5-7 лет выработают в переговорах между собой новые, максимально «продвинутые», глобальные правила международной торговли (при сохранения правил ВТО). Затем эти правила будут навязываться системе ВТО пакетом либо будут сосуществовать «рядом» с правилами ВТО, пока другие члены Организации волей или неволей не будут вынуждены их принять по одному или группами.

Система ВТО на весь период «перегруппировки сил» останется в  замороженном состоянии. Интерес к  ней на некоторое время угаснет. Переговоры о присоединении новых  членов к ВТО перейдут в латентное  состояние. Изменений в функциях, компетенции и структуре органов  ВТО не произойдет.

На некоторые, в том  числе значительные, нарушения правил ВТО со стороны крупных партнеров  западные страны во время переговоров  между собой особого внимания обращать не будут. Орган по разрешению споров будет использоваться в основном второстепенными странами для взаимных разбирательств либо для предъявления претензий развитым странам, но без  особого успеха. Аппарат Секретариата ВТО и ее бюджет существенно не изменятся.

Третий сценарий эволюции ВТО связан с активным использованием самой Организации и ее внутренних ресурсов для обновления и совершенствования всей системы («сценарий активного обновления»). В рамках данного развития событий многосторонние торговые переговоры под эгидой ВТО будут разблокированы и пройдут в интенсивном режиме - за 5-7 лет. Завершатся они 20-30 новыми соглашениями по всему спектру деятельности ВТО, а также охватят новые вопросы, включая проблематику экологических и трудовых стандартов.

При этом произойдет перегруппировка  функций, компетенции органов ВТО. Орган по разрешению споров станет самостоятельной структурой, процедуры  которой еще больше приблизятся  к судебным; возможно, произойдет изменение названия, например, на «Международный торговый суд». Значительно увеличится численность аппарата ВТО и ее бюджет.

Для России наиболее приемлемым вариантом развития событий является «консервативный вариант». При нем  Российскому государству будет  проще вписаться в контекст внутренней жизни ВТО и в перипетии  глобализации, согласовывать собственные  планы развития с очередными этапами  глобализации. Менее желательным  является «сценарий активного обновления»  ВТО. В этом случае Россия, скорее всего, останется в положении государств, вынужденных принимать этот сценарий де-факто. Возможности определять содержание сценария и его реализацию не будут  соответствовать нашим претензиям.

«Сценарий перегруппировки  сил» представляется крайне нежелательным  для России. Он, по существу, оставит  Россию за бортом процесса принятия важнейших  стратегических решений, касающихся основных направлений развития глобальной торговой системы. При этом экономическая  глобализация получит новый мощный импульс к развитию, ускоряющий и углубляющий отрыв российской экономики от экономик ведущих западных стран на пути к постиндустриальному мироустройству.

 

5.4  Проблемы и перспективы развития России в ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация принимает непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи.

-Защита. Исключение ущемления  прав России в сфере международной  торговли, обеспечение достаточной  степени защищенности отечественных  производителей в условиях разумно  открытой экономики на основе  применения норм и правил ВТО

-Доступ. Обеспечение реального  улучшения доступа на мировые  рынки товаров и услуг, т.е.  получение лучших и недискриминационных  условий доступа для российских  товаров и услуг на зарубежные  рынки, особенно высокоэффективных  видов изделий обрабатывающей  промышленности

-Развитие. Улучшение торгово-политического  режима по сравнению с нынешней  ситуацией с учетом баланса  прав и обязательств нашей  страны в ВТО, содействие развитию  экспортных возможностей страны  и «облагораживанию» структуры  российского экспорта

Угрозы и риски. Наша экономика  как неконкурентоспособная рискует  потерпеть поражение в силу следующих  причин:

-Рост конкуренции. Российской  промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с  абстрактными среднестатистическими  зарубежными компаниями, а с сильнейшими  мировыми игроками - ведь именно  такие компании обладают волей  и достаточными ресурсами, чтобы  захватить открывшиеся рынки  в России. Некоторые из них  уже сегодня более чем успешно  работают на российском рынке  - P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.

-Поглощение производства  зарубежными компаниями. В условиях  повышения конкуренции неизбежно  поглощение относительно слабых  производств.

-Закрытие предприятий  и рост безработицы. Наплыв  дешевого импорта приведет к  закрытию ряда самых слабых  производств не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

-Рост цен. России придется  в ближайшие годы выровнять  свои внутренние цены на энергоносители  и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на  себестоимости производства, приведет  к дополнительной инфляции и  снижению конкурентоспособности  на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

-Отток капиталов из  России - имеется ввиду отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж на счета их центральных управляющих структур с целью выплаты дивидендов. Справедливости ради следует отметить, что этому процессу будет предшествовать относительно более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

-Прощай политика. ВТО  фактически запрещает проводить  промышленную политику, то есть  политику целенаправленного и  прагматичного протекционизма.

-Возникают угрозы для  ряда отраслей в связи с  ликвидацией защитных барьеров. После вступления России в  ВТО на российский рынок придут  международные корпорации, усилят  своё присутствие уже работающие. В итоге вырастет конкуренция  во всех отраслях экономики,  что приведет значительному увеличению  маркетинговых расходов на поддержание  рыночных позиций. В связи с  этим наметятся значительное  падение рентабельности бизнесов  отечественных предприятий и  снижение их конкурентоспособности.  Наиболее уязвимые отрасли:

. Низкая производительность  приведет к падению конкурентоспособности  продукции следующих отраслей

* Аграрный сектор. В первую  очередь пострадает сельскохозяйственный  сектор.

* Металлургия - высокая  энергоемкость производства.

* Обрабатывающая промышленность.

* Текстильная.

* Химическая промышленность.

* Машиностроение.

* Автостроительная промышленность.

* Авиастроительная промышленность.

* Электронная промышленность.

* Легкая промышленность.

* Транспорт.

* Фармацевтическая промышленность.

* Розничная торговля.

* Пищевая промышленность.

* Общественное питание.

. Автомобильная промышленность  лишится защитного барьера в  виде высоких пошлин на импорт  иномарок, в т.ч. бывших в употреблении  и запчастей к ним.

. Финансовые услуги. Капиталы  западных банков на порядки  выше капиталов наших. ВТО требует  обеспечения равного доступа  частного капитала к оказанию  любых услуг и открытой международной  конкуренции в этой области.  Открытие филиалов иностранных  финансовых и страховых компаний  предоставит российским гражданам  и компаниям возможность пользоваться  более крупными, длинными и дешевыми  кредитными ресурсами и более  качественными услугами. Западные  банки легко смогут поглотить  нашу банковскую систему с  учетом очень высокого уровня  их «капиталоемкости».

. Страховой рынок может  быть полностью захвачен иностранными  страховщиками, имеющими значительно  больший капитал, чем отечественные  компании.

. Услуги. Запад, руководство  ВТО, настаивает, чтобы Россия  реально открыла рынок услуг  - консалтинговых, юридических, медицинских.

-Ухудшение наполняемости  бюджета. Таможенные пошлины формируют  до 37% федерального бюджета. При  вступлении в ВТО России придется  пойти на смягчение таможенного  режима, что может отрицательно  сказаться на наполняемости бюджета.  Справедливости ради, надо отметить, что это снижение не будет  критичным, пока государство получает  сверхприбыли от возросших цен  на нефть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6. Стратегии участия России в мирохозяйственных процессах.

В настоящее время высказываются  различные точки зрения относительно путей включения России в мировые  интеграционные процессы. Но, несомненно то, что успешное решение этой зависит от нескольких факторов:

-во-первых, от результатов  деятельности Правительства по  оздоровлению национальной экономики  путем ее структурной перестройки;

-во-вторых, от создания  действенных законодательных, организационных,  материальных и технических предпосылок  для этого.

Как показал анализ проблем  интеграции в мировое хозяйство  других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного  периода является ее открытость. В  условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию  и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган.

Важным преимуществом  открытой экономики является ее значение для борьбы с монополизмом. Отмечая  роль мирового рынка как мощного  средства борьбы с монополизмом и  решения проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что  делать экономику страны открытой следует  только при условии экономической  оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно  избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные  результаты воздействия мировой  экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

РФ уже практически  стала страной с открытой экономикой, что определяется как высокой  степенью зависимости народного  хозяйства от внешних связей, так  и либеральным внешнеэкономическим  режимом. Процессы, в результате которых  это произошло, нельзя назвать здоровыми. Российский экспорт поддерживается за счет энергоресурсов, сырья и материалов, роль внешнего рынка для производителей которых резко возросла в связи с сужением рынка внутреннего. Благодаря работе на внешний рынок эти отрасли (нефте- и газодобыча, металлургия, производство лесоматериалов и удобрений) в условиях общего падения производства оставались конкурентоспособными, в то время как в других отраслях, особенно в машиностроении, выпуск продукции упал в два - три раза.

Информация о работе Место России в мировой экономике