Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа
Целью моей контрольно-курсовой работы является определение места стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Решаются следующие задачи:
•Раскрытие понятий, целей и основных задач МСА
•Описание механизма выработки МСА
•Определение связи МСА с национальными стандартами аудита
•Определение взаимосвязи МСА с МСФО
Содержание……………………………………………………
Введение
Аудиторские организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них — стандартизация аудиторской деятельности. При решении этой задачи важную роль играют международные стандарты аудита (МСА).
Профессиональные аудиторские организации стран с достаточно высоким уровнем развития аудита (Канады, Великобритании, Ирландии, США) лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Индии и Голландии, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита (Малайзия, Нигерия, Фиджи и др.), применяют международные стандарты аудита в качестве отечественных стандартов. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.
Целью моей контрольно-курсовой работы является определение места стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Решаются следующие задачи:
1 Место аудита и роль международных стандартов аудита в системе экономических отношений
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.
Целью аудита, в самом общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.
За более чем столетнюю историю аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежности аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики:
• первый период связан с принятием сначала в Англии в 1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;
• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;
• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала; в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления;
• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;
• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.
С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.
2 Понятие, цели и основные задачи международных стандартов аудита (МСА)
Международные стандарты – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.
Первые международные
аудиторские стандарты
Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчитывает пятьдесят один стандарт.
В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Подгруппы общепринятых МСА |
Концепция стандартов |
Постулаты стандартов |
Общие стандарты |
1. Этика поведения 2. Независимость 3. Профессионализм |
1.Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента 2.Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор 3.Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами |
Рабочие стандарты |
1.Доказательность 2. Планирование |
1.Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации 2.Внутренний контроль и его эффективность 3.Ценность предыдущей информации |
Стандарты отчетности |
Точность представления |
Связь учета и аудита в процессе передачи информации |
МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.
МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.
Структура МСА включают в себя:
− введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
− разделы, излагающие суть стандарта;
− приложение (для некоторых стандартов).
В исключительных случаях возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.
Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).
МСА в различных странах используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов. В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные.
Как известно МСА должны
применяться только к существенным
аспектам. Однако мировая практика
допускает возможность
Основные цели, которые преследует данный комитет при разработке МСА:
− гармонизировать национальные правила и другие нормативные документы в области аудита с целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;
− поднять уровень профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.
Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:
• операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;
• пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;
• последствия решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.
Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует таблица 2.
Таблица 2
Характеристика пользователей финансовой информации
Партнерские группы и взаимоотношения с организацией |
Требования (интересы, компенсации) к организации |
Объект анализа финансовой информации |
Администрация, управляющие |
Оплата труда, привилегии |
Вся информация, необходимая для эффективного управления Деятельностью организации |
Персонал, служащие |
Заработная плата, социальные условия |
Финансовые результаты деятельности организации |
Поставщики, покупатели, заказчики |
Договорная цена, оплата поставок, получение продукции, работ, услуг в полном объеме |
Финансовое положение, платежеспособность, финансовые результаты |
Кредиторы, заимодавцы |
Возврат кредитов, займов, получение процентов |
Финансовое положение, ликвидность баланса |
Собственники, участники |
Доходы, дивиденды |
Финансовое положение, финансовые результаты |
Государственные органы |
Налоги, сборы и прочие платежи |
Финансовые результаты и их слагаемые |
Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.
МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.
Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг – их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.
3 Механизм выработки
международных нормативов
Механизм
выработки международных
1. КМАП выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;
2. Подкомитет изучает
предварительно собранную
3. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМАП;
4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
5. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМАП;
6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;
7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;
Информация о работе Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности