Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей контрольно-курсовой работы является определение места стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Решаются следующие задачи:
•Раскрытие понятий, целей и основных задач МСА
•Описание механизма выработки МСА
•Определение связи МСА с национальными стандартами аудита
•Определение взаимосвязи МСА с МСФО

Файлы: 1 файл

Копия Осн часть.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Содержание………………………………………………………………..С

 

Введение

Аудиторские организации России сегодня уже в достаточной степени укрепили свои позиции на рынке.  Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одна из них — стандартизация аудиторской деятельности. При решении этой задачи   важную роль играют международные стандарты аудита (МСА).

Профессиональные аудиторские организации стран с достаточно высоким уровнем развития аудита (Канады, Великобритании, Ирландии, США) лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Индии и Голландии, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита.  Страны,  не разрабатывающие собственные стандарты аудита (Малайзия, Нигерия, Фиджи и др.), применяют международные стандарты аудита в качестве отечественных стандартов. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

Целью моей контрольно-курсовой работы является определение места стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Решаются следующие задачи:

    • Раскрытие понятий, целей и основных задач МСА
    • Описание механизма выработки МСА
    • Определение связи МСА с национальными стандартами аудита
    • Определение взаимосвязи МСА с МСФО

 

 

1 Место аудита и роль  международных стандартов аудита в системе экономических отношений

Аудит как элемент  рыночных отношений получил признание практически во всем мире. Пользователями аудиторских услуг являются юридические и физические лица, заинтересованные в достоверности финансовой отчетности, поскольку ее содержание для них имеет экономический смысл в плане снижения предпринимательского риска.

Целью аудита, в самом  общем понимании, является формирование определенного мнения аудитора относительно проверяемой бухгалтерской финансовой отчетности. Аудитор выполняет своего рода посредническую функцию: устанавливая объективность финансовой информации, он предотвращает столкновение интересов поставщика и пользователя информации.

За более чем столетнюю  историю аудита экономически развитые страны выработали систему правил, положений и требований, следование которым способствует повышению качества и надежности аудита. В экономической литературе выделяют условно пять периодов становления мировой аудиторской практики:

• первый период связан с принятием сначала в Англии в 1844 г., а затем во Франции в 1867 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов;

• второй период охватывает 1805—1905 годы, когда аудит по началу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль; на этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм;

• третий период — с 1905 по 1933 г. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала; в этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применении статистических выборок, оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления;

• четвертый этап длится до 1940 г., для него характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования, целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита; в этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита;

• пятый период — с 1940 г. и по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей, что приводит к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике.

С целью реализации этих требований мировым сообществом выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.

 

2 Понятие, цели и основные задачи международных стандартов аудита (МСА)

Международные стандарты  – это документы, формирующие  единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Первые международные  аудиторские стандарты появились  в 1937—1939 гг. К 1994 г. было разработано сорок пять стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен.

Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчитывает пятьдесят один стандарт.

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

Подгруппы

общепринятых МСА

Концепция

стандартов

Постулаты стандартов

Общие стандарты

1. Этика поведения

2. Независимость

3. Профессионализм

1.Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента

2.Ограничения на другие  виды деятельности, которыми может заниматься аудитор

3.Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами

Рабочие стандарты

1.Доказательность

2. Планирование

1.Возможность верификации, т.е.

способ проверки на стадиях  сбора и оценки информации

2.Внутренний контроль  и его эффективность

3.Ценность предыдущей  информации

Стандарты отчетности

Точность представления

Связь учета и аудита в процессе передачи информации


 

МСА предназначены для  применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для  аудита другой информации.

МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.

Структура МСА включают в себя:

− введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

− разделы, излагающие суть стандарта;

− приложение (для некоторых  стандартов).

В исключительных случаях  возможно аргументированное аудитором отступление от МСА. МСА применяются только в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики).

МСА в различных странах  используются многовариантно. Так, в России, Голландии и других странах МСА принимаются за базу при разработке своих национальных стандартов. В США, Англии, Канаде, Швеции существуют свои национальные положения. Однако требования МСА в этих странах все-таки принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств, таких как Нигерия, Шри-Ланка и др., МСА приняты как национальные.

Как известно МСА должны применяться только к существенным аспектам. Однако мировая практика допускает возможность отступления  от них с целью достижения наибольшей эффективности аудиторских проверок. В этом случае аудитор обязан аргументировано обосновать это отступление. Разрабатывает МСА Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является одним из комитетов совета Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

Основные цели, которые  преследует данный комитет при разработке МСА:

− гармонизировать национальные правила и другие нормативные  документы в области аудита с  целью предоставления высококачественных услуг для всего мирового сообщества;

− поднять уровень  профессионализма аудиторов в странах, где он ниже общемирового.

Потребности в услугах аудиторов возникают и в связи со следующими обстоятельствами:

• операции компании (фирмы, организации) могут быть многочисленными и сложными. Информацию о них пользователи не имеют возможности получить самостоятельно, а потому нуждаются в услугах аудиторов, бухгалтеров — профессионалов;

• пользователи финансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям, кроме того, им недостает соответствующего опыта, поэтому им необходимо приглашать профессиональных аудиторов для работы, которую они не в состоянии выполнить самостоятельно;

• последствия  решений, принимаемых пользователями, могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемая через аудиторов, им жизненно необходима.

Пользователи финансовой информации (как юридические, так и физические лица) связанны с фирмами (организациями) имущественными и финансовыми интересами, что наглядно иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2

Характеристика  пользователей финансовой информации

Партнерские группы и взаимоотношения с организацией

Требования (интересы, компенсации) к организации

Объект анализа финансовой информации

Администрация,

управляющие

Оплата труда, привилегии

Вся информация, необходимая для эффективного управления

Деятельностью организации

Персонал, служащие

Заработная  плата, социальные условия

Финансовые  результаты деятельности организации

Поставщики, покупатели, заказчики

Договорная  цена, оплата

поставок, получение  продукции, работ, услуг в

полном объеме

Финансовое  положение, платежеспособность, финансовые

результаты

Кредиторы, заимодавцы

Возврат кредитов, займов, получение процентов

Финансовое  положение, ликвидность баланса

Собственники,

участники

Доходы, дивиденды

Финансовое  положение, финансовые результаты

Государственные

органы

Налоги, сборы  и прочие

платежи

Финансовые  результаты и их слагаемые


 

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

МФБ ставит перед  собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной  аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг – их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

 

3 Механизм выработки  международных нормативов аудита

Механизм  выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМАП выбирает тему  для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает  предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает  проект норматива и передает  его на рассмотрение в КМАП;

4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава,  но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;

5. Проект норматива  направляется для изучения и  написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМАП;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;

7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;

Информация о работе Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности