Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей контрольно-курсовой работы является определение места стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности. Решаются следующие задачи:
•Раскрытие понятий, целей и основных задач МСА
•Описание механизма выработки МСА
•Определение связи МСА с национальными стандартами аудита
•Определение взаимосвязи МСА с МСФО

Файлы: 1 файл

Копия Осн часть.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования

 

4 Связь МСА с национальными стандартами аудита

Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира. Она стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если национальные стандарты соответствуют МСА, то проверки и услуги, оказанные с их соблюдением, приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Если национальные стандарты противоречат МСА, то организации – члены МФБ – должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

МСА используются по-разному:

– в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия и др.);

– как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и др.);

– принимаются к сведению и руководству в странах, где имеются национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);

– как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.

Российские стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» существовало 37 стандартов и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе МСА. Остальные стандарты разработаны с учетом специфики аудиторской деятельность в России по вопросам, требующим особого рассмотрения. Такими вопросами являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в РФ.

В настоящее время  в России 16 федеральных стандартов.

В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения — от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура опубликованных международных стандартов аудита

Код

Название группы стандартов

100 - 199

Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА

200 - 299

Обязанности

300 - 399

Планирование

400 - 499

Система внутреннего  контроля

500 - 599

Аудиторские доказательства

600 - 699

Использование результатов  работы третьих лиц

700 - 799

Аудиторские выводы и  заключения

800 - 899

Специальные области аудита

900 - 999

Сопутствующие услуги

1000 - 1100

Положения по международной  аудиторской практике


 

Международные стандарты  аудита применяются при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой финансовой информации.

В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если отдельные положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных положений, принятых в данной стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

Анализируя различия между международными и российскими стандартами, следует отметить, что они не являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.

Различия между российскими  и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:

• наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем особенностям функционирования российской экономики;

• многие положения МСА основаны на западной «общепринятой системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

• отдельные положения  МСА основываются на малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.

Следуя отечественным  стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.

 

5 Взаимосвязь МСА с МСФО

Цель аудита, как отмечалось — это формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Бухгалтерская отчетность в каждой стране, в зависимости от исторически сложившихся условий, имеет свои особенности формирования и представления. Поэтому в ходе аудиторской проверки за пределами национальных границ у аудитора могут возникнуть некоторые трудности из-за неоднородности международной практики учета. Для гармонизации национальных моделей и уменьшения различий в сфере финансовой отчетности необходима стандартизация учетных процедур и гармонизация различных систем бухгалтерского учета. Процесс гармонизации означает сближение целевой ориентации учетных систем и национальных моделей учета. Суть гармонизации заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система учетных стандартов, но они не должны противоречить аналогичным стандартам других стран и их сообществ (объединений). Процесс стандартизации предполагает разработку правил, норм и учетных процедур для практического применения, т.е. унификацию учета.

Национальные стандарты  создаются каждой страной самостоятельно. Их содержание, порядок разработки и утверждения отражают социально-экономические и политические реалии данной страны. Современный этап развития гармонизации бухгалтерского учета и отчетности по МСФО характеризуется следующими направлениями их применения: отдельными организациями на добровольных началах; в качестве критерия допуска работы на международных рынках капитала; наряду с национальными стандартами учета; в качестве национальных стандартов; адаптация национальных стандартов к МСФО.

Наша страна выбрала  путь адаптации национальных учетных стандартов (ПБУ) к МСФО, что является наиболее рациональным.

Такой же путь их использования  выбрали и многие европейские страны.

Таким образом, процессы стандартизации учета и аудита в международной практике тесно взаимосвязаны. Международные стандарты аудита и учета (МСА и МСФО) объединяет то, что:

• они имеют единую терминологию (единый глоссарий терминов);

• международные стандарты  финансовой отчетности являются критерием соответствия отчетности установленным требованиям, подтверждаемого в процессе аудита.

Единство терминологии помогает избежать разногласий в  целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемого лица. В международных стандартах аудита имеются и прямые ссылки на международные стандарты финансовой отчетности. Особенно этот процесс стал заметен в процессе переработки МСА после 1994 г. Взаимосвязь МСА и МСФО представлена в таблице 4.

Таблица 4

Взаимосвязь международных стандартов аудита и стандартов финансовой отчетности

Номер и название МСА

Ссылка на документы, разработанные Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности

120 «Концептуальные

основы Международных

стандартов аудита»

В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы МСФО

320 «Существенность в

аудите»

Понятие существенности определено в соответствии с Основами подготовки и представления финансовой отчетности

550 «Связанные стороны»

Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО «Раскрытие информации о связанных сторонах». Аудитор должен проверить также раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, которые перечислены в различных МСФО

560 «Последующие события»

Типология последующих  событий определена

МСФО «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты»

570 «Допущения о непрерывности деятельности

предприятий»

Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено Основами подготовки и представления финансовой отчетности. Там же

раскрыто понятие «существенная неопределенность»

700 «Аудиторское заключение  по финансовой отчетности»

Аудитор должен определить, подготовлена ли проверяемая финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в

качестве которой могут  выступать МСФО

910 «Задания по обзору

финансовой отчетности»

Заключение по обзору финансовой отчетности

должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО


 

Международные стандарты финансовой отчетности разработаны Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), входящим в состав МФБ.

Взаимосвязи международных  стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:

1. Единство терминологии, применяемой в МСФО и МСА. Общая терминология, используемая в МСФО и МСА, позволяет избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и аудируемыми лицами, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

2. Использование аудиторами МСФО в целом и в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

Если аудируемое лицо составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности. В МСА встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные КМСФО.

В процессе переработки МСА все больше внимания уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000 г., включает ссылки на МСФО по поводу определения допущения уместности его применения и понятия «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали.

 

Задача

Аудиторская фирма осуществляет планирование аудиторской проверки акционерного общества. Установлено, что рабочий план счетов бухгалтерского учета включает все счета, предусмотренные утвержденным в законодательном порядке Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.

Применяя  требования международного стандарта  аудита 530 «Аудиторская выборка и  другие процедуры выборочной проверки»  определите счета бухгалтерского учета, которые подлежат стопроцентной и выборочной аудиторской проверке. При этом используйте профессиональное суждение: требование знание бизнеса, влияние статьи бухгалтерского учета и налогообложение, значение статьи для пользователей.

Используя профессиональное суждение и требования международного стандарта аудита 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки», счета бухгалтерского учета, которые подлежат стопроцентной и выборочной аудиторской проверке, можно систематизировать (табл. 1).

Таблица 5

Определение счетов бухгалтерского учета, подлежащих стопроцентной и выборочной проверке.

Объект аудита (статьи финансовой отчетности)

Подлежащие стопроцентной проверке

Существенные счета  бухгалтерского учет подлежащие выборочной проверке

Существенные счета бухгалтерского учет подлежащие выборочной проверке и требующие применения специальных аудиторских расчетов и методик

Внеоборотные активы: основные средства, доходные вложения в материальные ценности, нематериальные активы

-

01, 02, 03, 04, 05, 07, 08

 

Запасы: материалы, животные на выращивании и откорме

-

10, 11

-

НДС по приобретенным ценностям

-

19

-

Затраты

-

-

20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44

Товары, готовая продукция

-

41, 43, 45, 94

-

Денежные средства

-

50, 51, 52, 55, 57

-

Финансовые вложения

-

58

-

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

60

-

Расчеты с покупателями и заказчиками

-

62

-

Займы, кредиты

-

66, 67

-

Расчеты по налогам и  сборам

68, 68-НДФЛ, 69

   

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

-

-

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

-

71, 73, 76

-

Отложенные налоговые  активы и обязательства

09, 77

-

-

Уставный капитал, резервный  капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

75, 80, 81, 82, 83, 84

   

Финансовые результаты: продажи, прочие доходы и расходы, прибыли и убытки

90, 91, 99

   

Резервы и прочие счета, требующие применения специальных  методик и расчетов

   

14, 15, 16, 42, 59, 63, 96

Расходы и доходы будущих  периодов

-

-

97, 98


 

 

Заключение

Исходя из выше изложенного  можно сделать следующие выводы:

  • Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности.
  • Они способствуют достижению двоякой цели:

• развитию аудита в тех  странах, где уровень профессионализма

ниже общемирового;

• по мере возможности  унифицикации подходов к аудиту в международном масштабе.

  • Стандарты аудита, являясь критерием для определения качества

аудиторских услуг, позволяют  пользователям финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

  • Таким образом, основная задача, стоящая перед аудитом, — повышение доверия к аудиторским заключениям, качеству аудиторских проверок.

 

Список использованной литературы

1 Архарова, З.П. Международные стандарты аудита: Учебно-методический комплекс / З.П. Архарова. – М.: Изд. центр ЕАОИ,    2008. – 104 с.

2 Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / С.М. Бычкова. – М.: ЮРАЙТ, 2007. – 182 с.

3 Жарылгасова, Б.Т. Международные стандарты аудита: Учебное пособие /  Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. – М.: КНОРУС, 2007. – 400 с.

4 Соколова, Е.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебно-методический комплекс / Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 186 с.

5 Суворова,  С.П. Международные стандарты аудита: Учебное пособие / С.П. Суворова, Н.В. Парушина. – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007. – 320 с.




Информация о работе Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности