Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:01, контрольная работа
Управление корпорацией осуществляется в соответствии с ее корпоративными актами и законодательством. При этом она сама определяет структуру управления, затраты на него. Собственник руководит корпорацией самостоятельно или через специальные органы управления, предусмотренные уставом.
Между людьми, заполняющими организационную структуру корпорации (взаимодействующими между собой и зависимыми друг от друга), формируется густая сеть горизонтальных и вертикальных связей. Она требует четкой координации и регулирования, чем и занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных корпорацией целей.
Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд
Ли Якокки
Метаморфозы корпоративного
управления. Управление корпорацией
осуществляется в соответствии с
ее корпоративными актами и законодательством.
При этом она сама определяет структуру
управления, затраты на него. Собственник
руководит корпорацией
Между людьми, заполняющими
организационную структуру
В мелких корпорациях собственник (собственники) самостоятельно осуществляет свои функции: предпринимательскую, производственную, управленческую и, наконец, функцию присвоения (получение, распределение и использование прибыли). Однако с ростом масштабов производства делать это становится труднее.
Когда число работников в корпорации переваливает за десяток, собственник не может себе позволить одновременно работать по своей основной специальности и руководить делом. Поэтому он сосредоточивается на последнем, как на самом ответственном участке работы и отказывается от выполнения производственных функций.
Дальнейшее увеличение масштабов
производства и усложнение структуры
корпорации приводит к тому, что
собственник не в состоянии реализовывать
непосредственно и
Наконец, в крупных корпорациях,
функционирующих как
Функции корпоративного управления.
Управленческая деятельность одна из
самых сложных. Она складывается
из серии самостоятельных
– планирование, т. е. разработка программы, процедуры ее осуществления, графиков выполнения, анализ ситуаций, определение методов достижения целей и т. п.;
– организация, т. е. проработка структуры предприятия, осуществление координации между структурными подразделениями и т. д.;
– мотивация, т. е. стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач;
– координация;
– контроль.
Усложнение современного производства добавило еще две функции:
– инновационную, связанную с освоением и внедрением новейших достижений в области техники и технологии, методов организации и управления людьми;
– маркетинговую, выражающуюся не только в продаже производимых товаров, но и в проведении исследований и разработок, влияющих на реализацию товаров, закупку сырья, производство, сбыт, послепродажное обслуживание.
Принцип корпоративного управления. В основе системы управления корпорацией лежит ряд общих принципов. Среди них можно выделить в качестве наиболее важных следующие.
1. Принцип централизации
управления, т. е. сосредоточение
стратегических и наиболее
К достоинствам централизации относятся: принятие решений теми, кто хорошо представляет работу корпорации в целом, занимает высокие должности и имеет обширные знания и опыт; устранение дублирования в работе и связанное с этим снижение общих управленческих расходов; обеспечение единой научно-технической, производственной, сбытовой, кадровой политики и т. п.
Недостатки централизации заключаются в том, что решения принимают лица, плохо знающие конкретные обстоятельства; затрачивается много времени на передачу информации, а она сама теряется; менеджеры низшего звена управления практически устраняются от принятия тех решений, которые подлежат исполнению. Поэтому централизация должна носить умеренный характер.
2. Принцип децентрализации,
т. е. делегирования
Децентрализация имеет множество достоинств, в числе главных из них: возможность быстрого принятия решений, привлечения к этому менеджеров среднего и низшего уровней; отсутствие необходимости в разработке детальных планов; ослабление бюрократизации.
И в то же время при
децентрализации возникает
Чем больше степень децентрализации
полномочий, тем значительнее независимость,
самостоятельность низовых
Большая по размерам корпорация должна быть в большей степени децентрализована, ибо количество решений, которые приходится принимать в центре и число их согласований нарастает в геометрической прогрессии и в конце концов превышает технические возможности управленческой системы, выходя из-под контроля.
Потребность в децентрализации возрастает и в территориально разбросанных фирмах, а также в неустойчивой и быстро меняющейся среде, поскольку зачастую просто не хватает времени для согласования с центром необходимых действий, которые должны осуществляться немедленно.
Наконец, степень децентрализации зависит от опыта и квалификации руководителей и сотрудников соответствующих подразделений. Чем опытнее и квалифицированнее люди на местах, тем больше прав им можно дать, можно возложить на них большую ответственность, поручить самостоятельно принимать сложные решения.
3. Принцип координации
деятельности структурных
4. Принцип использования человеческого потенциала. Он заключается в том, что:
– принятие основной массы решений производится не предпринимателем или главным менеджером в одностороннем порядке, а сотрудниками тех уровней управления, где решения должны быть выполнены:
– исполнители сориентированы прежде всего не на прямые указания сверху, а на четко ограниченные сферы действия, полномочия и ответственность;
– вышестоящие инстанции решают только те вопросы и проблемы, которые нижестоящие не в состоянии или не имеют права брать на себя.
5. Принцип эффективного
использования, а отнюдь не
пренебрежения услугами
Бизнес включает в сферу своего влияния целый комплекс сопутствующих видов деятельности. Специалистов, их выполняющих, называют сателлитами бизнеса, т. е. его сообщниками, спутниками, помощниками. Они способствуют связям корпораций с внешним миром: контрагентами, государством в лице его многочисленных органов и учреждений.
Рассмотрение группы сателлитов следует начать с финансистов и бухгалтеров, которые прокладывают финансовый курс корпорации так, чтобы избежать уплаты налогов, но в то же время, чтобы это не выглядело как явное уклонение от их уплаты.
Другим сателлитом бизнеса, и очень важным, являются юристы. Они помогают строить правовые отношения с другими предприятиями и с государством в лице его органов. Их услуги крайне нужны при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при заключении договоров и государственных контрактов, при возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и т. д.
Каждый юрист специализируется
на той или иной сфере деятельности.
Так, юристы по налоговому праву производят
сложнейшие расчеты по амортизации
основного капитала для целей
налогообложения или при
На крупных предприятиях,
в корпорациях большой вес
имеют экономисты-аналитики, статистики,
составители экономических и
другого рода обзоров. Большая корпорация
может пребывать в состоянии
стабильности, только если у нее
просматривается перспектива
Одним из инструментов бизнеса
являются биржи: инвестиционные, фондовые,
товарные. Предприниматели пока предпочитают
прямые контакты с контрагентами, используют
старые производственные связи. При
должной отладке биржевого
Одной из важных сторон бизнеса
является искусство сбыта товаров.
По мере насыщения рынка товарами
потребность в специалистах-
Но этот непосредственный
вид продажи товаров постепенно
уступит место обезличенному
сбыту при помощи рекламы в
средствах массовой информации. Возникает
новая отрасль – отрасль
Специалисты по связям с общественностью – еще один спутник крупного предпринимательства, отражающий претензии бизнеса на власть. Теоретическим обоснованием связей с общественностью служит тезис, что о корпорации судят не только по выпускаемой продукции, но и по общему впечатлению, которое она производит на общественное мнение. В этом деле нужны проницательные и наделенные богатым воображением умы. Они способны смягчить воздействие на общественность плохих известий. Специалисты по связям с общественностью помогают готовить речи руководителей крупных корпораций, стараются, чтобы в средствах массовой информации появлялись только «нужные» материалы и туда никоим образом не попадали нежелательные сведения.
Указанные принципы являются базой для корпоративного нормотворчества.
Вместе с тем следует
отметить и ряд принципов, применимых
на каждый день, в повседневной деятельности
по управлению корпорацией, и реализуемых
в фактических действиях
1. Уважай власть. Власть
– необходимое условие
2. Будь честен и правдив.
Честность и правдивость –
фундамент предпринимательства,
Объекты корпоративного управления.
А. Акционеры. Это главные инвесторы корпорации. Собственно сама система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов.
Разделение функций владения и контроля за деятельностью корпорации не представляло бы никаких серьезных проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью совпадали бы. Однако их интересы в определенной мере расходятся:
а) для акционеров главное
– прибыльность корпорации и высокие
дивиденды, менеджеры испытывают воздействие
целого ряда факторов – таких, как
размер корпораций, степень имеющейся
у них власти, престиж, связанный
с занимаемым ими положением. Эти
соображения могут привести менеджеров
к принятию решений (скажем, о строительстве
нового офиса), которые не только не
будут соответствовать