Метод мозговых атак и его прикладное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Метод мозговой атаки предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. «Мозговая атака» – наиболее неприятное выражение, когда речь идет о каких-либо встречах и групповых собраниях. Оно обычно используется студентами, преподавателями, успешными бизнесменами и даже преступниками.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Введение.

Актуальность темы. Метод  мозговой атаки предназначен для  того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. «Мозговая атака» – наиболее неприятное выражение, когда речь идет о каких-либо встречах и групповых собраниях. Оно обычно используется студентами, преподавателями, успешными бизнесменами и даже преступниками. Большая часть проектов и мероприятий становятся успешными, благодаря творческому и правильному применению мозгового штурма.

Фактом является то, что  человек в обычном состоянии  использует менее десяти процентов  способности думать и использовать свои мозги. Это означает, что остается достаточно много места для больших  творческих проявлений и размышлений, если бы только человек смог найти  подходящий источник просвещения или  вдохновения. Человеку приходится думать о многих вещах. Возможно, ему надо размышлять над тем, как решить свои личные проблемы. А может быть, ему надо раздумать по поводу проработки бизнес - идей, как для себя, так и для компании, в которой он работает. Большая часть эффективных и успешных решений принимались посредством тщательных и глубоких раздумий.

Метод мозговой атаки базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей  и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди  которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод мозговых атак и его прикладное значение

 «Метод мозговой атаки подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

• генерирование новых  идей в отношении возможных вариантов  развития процесса

• анализ и оценка выдвинутых идей

В условиях мозговой атаки  средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговая атака является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками. Успех проведения мозговой атаки зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип состоит  в том, что если участники совещания  находятся в состоянии генерирования  людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозговой атаки от любой  другой технологии.

У мозговой атаки есть достаточно много разновидностей, большинство  из которых можно применять на деловых совещаниях для решения  профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, индивидуальный мозговой штурм, мозговая атака на доске, мозговая атака в стиле «соло», визуальный мозговой штурм, мозговая атака по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.

1.Обратный мозговой  штурм

Его предпочтительно применять  при создании нового улучшенного  образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две  творческие задачи:

• выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального  числа недостатков;

• максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом  изделии или услуге.

«Цель метода обратного мозговой атаки заключается в составлении  наиболее полного  списка недостатков  рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика».

В результате обратного мозговой атаки составляется максимально  полный список недостатков, дефектов и  потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и  трудности эксплуатации на 10-20 лет  вперед, чтобы полученный список недостатков  обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность  объектов.

2.Теневой мозговой  штурм

Далеко не каждый человек  может заниматься творческой деятельностью  в присутствии  и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозговой атаки на деловом совещании  бывает целесообразно для части  генераторов идей обеспечить условия  одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового  штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами  генераторов идей.  Одна из них - собственно генераторы – называют идеи вслух  при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного  участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых  входит не только оценка идей, но и их  развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит  в новую фазу.

3. Комбинированный  мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозговой атаки могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговая атака заключается в том, что после проведения прямого мозговой атаки делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для  прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного  мозговой атаки выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные  или недостаточно обоснованные стороны  существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговая атака с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Индивидуальный мозговой штурм

Данный метод, по - существу, не отличается от метода коллективного  мозговой атаки и проводится по тем  же правилам. Единственное различие –  сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих  идей. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие  идеи обязательно  фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозговой атаки  необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными  ответами.

5. Мозговая атака на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную  доску, чтобы сотрудники размещали  на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску  следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

6. Мозговая атака в стиле «соло»

Этой технологией можно  пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться  техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих  идей специальную картотеку. Занесения  в картотеку заслуживают абсолютно  все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

7. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп  в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

• Скорость и гибкость мышления

• Отсутствие преждевременной  критики

• Быстрая реакция

9. Мозговая атака по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений  — «кингисё», суть, которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для  обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

а) большинства голосов  — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так  же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

Дальнейшим развитием  метода мозговой атаки является синектика или «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активации творчества.

Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.

«Метод основан на использовании  бессознательных механизмов, проявляющихся  в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации, когда люди объединены в группу, от них требуется  высказывать свои мысли и чувства  по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов».

Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение,  каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.

Важным критерием для  отбора членов группы является эмоциональный  тип. Он влияет на то, как человек  подходит к поставленной задаче. Здесь  обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозговой атаки состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:

Превращение незнакомого в знакомое

Превращение знакомого в не знакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.

Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.

Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.

При разработке идеи или  концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.

Чтобы идея появилась, нужен инсайт или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время, избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Информация о работе Метод мозговых атак и его прикладное значение