Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа
Актуальность темы. Метод мозговой атаки предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. «Мозговая атака» – наиболее неприятное выражение, когда речь идет о каких-либо встречах и групповых собраниях. Оно обычно используется студентами, преподавателями, успешными бизнесменами и даже преступниками.
Применение аналогий в творческом процессе является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы и т.д.
В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:
• Разбор проблемы;
• Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
• Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
• Постановка наводящих вопросов;
• Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
• Превращение обычного в привычное;
• Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.
Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.
Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:
• Первоначальная постановка проблемы;
• Анализ проблемы и сообщение
необходимой вводной
• Выяснение возможностей решения проблемы;
• Переформулирование проблемы;
• Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы
Метод мозговой атаки является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговую атаку бывает нецелесообразно.
Мозговому штурму также как
и многим другим коллективным методам
принятия решений свойственны
Одно из наиболее важных преимуществ мозговой атаки заключается в том, что во время мозговой атаки поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.
Лень, рутинное мышление, рационализм,
отсутствие эмоционального «огонька»
в условиях применения этой технологии
снимаются практически
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Мозговая атака- это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.
Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.
В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.
Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.
При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.
Итак, рассмотрев методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозговой атаки основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.
Заключение
«Метод мозговой атаки подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов».
Метод мозговой атаки базируется
на психологических и
В условиях мозговой атаки средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
Список использованной литературы
1. Панфилова А. П. Мозговые
штурмы в коллективном
2. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 2007.
3. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2006.
5. Лебедев О.Т. Основы
менеджмента. Санкт-Петербург
6. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2008.
7. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2009.
8. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2008.
9. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 2007.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2007.
11. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2008.
12. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2009.
13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Москва:«Интел-синтез»,2007.
14. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2006.
15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,2006
16.Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2009.
Информация о работе Метод мозговых атак и его прикладное значение