Метод мозговых атак и его прикладное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. Метод мозговой атаки предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. «Мозговая атака» – наиболее неприятное выражение, когда речь идет о каких-либо встречах и групповых собраниях. Оно обычно используется студентами, преподавателями, успешными бизнесменами и даже преступниками.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

Применение аналогий в  творческом процессе является промежуточным  звеном между интуитивными и логическими  процедурами мышления. В решении  творческих задач используют различные  аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы  и т.д.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка действий:

• Разбор проблемы;

• Обсуждение вопроса (насколько  проблема понята участниками);

• Определение главных  трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;

• Постановка наводящих  вопросов;

• Поиск аналогий, позволяющих  выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту  их работы;

• Превращение обычного в привычное;

• Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.

Выдвижение идей и их последующий  отбор во многом зависит от руководителя совещания, его профессионального  и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу  и активность.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:

• Первоначальная постановка проблемы;

• Анализ проблемы и сообщение  необходимой вводной информации;

• Выяснение возможностей решения проблемы;

• Переформулирование проблемы;

• Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы

 

Метод мозговой атаки является эффективным способом решения множества  задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить  мозговую атаку бывает нецелесообразно.

Мозговому штурму также как  и многим другим коллективным методам  принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозговой атаки заключается  в том, что во время мозговой атаки  поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в  условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход  генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые  идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический  эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается  шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговая атака- это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также  недостатки мозгового штурма, что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных  предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени  вовлеченности участников совещания  ответственность за конечный результат  несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.

Недостаточно развитая способность  осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа  наработанных идей только тех, которые  будут реально способствовать решению  проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию  мозгового штурма, можно сделать  вывод о том, что основой методологии  является преодоление стереотипов  мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения мозговой атаки основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации  идей субъективной оценкой.

 

 

Заключение

 «Метод мозговой атаки подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов».

Метод мозговой атаки базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей  и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди  которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозговой атаки  средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Панфилова А. П. Мозговые  штурмы в коллективном принятии  решений, -Спб, 2007.

2. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 2007.

3. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2006.

5. Лебедев О.Т. Основы  менеджмента. Санкт-Петербург Издательский  дом «МиМ», 2007.

6. Любимова Н.Г. Менеджмент  – путь к успеху. Москва, 2008.

7. Макаров С.Ф. Менеджер  за работой. Москва, 2009.

8. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2008.

9. Уткин Э.А. Управление  фирмой. – М.:«Акалис», 2007.

10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2007.

11. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2008.

12. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2009.

13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Москва:«Интел-синтез»,2007.

14. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2006.

15. Веснин В.Р. Основы  менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во  «Триада.Лтд»,2006

16.Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2009.

 


Информация о работе Метод мозговых атак и его прикладное значение