Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 01:13, реферат
Целями дальнейшего реформирования банковской системы являются укрепление ее устойчивости, повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, предприятий и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.
Восстановление и развитие российской банковской системы неразрывно связано с проведением мероприятий контроля, прогнозирования и оценки деятельности коммерческих банков.
Одной из наиболее актуальных в настоящее время является задача рейтинговой оценки кредитных организаций, как одного из видов сравнительного анализа деятельности коммерческих банков.
Введение 3
1. Сущность и факторы финансовой устойчивости 5
2. Методика оценки финансовой устойчивости банка 8
2.1. Достаточность капитала банка 12
2.2. Ликвидность коммерческого банка 14
2.3. Максимальные размеры риска банка 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Содержание
Финансовая устойчивость является
важнейшей характеристикой фина
Понятие «финансовая устойчивость»
в настоящее время имеет
Финансовой устойчивостью
С целью дальнейшего укрепления банковской системы Центральным Банком РФ в феврале 2001 года был принят документ «Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации», в котором выработаны подходы к решению наиболее актуальных задач в сфере реформирования банковской системы в соответствии с международными представлениями о современной банковской деятельности1.
Целями дальнейшего реформирования банковской системы являются укрепление ее устойчивости, повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, предприятий и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.
Восстановление и развитие российской банковской системы неразрывно связано с проведением мероприятий контроля, прогнозирования и оценки деятельности коммерческих банков.
Одной из наиболее актуальных в настоящее время является задача рейтинговой оценки кредитных организаций, как одного из видов сравнительного анализа деятельности коммерческих банков.
Для российских коммерческих банков, большинство из которых не отличаются крупным капиталом и широкой сетью клиентуры особенно актуально решение задач, обеспечивающих достаточный для дальнейшего развития уровень финансовой устойчивости. Неоднозначная оценка финансового состояния банка практически имеет место из-за различий в подходах к анализу его финансово-экономической деятельности. Методология анализа финансовой устойчивости должна носить не только ретроспективный, но и перспективный характер. Использование именно такой методологии позволит давать перспективную оценку финансовой устойчивости в будущем с учетом изменяющейся внутренней и внешней среды.
Важнейшей стороной деятельности коммерческого банка является воздействие на устойчивость банковской системы в целом. Это предмет государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью банков во всем мире. Понятие устойчивости, в данном случае подразумевается устойчивость финансово-кредитного учреждения, отождествляется с родственным понятием – надежностью. В экономической теории устойчивость обычно рассматривается как одно из понятий экономического равновесия. Г.Г. Фетисов в своей книге "Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки" в отношении экономической системы пишет следующее: "Одним из важнейших требований к такой комплексной системе является обеспечение ее надежности, или состояния устойчивого равновесия в условиях воздействия внутренних и внешних факторов".
В экономическом анализе и
Говоря об устойчивости коммерческого банка, подразумевается скорее не состояние стагнации, а состояние устойчивого развития, не просто погашение всех внешних и внутренних воздействий, а гибкое реагирование на них, с тем, чтобы не столько предотвращать, сколько умело использовать новые обстоятельства, свойства и отношения для саморазвития системы "Банк".2
Итак, устойчивость коммерческого
банка – это такое его
Финансовая устойчивость в экономическом анализе традиционно определяется через систему количественных и качественных показателей, описывающих структуру капитала коммерческой организации, степень концентрации ее собственного и заемного капитала, финансовый рычаг, достаточность финансирования активов с разной ликвидностью источниками разного срока и степени постоянства. При этом всегда отмечается, что понятие финансовой устойчивости шире ключевых понятий финансового анализа: ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности. И более того, оценка финансовой устойчивости тесно связана и опирается на оценку ликвидности и платежеспособности. Следовательно, признается комплексность финансовой устойчивости как характеристики качества деятельности коммерческой организации. Категория финансовой устойчивости для банка имеет несколько аспектов, что объясняется разностью интересов групп пользователей информации о деятельности банка. С позиции клиентов и вкладчиков устойчивый банк ассоциируется с уверенностью в том, что банк выполнит взятые перед ними обязательства.
Несколько иные оттенки имеет понятие устойчивости с позиции самого банка. Однако и здесь не все однозначно. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что банк станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная прибыли от вложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.
Есть своя позиция и у сотрудников банка, которые заинтересованы в непрерывности работы в данном кредитном учреждении, а значит, и в получении высокой заработной платы. По их мнению, устойчивый банк это тот, который дает им уверенность в хорошо оплачиваемом трудоустройстве.
Общество делегировало полномочия по оценке устойчивости банка специалистам Центрального Банка – общенационального института, призванного контролировать соблюдение интересов граждан, инвесторов и банковской системы страны. Устойчивый, надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так и их клиентов.
Таким образом, категория устойчивости коммерческого банка включает два аспекта: объективный – это способность банка выполнить взятые на себя конкретные обязательства и субъективный – способность внушить уверенность в выполнении своих обязательств.
Деятельность коммерческих банков представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, которые зависят от многочисленных и разнообразных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными.
Будучи тесно взаимосвязанными,
эти факторы нередко
Факторы, влияющие на финансовую устойчивость можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы, влияющие на устойчивость банковской системы
В современных условиях снижения степени устойчивости коммерческих банков, усиление конкурентной борьбы, возникновение кризисных явлений в банковской сфере, постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляют деятельность коммерческие банки, требуют соответствующей реакции – глубокой оценки их финансовой устойчивости, изыскания способов ее повышения. Важным в обеспечении устойчивого функционирования банковского сектора является наличие определенных методик.
Анализ и управление финансовой
устойчивостью коммерческого
Методика оценки финансовой устойчивости разработана Банком России для участия банков в системе страхования вкладов – Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. Методика предполагает расчет группы показателей оценки капитала, активов, качества управления, доходности и ликвидности. Показатели частично дублируют обязательные экономические нормативы, установленные инструкцией Банка России № 110-И от 16 января 2004 г., остальные описывают структуру активов по доле безнадежных, просроченных или недостаточно покрытых резервами кредитов, а также содержат оценочные показатели, доступные для расчета только сотрудникам Банка России и реализующие только функцию государственного контроля и надзора (например, показатель качества управления банком ПУ1 "достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России").
В теории и практике банковского
менеджмента традиционно
Комплексная методика анализа финансовой устойчивости коммерческого банка реализуется по следующим направлениям.
Методика анализа качества активов банка включает несколько частных методик, а именно: анализ ликвидности, анализ платежеспособности – соответствие сроков погашения активов и обязательств банка, анализ доходности отдельных банковских операций, расчет рисковости банковских активов для целей оценки достаточности собственного капитала, анализ диверсифицированности (или, наоборот, концентрации) портфеля активов, управления активами и т.д.
Методика анализа качества собственного капитала банка основана на решении двух задач:
Достаточность капитала оценивалась в разные периоды развития банковского дела по-разному. Сейчас в распоряжении аналитика существует набор показателей, которые можно объединить в систему, в ней каждый из коэффициентов описывает одно из направлений связи собственного капитала банка и других показателей его деятельности.
Методика анализа ресурсной базы банка включает анализ качества ресурсов (их соответствия состоянию рынка банковских услуг и политике банка в области размещения средств) и анализ степени их постоянного оседания на счетах банка.
Методика анализа качества банковских продуктов и услуг строится на анализе и оценке следующих показателей качества банковских услуг.
Интеллектуальный капитал – использование интеллектуальных способностей сотрудников банка, влияние их работы на эффективность деятельности банка включая аналитические отчеты кадрового управления. Надежность оказываемой банковской услуги (например, гарантированность получения вклада клиентом).
Своевременность – обеспечение
предоставления услуги в обозначенное
клиентом время. Полнота – предоставление
клиенту услуги в полном объеме.
Социально-психологический
Доступность – возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предполагаемой банковской услугой. Коммуникативность – обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых и оперативных, информационных и материальных обменов. Безопасность, т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит клиенту какого бы то ни было вреда.
Информация о работе Методика оценки финансовой устойчивости банка