Методологические аспекты прав собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена институту права собственности, а именно основаниям возникновения права собственности с точки зрения институциональной теории. Отношения, связанные с собственностью, затрагивают каждого человека, становятся спутниками его жизни, начиная с самого рождения и заканчивая его смертью.

Файлы: 1 файл

Курсовая (Институциональная экономика).docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

Так, по итогам 2001 г. 15 пакетов  акций остались нереализованными из-за отсутствия спроса, что связано с  низкой инвестиционной привлекательностью ряда акционерных обществ и отсутствием эффективных механизмов приватизации данных объектов. Это обстоятельство подтверждает необходимость внедрения новых механизмов приватизации, содержащихся в новом федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившем в действие в апреле 2002 г. Закон устанавливает более гибкие способы приватизации имущества, обеспечивает большую эффективность его продажи, а также более четко определяет интересы государства как собственника имущества.

К числу новых механизмов приватизации государственной собственности  относятся продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа  государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа государственного или муниципального имущества без  объявления цены и продажа акций  открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Через конкурсы реализуются контрольные  пакеты акций в тех случаях, когда  государство хочет возложить  на инвестора дополнительные обязанности, например, по поддержанию определенного  числа рабочих мест или финансированию социальной инфраструктуры.

Большинство предприятий, привлекательных  для малого и среднего бизнеса, нуждаются  в модернизации. В настоящее время  экономические субъекты не имеют  возможности привлекать значительные кредитные ресурсы в силу их дороговизны  и, кроме того, бюрократическое давление на бизнес по-прежнему остается высоким. Поэтому реализация данных мероприятий  не принесет желаемых результатов, если не будет дополнена мерами по снижению налогового бремени, дебюрократизации экономики и снижению стоимости  кредитных ресурсов.

Совершенствование управления находящимися в государственной  собственности активами не должно сводиться  к продаже крупных объектов в  целях пополнения бюджета. В этом случае проблемы, связанные с необходимостью повышения эффективности государственного сектора, отходят на второй план. Приоритетными  для государства являются задачи реструктуризации экономики, улучшения  качества корпоративного управления во всех секторах экономики, в том числе  и государственном, а также укрепления рыночной инфраструктуры.

Пакеты акций, необходимые  для осуществления государством своих функций должны, консолидироваться  в вертикально интегрированные  структуры, что также позволит упорядочить  структуру государственных активов  и сориентировать их на решение задач  стимулирования экономического роста  и поддержки институциональных  реформ. В дальнейшем по мере укрепления рыночных институтов они могут быть приватизированы.

Применительно к каждому  случаю участия государства в  капитале акционерных обществ должна быть определена и зафиксирована  цель такого участия, непосредственно связанная с необходимостью выполнения государством возложенных на него функций.

Недостатки в системе  управления государственными пакетами акций вызывают необходимость совершенствования  методов управления ими. Альтернативой  институту государственных представителей в настоящее время могут стать  представление интересов государства  в АО на договорной основе (для физических лиц - институт поверенных в делах  государства) и передача пакетов  акций в доверительное управление. Практика привлечения доверительных  управляющих и управляющих компаний в большей степени отвечает требованиям  профессионального управления и  обеспечения ответственности за его результаты.

Вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным  управляющим или управляющим  компаниям ставится в зависимость  от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации, согласованных с государством. Федеральный  Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» позволяет  приобретать в собственность  акции после завершения срока  доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи  акций открытого акционерного общества заключается одновременно с договором  доверительного управления. В настоящее  время только 42 пакета акций, принадлежащих  государству, переданы в доверительное  управление. Это объясняется, с одной  стороны, недостатком квалифицированных  менеджеров и нерешенностью вопросов, связанных с источниками и  размерами оплаты услуг доверительных  управляющих и управляющих компаний.10

Государственная собственность  является материальной основой для  реализации инвестиционных приоритетов  государства. Она должна играть консолидирующую  роль, компенсируя отсутствие финансовых ресурсов у частных организаций. Управление государственной собственностью предусматривает, прежде всего, организацию  совместных инвестиционных проектов, в которых государственные организации  участвуют совместно с частными. Поэтому эффективное управление государственной собственностью предполагает не экстенсивное ее увеличение, а стимулирование привлечения частных инвестиций в экономику для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Участие государства в  капитале кредитных организаций  во многих случаях носит «непрозрачный» характер, не приносит бюджету ощутимых выгод и не способствует решению  стоящих перед государством задач, связанных со стимулированием экономического роста через активизацию инвестиционного  процесса. В данном контексте необходимо как значительное сокращение числа  кредитных организаций, находящихся  в той или иной форме под контролем государства, так и повышение эффективности управления ими. В настоящее время государство участвует в капитале более 600 кредитных организаций.

Созданные государством, специализированные банки (Российский банк развития и Россельхозбанк) сильно оторваны от нужд развития экономики  и не способствуют оживлению инвестиционной активности, сконцентрировав финансовые ресурсы на проведении в основном спекулятивных операций на финансовом рынке. В частности, на данное обстоятельство указывают авторы работы «Модернизация  банковской системы России на этапе  экономического роста», подготовленной Центром Развития в 2002 г. Поэтому  одной из задач в сфере управления государственной собственностью является создание условий, при которых Российский банк развития начал бы реально функционировать  для повышения инвестиционной активности российской экономики. Перед этим банком нужно поставить задачу поиска и  консолидации государственных и  частных финансовых ресурсов для  целей инвестирования в реальный сектор экономики, а также создания атмосферы стабильности и предсказуемости  при проведении банком инвестиционной политики.

Деятельность государственных  организаций не может быть успешной при отсутствии внятной стратегии  в сфере государственного инвестирования. При ее выработке необходимо учитывать  некоторые сложности, характерные  для современного состояния российской экономики. В первую очередь, - значительные коррупционные риски, связанные  с государственным финансированием. Кроме того, отечественный бюрократический  аппарат сегодня не имеет в  достаточной мере опыта и знаний, позволяющих определять конкретные направления и масштабы государственных  инвестиций. Тем не менее, это не означает, что государство должно полностью отказаться от использования  принадлежащих ему активов для  развития рыночной инфраструктуры, а  лишь подчеркивает необходимость разработки эффективной системы контроля за принадлежащими государству организациями.

Государственную инвестиционную политику необходимо строить на принципах  открытости и предсказуемости. В  этой связи особую важность приобретает  квалифицированный анализ инвестиционных проектов с участием государственных  организаций. Государственная поддержка  инвестиционной деятельности выражается, прежде всего, в формировании институциональных  основ финансовой системы, поддержке  конкуренции в банковском бизнесе, инвестициях в рыночную инфраструктуру при условии соблюдения основных принципов организации кредитных  отношений. При этом кредитование инвестиционных проектов государственными кредитными организациями может в ряде случаев  подкрепляться прямым бюджетным  финансированием, предусматривающим  частичную компенсацию процентных платежей по предоставленным кредитам. Однако предоставление таких льгот  должно осуществляться только в случае полного и своевременного погашения предоставленных кредитов, а также их использования по целевому назначению.

Фактически государство  сегодня является единственным субъектом, способным взять на себя финансирование масштабных инфраструктурных проектов (ЖКХ, инновационный комплекс, связь, транспорт), без которых невозможно развитие ориентированного на внутренний рынок бизнеса. Частные организации  пока не располагают средствами, достаточными для финансирования дорогих инфраструктурных проектов, и кроме того, данная сфера  приложения капитала не всегда привлекательна для частного бизнеса с точки  зрения доходности. Поэтому государство, прежде всего посредством принадлежащих  ему активов крупнейших банков (Сбербанк, Российский банк развития, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов), и естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС) могло бы обеспечить кредитование важнейших инфраструктурных проектов в соответствии с приоритетами экономического роста.

В случае выработки эффективного механизма кредитования средства, вложенные  государством в различные инвестиционные проекты, будут возвращены не только напрямую через обеспечение возврата вложенных средств, но и косвенно через увеличение налоговых поступлений  в бюджет.

Большое значение государственной  собственности вытекает из необходимости  выполнения государством таких функций  как предоставление общественных благ, обеспечения высоких темпов развития рыночной инфраструктуры, а также  стимулирование инновационного развития. Объекты, находящиеся в собственности  государства исключительно в  целях получения дохода, подлежат приватизации. Главными критериями эффективности  управления государственной собственностью являются не формальные показатели прибыльности, сумм перечисленных в бюджет налогов  или объема инвестиций (хотя и они  имеют значение), а качество предоставляемых  общественных благ, эффективность распространения  и внедрения научных знаний и  другие институциональные показатели.

Неудовлетворительное управление государственными активами и чрезмерные масштабы госсектора представляет серьезную  угрозу для экономического роста  в России. В настоящее время  деятельность большинства государственных  предприятий не увязана с решением задач социально-экономической политики, не обеспечен необходимый контроль над сохранностью и использованием государственного имущества. Не сформирована единая система учета активов  и финансовых обязательств госсектора по заключенным договорам в соответствии со структурой бюджетной системы, поэтому  на основе имеющихся данных можно  составить лишь частичное представление  о масштабах и направлениях движения финансовых потоков в государственном  секторе России.

Для повышения эффективности  управления государственной собственностью в России необходимо:

- завершение сплошной  инвентаризации государственной  собственности в стране и за  рубежом;

- усиление контроля над  деятельностью государственных  организаций посредством повышения  ответственности руководителей  за вверенные им объекты, комплексной  ревизии бюджетополучателей, мониторинга  финансовых обязательств госсектора;

- определение целей, достижению  которых служит каждый объект, находящийся в собственности,  с указанием путей их достижения;

- реструктуризация государственного  сектора, предусматривающая сокращение  числа государственных унитарных  предприятий до 1000-1500 через их  акционирование и приватизацию, упразднение института хозяйственного  ведения, сокращение количества  находящихся в федеральной собственности  пакетов акций через их приватизацию, консолидацию государственных пакетов  в вертикально интегрированных  структурах, сохранение и, в случае  необходимости, увеличение размера  пакетов акций стратегически  важных компаний в государственной  собственности, прежде всего естественных  монополий;

- повышение эффективности  управления государственными учреждениями;

- утверждение основных  показателей деятельности крупнейших  государственных компаний в рамках  бюджетного процесса. При этом  детальному анализу с привлечением  независимого аудита должны подвергаться  не только инвестиционные программы,  но и текущие расходы, их  объем и обоснованность;

- решение проблем государственной  собственности в контексте выработки  стратегии государственного инвестирования  и создания предпосылок для  улучшения инвестиционного климата  в целом, а также оптимизации  размера и структуры государственных  расходов.

В условиях российской экономики  повышение эффективности управления государственной собственностью способно улучшить состояние бюджетной системы, дать позитивный импульс процессу структурной  перестройки экономики и выводу ее на траекторию устойчивого развития.11

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая проанализированный материал, можно дать следующее определение: субъективное право собственности - это наиболее полная обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться индивидуально-определенной вещью по своему усмотрению независимо от других лиц и без ограничения по сроку. Степень защищенности и объем регламентации отношений собственности зеркально отражает и как «через увеличительное стекло» позволяет определить уровень развития правовой культуры в том, или ином государстве.

Информация о работе Методологические аспекты прав собственности