Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:55, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена институту права собственности, а именно основаниям возникновения права собственности с точки зрения институциональной теории. Отношения, связанные с собственностью, затрагивают каждого человека, становятся спутниками его жизни, начиная с самого рождения и заканчивая его смертью.
Так, по итогам 2001 г. 15 пакетов акций остались нереализованными из-за отсутствия спроса, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью ряда акционерных обществ и отсутствием эффективных механизмов приватизации данных объектов. Это обстоятельство подтверждает необходимость внедрения новых механизмов приватизации, содержащихся в новом федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившем в действие в апреле 2002 г. Закон устанавливает более гибкие способы приватизации имущества, обеспечивает большую эффективность его продажи, а также более четко определяет интересы государства как собственника имущества.
К числу новых механизмов
приватизации государственной собственности
относятся продажа акций
Большинство предприятий, привлекательных для малого и среднего бизнеса, нуждаются в модернизации. В настоящее время экономические субъекты не имеют возможности привлекать значительные кредитные ресурсы в силу их дороговизны и, кроме того, бюрократическое давление на бизнес по-прежнему остается высоким. Поэтому реализация данных мероприятий не принесет желаемых результатов, если не будет дополнена мерами по снижению налогового бремени, дебюрократизации экономики и снижению стоимости кредитных ресурсов.
Совершенствование управления
находящимися в государственной
собственности активами не должно сводиться
к продаже крупных объектов в
целях пополнения бюджета. В этом
случае проблемы, связанные с необходимостью
повышения эффективности
Пакеты акций, необходимые
для осуществления государством
своих функций должны, консолидироваться
в вертикально интегрированные
структуры, что также позволит упорядочить
структуру государственных
Применительно к каждому случаю участия государства в капитале акционерных обществ должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, непосредственно связанная с необходимостью выполнения государством возложенных на него функций.
Недостатки в системе
управления государственными пакетами
акций вызывают необходимость
Вознаграждение и возмещение
затрат на управление доверительным
управляющим или управляющим
компаниям ставится в зависимость
от достижения определенных финансовых
результатов деятельности организации,
согласованных с государством. Федеральный
Закон «О приватизации государственного
и муниципального имущества» позволяет
приобретать в собственность
акции после завершения срока
доверительного управления в случае
исполнения условий договора доверительного
управления. При этом договор купли-продажи
акций открытого акционерного общества
заключается одновременно с договором
доверительного управления. В настоящее
время только 42 пакета акций, принадлежащих
государству, переданы в доверительное
управление. Это объясняется, с одной
стороны, недостатком квалифицированных
менеджеров и нерешенностью вопросов,
связанных с источниками и
размерами оплаты услуг доверительных
управляющих и управляющих
Государственная собственность
является материальной основой для
реализации инвестиционных приоритетов
государства. Она должна играть консолидирующую
роль, компенсируя отсутствие финансовых
ресурсов у частных организаций.
Управление государственной собственностью
предусматривает, прежде всего, организацию
совместных инвестиционных проектов,
в которых государственные
Участие государства в
капитале кредитных организаций
во многих случаях носит «непрозрачный»
характер, не приносит бюджету ощутимых
выгод и не способствует решению
стоящих перед государством задач,
связанных со стимулированием экономического
роста через активизацию
Созданные государством, специализированные банки (Российский банк развития и Россельхозбанк) сильно оторваны от нужд развития экономики и не способствуют оживлению инвестиционной активности, сконцентрировав финансовые ресурсы на проведении в основном спекулятивных операций на финансовом рынке. В частности, на данное обстоятельство указывают авторы работы «Модернизация банковской системы России на этапе экономического роста», подготовленной Центром Развития в 2002 г. Поэтому одной из задач в сфере управления государственной собственностью является создание условий, при которых Российский банк развития начал бы реально функционировать для повышения инвестиционной активности российской экономики. Перед этим банком нужно поставить задачу поиска и консолидации государственных и частных финансовых ресурсов для целей инвестирования в реальный сектор экономики, а также создания атмосферы стабильности и предсказуемости при проведении банком инвестиционной политики.
Деятельность государственных
организаций не может быть успешной
при отсутствии внятной стратегии
в сфере государственного инвестирования.
При ее выработке необходимо учитывать
некоторые сложности, характерные
для современного состояния российской
экономики. В первую очередь, - значительные
коррупционные риски, связанные
с государственным
Государственную инвестиционную
политику необходимо строить на принципах
открытости и предсказуемости. В
этой связи особую важность приобретает
квалифицированный анализ инвестиционных
проектов с участием государственных
организаций. Государственная поддержка
инвестиционной деятельности выражается,
прежде всего, в формировании институциональных
основ финансовой системы, поддержке
конкуренции в банковском бизнесе,
инвестициях в рыночную инфраструктуру
при условии соблюдения основных
принципов организации
Фактически государство
сегодня является единственным субъектом,
способным взять на себя финансирование
масштабных инфраструктурных проектов
(ЖКХ, инновационный комплекс, связь,
транспорт), без которых невозможно
развитие ориентированного на внутренний
рынок бизнеса. Частные организации
пока не располагают средствами, достаточными
для финансирования дорогих инфраструктурных
проектов, и кроме того, данная сфера
приложения капитала не всегда привлекательна
для частного бизнеса с точки
зрения доходности. Поэтому государство,
прежде всего посредством
В случае выработки эффективного механизма кредитования средства, вложенные государством в различные инвестиционные проекты, будут возвращены не только напрямую через обеспечение возврата вложенных средств, но и косвенно через увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Большое значение государственной собственности вытекает из необходимости выполнения государством таких функций как предоставление общественных благ, обеспечения высоких темпов развития рыночной инфраструктуры, а также стимулирование инновационного развития. Объекты, находящиеся в собственности государства исключительно в целях получения дохода, подлежат приватизации. Главными критериями эффективности управления государственной собственностью являются не формальные показатели прибыльности, сумм перечисленных в бюджет налогов или объема инвестиций (хотя и они имеют значение), а качество предоставляемых общественных благ, эффективность распространения и внедрения научных знаний и другие институциональные показатели.
Неудовлетворительное
Для повышения эффективности управления государственной собственностью в России необходимо:
- завершение сплошной
инвентаризации
- усиление контроля над
деятельностью государственных
организаций посредством
- определение целей, достижению
которых служит каждый объект,
находящийся в собственности,
с указанием путей их
- реструктуризация
- повышение эффективности
управления государственными
- утверждение основных
показателей деятельности
- решение проблем
В условиях российской экономики
повышение эффективности
Заключение
Учитывая проанализированный материал, можно дать следующее определение: субъективное право собственности - это наиболее полная обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться индивидуально-определенной вещью по своему усмотрению независимо от других лиц и без ограничения по сроку. Степень защищенности и объем регламентации отношений собственности зеркально отражает и как «через увеличительное стекло» позволяет определить уровень развития правовой культуры в том, или ином государстве.
Информация о работе Методологические аспекты прав собственности