Методологические основы стратегического развития городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Проблемы развития стратегического планирования и прогнозирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных причин повышения интереса отечественных ученых и практиков к вопросам развития городов

Файлы: 1 файл

Экономическое планироваие и прогнозирование.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Проблемы развития стратегического планирования и прогнозирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных причин повышения интереса отечественных ученых и практиков к вопросам развития городов. В городах продолжают быстро концентрироваться и интегрироваться новые виды экономической деятельности, промышленность высоких технологий, финансовые, торговые и образовательные услуги, материальные, культурные и духовные ценности, инфраструктура внешнеэкономической деятельности. Эти города усиливают свою значимость в региональном развитии, занимают все более центральную позицию в современном политическом и экономическом ландшафте страны. Тем самым проблема их стратегического развития должна возводиться в ранг приоритетной. Недопонимание стратегической роли города как экономического и социокультурного феномена приводит к тому, что возможности высокоинтеллектуальной городской среды остаются еще не достаточно востребованными. В условиях интенсивной глобализации, формирования рынка, возрастающей экономической самостоятельности города, усиливающейся конкуренции, переноса центра тяжести в решении большой совокупности социальных задач с федерального уровня на региональный и, особенно, на местный (прежде всего муниципальный уровень) экономика городов, ее многочисленные сектора за последнее десятилетие подвергаются массированной реструктуризации и реорганизации, в результате чего происходят сложные глубинные трансформации, пока еще слабо исследованные. Ускоренное усложнение самого характера городских функций, превращение города в самостоятельный хозяйственный организм, развивающейся под воздействием как внутренних, так и внешних сил, делает традиционное планирование его развития крайне проблематичным. Поэтому необходимы новые пути осмысления и прогнозирования социально-экономических процессов развития городов, новые методы в формировании городской политики, способные активизировать их преимущества и контролировать негативные влияния. Поскольку город - это в первую очередь продукт развития и размещения общественного производства, то наиболее эффективными средствами регулирования его роста служат меры экономического воздействия. Это предопределяет необходимость поиска и выявления экономических рычагов, под воздействием которых могла бы быть сформирована такая структура городской экономики, которая не только обеспечила бы наибольшую хозяйственную эффективность, но и решила конкретные социальные, экологические и иные задачи. В России и за рубежом разработано множества различных подходов, применяемых при составлении стратегических планов социально-экономических систем различного типа, в том числе городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Методологические основы  стратегического развития городов

Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты, отличающие его от "классического" дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:

  • адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;
  • учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.

Российский подход к современному стратегическому планированию должен опираться на имеющиеся традиции долгосрочного планирования, модернизированные применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления. Объектом стратегического планирования в общем случае выступает административно-территориальная единица страны того или иного ранга (регион - субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и т.п.). Субъект стратегического планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу, ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Что касается объекта стратегического планирования комплексного социально-экономического развития города, то в его качестве должны выступать все отрасли и сферы жизнедеятельности города, а также протекающие в границах его территории экономические и социальные процессы. Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города - прогнозно-аналитический документ, содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития города, основные положения местной социально-экономической политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей. Под стратегическим выбором города понимается совокупность приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить достижение главных целей его комплексного социально-экономического развития. Приоритетные функции можно определить как ключевые отрасли и виды деятельности, определенные в качестве "полюсов роста" (отрасли специализации, градообразующие, доминирующие, т.е. обладающие эффектом мультипликатора). Стратегический выбор является ядром концепции перспективного развития города. Под целью развития в общем случае понимается ожидаемый (намечаемый) обоснованный результат, определяемый качественно (на вербальном, содержательном уровне), количественно и во времени. Тогда цель стратегического развития территории дополнительно характеризуется, во-первых, долгосрочным (или среднесрочным) временным горизонтом постановки; во-вторых, учетом при ее обосновании факторов внешнего (для объекта планирования) порядка.

Современной теорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местного экономического развития, соблюдение которых активно увеличивает возможность успеха. Среди них методы и процедуры стратегического планирования. Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Оно включает в себя:

  • согласование групповых интересов внутри сообщества;
  • инвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
  • определение реально осуществимых задач и целей;
  • формирование программ и планов действий.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.

Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.

Стратегический план - это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения.

Стратегический план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц.

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона, города снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона, города и его администрации. Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

  • уровню экономической активности;
  • географическим характеристикам и природным ресурсам;
  • экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;
  • социальной организации жизнедеятельности населения;
  • политическим условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Каждый город и регион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по-своему. Однако, общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой. Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития - это то, как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем. Центральным моментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, уровень и качество его жизни.

Уровень жизни населения региона или города в конечном счете определяется эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона и города являются:

  • привлечение в регион новых производств; обновление структуры производства;
  • развитие имеющихся производств и, прежде всего, инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;
  • создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде.

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды  развития региона или города.

3. Определение сильных  и слабых сторон региона или  города.

4. Использование имеющихся  и формирование новых местных  преимуществ.

5. Разработка концепции  развития.

6. Разработка плана конкретных  действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности  и результативности, корректировка  целей и методов их достижения.

1.2 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности

Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ. Стратегическое планирование обязательно предусматривает использование имеющихся преимуществ региона. Кроме того, выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом, формируются новые или выявляются нереализованные региональные преимущества. Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи. Развитость коммуникационных линий и региональных компьютерных сетей, свободный доступ в Интернет - эти факторы стали иметь такое же значение, какое имели в начале века для регионального развития железные дороги.

Весьма существенным региональным преимуществом сегодня может оказаться степень безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности.

Создание и поддержание высокого уровня квалификации кадров также весьма существенный фактор регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от степени квалификации работающих в нем людей, а эта степень в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, а также качеством окружающей среды и жизни, привлекающим работников.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона, города, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества. Для этого полезно воспользоваться данными анализа и вычленить те мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы:

  • укреплять сильные стороны для увеличения своих возможностей;
  • преодолевать слабые стороны, используя предоставленные возможности; использовать сильные стороны для избежания угроз; минимизировать слабые стороны для избежания угроз.

В целом этап оценки сильных и слабых сторон развития региона, города и анализа местных преимуществ помогает определить:

  • те проблемы, с которыми сталкивается экономика региона, города;
  • конкурентные преимущества;
  • препятствия на пути к достижению целей и задач экономического развития;
  • региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику;
  • местные ресурсы, пригодные для использования в осуществлении плана развития.

Разработка концепции развития. На этом этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизмах развития, а также о методах управления им. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов и городов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики.

Информация о работе Методологические основы стратегического развития городов