Методологические основы стратегического развития городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Проблемы развития стратегического планирования и прогнозирования городов стали предметом пристального исследования ученых во многих странах мира, независимо от политической системы, размеров территории, численности населения и т.п. Можно выделить несколько основных взаимосвязанных причин повышения интереса отечественных ученых и практиков к вопросам развития городов

Файлы: 1 файл

Экономическое планироваие и прогнозирование.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития города, региона, анализ ресурсов развития, а также их конкурентных преимуществ. Примерная структура концепции развития может быть следующей: цели и задачи, принципы, факторы, приоритетные направления, ресурсы, механизмы.

Главной целью развития региона, города является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшей перспективе станут важнейшим фактором развития.

Принципами развития могут быть, в частности, следующие:

  • опора на собственные силы;
  • учет постиндустриальных тенденций развития;
  • развитие в городе малого и среднего предпринимательства; использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.

Определяя факторы развития, целесообразно выявить элементы конкурентоспособности, отличающие данный регион, город от других. Также очень важно определить новые факторы, которые можно сформировать:

  • развитая рыночная инфраструктура;
  • наличие коммуникационных линий;
  • безопасность (личная и бизнеса);
  • комплекс институтов, поддерживающих бизнес;
  • корпус квалифицированных кадров;
  • благоприятные условия для инвестиций.

Одним из наиболее важных факторов сегодня стал уровень квалификации кадров, работающих в администрациях регионов и городов.

Приоритетные направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных регионов или городов.

Основными ресурсами развития являются материальные ресурсы и имеющиеся мощности, финансовые, кадровые.

Из механизмов развития к наиболее важным относятся:

  • финансовый;
  • организационный.

Он предусматривает трансформацию организационной структуры управления, образование центра развития региона, города, доведение данной концепции до плана конкретных действий.

Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе концепции социально-экономического развития разрабатывается план конкретных действий. При этом весьма важным аспектом его составления может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать:

  1. Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхование жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическому развитию города, региона предполагают объемную и целенаправленную работу по зонированию.
  2. Формирование дополнительных источников финансирования развития города, региона. Этот раздел включает в себя меры по повышению эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств по всем направлениям работы администрации, управлению региональными финансовыми потоками, развитию проектного финансирования, созданию региональных гарантийных фондов, привлечению международных источников финансирования, развитию налоговой базы.
  3. Меры по поддержке малого предпринимательства. Этот раздел в первую очередь может включать в себя развитие проектного финансирования на конкурсной и долевой основе, создание лизинговой компании, гарантийного фонда, регионального инкубатора малых инновационных предприятий, развитие рыночной инфраструктуры региона, осуществление информационной поддержки малого бизнеса, обучения и тренинга.
  4. Восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей, утраченных в ходе разрушения административно-командной системы и "суверенизации" регионов.
  5. Осуществление реформ в ЖКХ, развитие конкуренции в городском хозяйстве.

Маркетинг города, региона и его "продвижение включает меры по разъяснению процедур, связанных с открытием нового бизнеса; обеспечение информационной открытости путем предоставления всем заинтересованным лицам стратегической информации о городе, регионе; координацию действий по региональному развитию с торгово-промышленной палатой и местными банками; использование средств массовой информации, формирующих четкое представление о будущем, включая желательный тип экономики и пути ее создания; применение методов коммерческого маркетинга для привлечения новых экономических агентов в город, регион и, прежде всего стратегических инвесторов.

Относительно самостоятельным аспектом плана действий является сохранение имеющихся и привлечение в регион (город) новых видов бизнеса. Эта деятельность нацелена на расширение местных компаний, которые уже обосновались в регионе или городе. Сохранение бизнеса предполагает усилия, направленные на то, чтобы избежать ухода местных компаний из региона или города, или их банкротства. Усилия по сохранению и расширению бизнеса лежат в центре экономических интересов сообществ. Дело в том, что те регионы и города, которые соответствуют потребностям существующего в них бизнеса, имеют больше шансов привлечь другие виды бизнеса и инвестиций. Когда уже существующие предприятия крепнут и расширяются, другие предприниматели оценивают это как признак, благоприятный для предпринимательства.

Усилия, направленные на привлечение бизнеса, могут иметь много позитивных последствий, включая создание новых рабочих мест, новых источников бюджетных поступлений и освоение новых технологий. Развитие нового бизнеса может в дальнейшем стимулировать привлечение в данный регион или город соответствующих поставщиков или потребителей.

Как уже отмечалось, чтобы утвердиться в качестве места, привлекательного для бизнеса, сообщество должно располагать адекватной инфраструктурой, надежными городскими службами, качественными услугами, доступными помещениями, рабочей силой, капиталом и другими факторами. Привлечению нового бизнеса в город или регион помогает муниципальный или региональный маркетинг.

Планы стратегического развития региона или города являются основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений.

Общая структурная схема механизма реализации программы включает в себя следующие блоки: информационный, нормативно-правового регулирования, организационно-распорядительный, финансово-экономический, ресурсный, оценочный.

Для разработки и реализации программ привлекаются компетентные специалисты, руководители, инициативные творческие работники, имеющие свои решения назревших проблем и способные воплотить их в жизнь.

Механизмы проведения преобразований, которые включают в себя способы мобилизации ресурсов, создание соответствующих структур и проведение необходимых оргтехмероприятий, конкретизируются при разработке программ реализации социально-экономических проектов. Программы реализации проектов в совокупности составляют сбалансированный комплекс. Без его хорошо продуманной организационной подготовки неизбежно распыление и без того ограниченных ресурсов.

Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Стратегическое планирование развития города и региона предполагает не только разработку программы действий, но и проведение мониторинга их социально-экономического состояния.

Мониторинг и оценка деятельности помогают удостовериться в том, что проекты эффективны и их реализация идет нормальным темпом, а также установить, есть ли необходимость в корректировке. Мониторинг и оценка являются хоть и родственными, но различными видами деятельности. Мониторинг выявляет показатели или результаты. Оценка сравнивает результаты с конкретными показателями и с планом в целом. Без мониторинга оценка проектов невозможна.

Реализация стратегического плана социально-экономического развития региона или города включает в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

  • поиск заинтересованных юридических и физических лиц, материальных и финансовых ресурсов;
  • формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и "выращивание" ростков нового;
  • подготовка и принятие (на соответствующих уровнях) нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;
  • создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;
  • контроль за выполнением планов и программ.

Для развертывания работы по управлению социально-экономическим развитием желательно создать агентство по социально-экономическому развитию. Агентство, как правило, создается как некоммерческое партнерство основных заинтересованных в стратегическом управлении и планировании сторон: местной администрации, местного совета, руководителей градообразующих предприятий, ассоциаций предпринимателей, малого бизнеса, общественности.

Агентство может содействовать открытости информации по планам экономического развития, организовывать контакты с потенциальными инвесторами, проводить региональный маркетинг, создавать бизнес-инкубаторы, выявлять резервы использования нежилых помещений, организовывать совместную с торгово-промышленной палатой работу. Агентство совместно с администрацией может заняться также разработкой общественного видения будущего региона, города. Для этого целесообразно проводить в администрации на регулярной основе встречи с предпринимателями с целью уточнения конкретных вопросов развития. Новый подход к экономическому развитию города и региона состоит в том, что это развитие становится заботой не только специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов, всего населения.

 

 

Заключение

Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления как реакция на все возрастающую скорость происходящих в экономике и обществе перемен и ужесточение конкуренции во всех сферах. Традиционное планирование неспособно справиться с этими вызовами современности. Таким образом, у местных властей и городских сообществ России возникла потребность и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.

Территориальное стратегическое планирование понимается как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде. Можно выделить два главных признака, определяющих специфику стратегического планирования. Они выражаются двумя ключевыми словами: конкурентоспособность и диалог, характеризующими соответственно содержание и процесс стратегического планирования. По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы.

Инструментом стратегического планирования является стратегический план. Стратегический план устойчивого развития города - это документ нового типа, представляющий собой договор общественного согласия и инструмент организованного, прозрачного диалога Администрации города, депутатов городского Совета, представителей общественности, творческой интеллигенции, научных кругов, производственных предприятий и предпринимателей - всего городского сообщества - по проблемам устойчивого развития города. План стратегического развития имеет статус городского нормативного акта.

Стратегический план необходим городу по следующим соображениям:

  • это признанный в мировой практике элемент в системе документов, обеспечивающих регулирование развития города; он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;
  • стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия властей и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и пространства;
  • разработка стратегического плана способствует формированию в городе гражданского общества, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города;
  • наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

Стратегический план определяет долгосрочную направленность развития города и одновременно концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала города, его сильных и слабых, а также определения угроз и возможностей, содержащихся во внешней среде.

Информация о работе Методологические основы стратегического развития городов