Методы и формы государственного регулирования труда и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Оплата труда является важнейшим средством повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшения ее качества и ассортимента. Заработная плата является основным источником доходов работающих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и мерой потребления. Важное значение имеет и то, что заработная плата является одним из основных составляющих себестоимости производимой продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 160.63 Кб (Скачать файл)

- выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.

Фонд оплаты труда – это источник средств, предназначенный для выплат заработной платы и платежей социального характера.

В состав фонда оплаты труда (ФОТ) включается основная и дополнительная заработная плата. К основной заработной плате относятся выплаты за фактически выполненные работы. Она включает: оплату труда по тарифным ставкам (окладам), сдельным расценкам, премии. К дополнительной заработной плате относятся доплаты, надбавки и иные выплаты, разновидности и размеры которых определяются нанимателем (за работу в ночное время, оплата очередных и дополнительных отпусков, за обучение учеников, стаж и т.д.). ФОТ определяется на основании штатного расписания работников предприятия за месяц с учетом величины тарифной ставки первого разряда.

Нормирование труда – дает возможность учитывать качество труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия.

Тарифная система – позволяет соизмерять разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения (т.е. качество труда).

Важнейшими элементами республиканской тарифной системы являются республиканские тарифы оплаты труда, тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей служащих, тарифная ставка первого разряда.

В соответствии со ст. 60 Трудового Кодекса республиканские тарифы оплаты труда являются минимальными гарантиями размеров оплаты для конкретных профессионально-квалификационных групп.

Республиканские тарифы оплаты труда определяются на основе тарифной ставки первого разряда, величина которой устанавливается Правительством Республики Беларусь, и соответствующих тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

В настоящее время Единая тарифная сетка носи рекомендательный характер, и организации в Республике Беларусь вправе самостоятельно разрабатывать и обосновывать нормы труда и тарифы оплаты труда – в соответствии с Директивой №4 Президента Республики Беларусь.

Следует отметить, что на каждом предприятии должно издаваться Положение о заработной плате, где предусматриваются: формы системы оплаты труда для категорий работников, случаи и нормы премирования, объемы и случаи начисления надбавок и доплат. Это положение издается за подписью руководителя (директора) на основании действующего законодательства и коллективного договора.

Кроме того, на предприятиях всех форм собственности составляется штатное расписание работников - систематизированный перечень наименований должностей (профессий) постоянных работников с указанием размеров должностных окладов (тарифных ставок). Штатное расписание должно составляться в организациях любых организационно-правовых форм и отражать их организационную структуру.

Будучи основным источником дохода трудящихся, заработная плата является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования их труда. Она направлена на вознаграждение работников за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Поэтому правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации трудящихся. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность.

3 Направления совершенствования  оплаты труда в Республике  Беларусь

3.1 Рост заработной  платы как показатель стабильной  экономики

 

Заработная плата является одним из ведущих показателей благосостояния государства. Страны с развитой экономикой привлекают внимание своим уровнем жизни и доходами населения. Республика Беларусь – это достаточно молодое государство, которое постепенно отходит от  советских принципов построения экономики и выходит на общеевропейский уровень. Для достижения определенного уровня развития нашей стране необходимо позаимствовать экономический опыт европейских государств.

Для каждого гражданина страны уровень доходов является одним из приоритетных направлений, который определяет социальное положение, возможности.

XXI век – это век потребления, где мерилом всех благ является возможность купить-продать и получить прибыль. Конечно, это не самая положительная тенденция развития общества, когда материальные блага замещают духовные, человеческие. Но такова человеческая природа: каждый хочет жить комфортно, идти в ногу со временем, быть информационно развитым и владеть всеми компьютерными технологиями.

Приоритетной задачей социально-экономического развития страны является существенный рост заработной платы и сокращение образовавшегося значительного разрыва по оплате труда по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой [5, с. 22].

При формировании политики оплаты труда для большинства государств с развитой рыночной экономикой характерно соблюдение двух важнейших требований: 1) обеспечение высокого уровня доходов за счет придания человеческому капиталу ведущей роли в достижении устойчивого функционирования социально-экономической системы; 2) отход от уравнительного принципа при определении доходов по профессионально-квалификационному составу рабочих и служащих. Эти подходы следует применять при совершенствовании регулирования заработной платы и в Республике Беларусь [5, с. 26].

В действующей сегодня ЕТС система стимулирования неэффективна (межразрядные соотношения тарифных коэффициентов выше у менее квалифицированных работников), все отрасли и виды деятельности приведены к единому знаменателю, т.е. отмечается стремление к соблюдению принципа «охватить всех и все», что в условиях большого многообразия видов деятельности, различного уровня развития отраслей национальной экономики, состояния научно-технического потенциала не может быть признано оправданным. Кроме того, для высококвалифицированных работников определен низкий межразрядный коэффициент — 7 % (по крайней мере, его величина должна составлять не менее 10-ти % с целью достижения необходимой заинтересованности в росте квалификации) [5, с. 27].

Целесообразно рассмотреть вопрос о введении для отдельных категорий персонала (руководитель, топ-менеджер, генеральный конструктор и др.), непосредственно оказывающих решающее воздействие на производство высококачественных товаров и услуг, соответствующих требованиям мирового рынка, а также их успешную реализацию, выплат особого характера (бонусов) в процентах от прибыли организации, которые не должны ограничиваться предельными размерами по абсолютной величине. Данные вопросы, однако, должны решаться непосредственно на микроуровне при условии перехода к более мягкому регулированию оплаты труда со стороны государства [5, с. 28].

Таким образом, система оплаты труда в Республике Беларусь имеет положительную тенденцию развития, но необходима постоянная модернизация данного направления, учитывая уровень образования и доходов населения, экономическое положение государства.

 

3.2 Минимальная заработная плата как гарантированный минимум заработной платы

 

Минимальная заработная плата (МЗП) — это нижняя граница оплаты труда работника. Международная организация труда, призванная устанавливать трудовые стандарты и следить за их выполнением, видит функцию минимальной заработной платы в том, что она:

  • Обеспечивает гарантии минимального дохода низкооплачиваемых работников

  • Предотвращает эксплуатацию работников

  • Может служить эталоном для отдельных работодателей работников для определения уровня зарплаты

Главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Известно, что чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.

Минимальная зарплата устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в абсолютной сумме ежегодно с 1 января, исходя из показателей бюджета. В течение года минимальная заработная плата индексируется с учетом инфляции. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между размером месячной минимальной заработной платы и социальными нормативами (бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом).

Так как минимальная заработная плата выступает гарантом того, что труд будет оплачен, пусть и в минимальном размере, тем не менее она должна позволять работнику достойно существовать и удовлетворять самые минимальные потребности.

В РБ определён размер минимальной заработной платы. Но он не учитывает того, что прожиточный минимум гражданина состоит из различных аспектов жизнедеятельности, которые в сумме превышают размер минимальной заработной платы. Необходимо пересмотреть данную категорию,  более реально оценивать потребности каждого работника.

 

3.3 Пути совершенствования оплаты труда в бюджетной сфере

 

Бюджетная сфера – это основное направление, в котором уровень заработной платы регулирует государство. Бюджетные организации находятся на полном финансировании государства. В РБ основной уровень заработной платы определяется Единой тарифной сеткой. Осуществляется постоянный мониторинг и увеличение тарифных ставок работников. Но, несмотря на это, бюджетная сфера (культура, образование, здравоохранение и др.) по уровню заработной платы находится на последнем месте. Многие специалисты говорят о том, что оплата труда должна производиться в зависимости от квалификации, образования, стажа работы. В бюджетной сфере основной состав работающих – это люди со средним либо высшим образованием, т.е. специалисты в своей области, особенно это касается здравоохранения. Именно культура, образование, здравоохранение – основополагающие направления и залог развития нации, но труд данных категорий работающих оценивается достаточно низко.

Необходимо пересмотреть систему государственного регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы, разработать систему надбавок, бонусов, окладов в зависимости от уровня образования, навыков, умений, стажа работы. Определить высококвалифицированные кадры как основные в системе ЕТС.

Анализируя систему заработной платы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что на протяжении становления государства данная система получила своё развитие и до определённого времени имела положительную тенденцию развития. Но как и любое явление с течением времени  требует определённых преобразований, так и система оплаты труда в нашей стране уже не в полной мере отвечает экономической ситуации, которая сложилась в Республике Беларусь.  Необходима более гибкая организация данного процесса, самостоятельность предприятий  в регулировании оплаты труда. Но особое внимание необходимо уделить бюджетной сфере, которая находится под полным контролем государства и полностью зависит от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного исследования достигнута цель  курсовой работы - исследование и анализ методов и форм государственного регулирования труда и заработной платы, рассмотрены поставленные задачи.

Заработная плата – это основа для повышения производительности трудящихся и средство для потребления материальных и духовных благ.

Основными функциями заработной платы являются воспроизводственная, стимулирующая, компенсирующая.

В Республике Беларусь в результате становления суверенного государства сложилась своя система заработной платы. Её основой являются такие понятия, как тариф, минимальная заработная плата. Государство является основным регулятором оплаты труда через экономические, административные, законодательные и др. методы регулирования системы заработной платы. Предприятиям отведена определённая доля самостоятельности при оплате труда работников.

Республик Беларусь – это динамично развивающееся европейское государство, которое постепенно отходит от закоренелых административных советских методов построения экономики и выходит на путь с развитой рыночной экономикой. В таких условиях необходимо особое внимание уделить бюджетной сфере, которая находится на полном содержании у государства.

Бесспорно, необходимы рациональные предложения по совершенствованию системы оплаты труда в нашей стране, основными из которых являются: приоритет человеческого капитала как основы социально-экономического развития; отход от уравнительного принципа при определении доходов; взаимствование опыта у государств с развитой рыночной экономикой; минимальная заработная плата должна удовлетворять реальному минимальному набору благ, которые позволят человеку вести достойный образ жизни; бюджетная сфера должна быть приоритетной, где заработная плата должна выполнять стимулирующую функцию, для привлечения в данные сферы специалистов и тем самым повышая качество работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заработная плата является одним из основных показателей благосостояния государства, его экономического положения. Правильно организованное регулирование оплаты труда – залог успеха как каждого предприятия, так и государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авссенко, Н. Н. Новые подходы к заработной плате работников бюджетной сферы / Н. Н. Авсеенко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы III Международной научно-практической конференции, Минск, 19-20 мая 2010 г. [В 2 т.]. Т. 1 / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В. Н. Шимов отв. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2010. - С. 69-70.
  2. Авсеенко, Н. Н. Оценка взаимосвязи сложности труда и его оплаты / Н. Н. Авсеенко // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2012. - № 1. - С. 33-39.
  3. Авсеенко, Н.Н. Построение системы оплаты труда по результатам сложности труда / Н.Н. Авсеенко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 17-18 мая 2012 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2012. — Т. 1. - С. 52 - 53.
  4. Бондарь, А. В. Регулирование трудовых отношений как фактор сглаживания амплитуды экономического цикла / А. В. Бондарь, М. Н. Базылева // Белорусский экономический журнал. - 2009. - N 4. - С. 104-117.
  5. Борисевич, В. И. Регулирование оплаты труда: направления совершенствования в Республике Беларусь / В. И. Борисевич, О. Н. Ерофеева // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2010. - N 6. - С. 21-29.
  6. Бубен А. А. Зароботная плата персонала как важнейший элемен мотивации труда на предприятии / А. А, Бубен // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В.Н. Шимов и др.]. - Минск : БГЭУ, 2009. - С. 41 - 48.
  7. Воробьев, И. Мотивация труда как базис конкурентоспособности / И. Воробьев, Е Сидорова, Т. Ленская // Финансы, учет, аудит. - 2010. - N 3. - С. 36-38.
  8. Готовский, А. В. Политика повышения заработной платы в контексте сбалансированности экономики / А. В. Готовский // Белорусский экономический журнал. - 2011. - N 2. - С. 31-42.
  9. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: jukola.com.by. – Дата доступа: 05.02.15.
  10. Заработная плата [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://bargu.by/996-zarabotnaya-plata.html. – Дата доступа: 28.01.15.
  11. Киеня, Е. А. Этапы создания гибкой системы оплаты труда / Е. А. Киеня // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 мая 2013 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2013. — Т. 1. - С. 180-181.
  12. Лаврентьев, В. М. Особенности современной технологии аудита заработной платы предприятия / В. М. Лаврентьев // Проблемы развития транзитивной экономики: инновационность, устойчивость, глобализация : материалы международной науч.- практ. конф., Минск, 22-23 мая 2007 г. / М-во образования РБ, Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.]. - Минск : БГЭУ, 2007. – С. 433-435.
  13. Лапина, С. Н. Обзор практики внедрения оплаты по результатам труда / С. Н. Лапина // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VII Международной научно-практической конференции, Минск, 25-26 сентября 2014 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2014. — Т. 2. - С. 204-205.
  14. Лебедева, С. Н. Регулирование оплаты труда: методологические основы и направления совершенствования / С. Н. Лебедева // Белорусский экономический журнал. - 2006. - N 3. - С. 80-91.
  15. Маслова, Г. Г. Повышение стимулирующей роли заработной платы в экономике Республики Беларусь / Г. Г. Маслова // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 мая 2013 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2013. — Т. 1. - С. 84-85.
  16. О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 N1748. - Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num36/d36619.html. – Дата доступа: 02.02.15.
  17. О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 N 17.- Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num31/d31886.html. – Дата доступа. – 02.02.15.
  18. О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 N 555.- Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic25/text662.htm. – Дата доступа: 02.02.15.
  19. О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии [Электронный ресурс]: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26.03.2001 N 31.- Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num34/d34466.html. – дата доступа: 02.02.15.
  20. О страховой деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num31/d31850.html. – Дата доступа: 02.02.15.
  21. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII. – Режим доступа: http://www.minsk-fszn.by/sbor-i-uplata-strahovyh-vznosov/normativnye-dokumenty-3/nanimatelyu-1/2.-zakon-respubliki-belarus-ot-29.02.1996-n-138-xi/. – Дата доступа: 02.02.15.
  22. Об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 763.- Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor58/text58490.htm. – Дата доступа: 02.02.15.
  23. Об установлении доплат за ученые степени и звания [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2007 № 450.- Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num27/d27105.html. – Дата доступа: 02.02.15.
  24. Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений [Электронный ресурс]: Постановление министерства труда и социальной защиты республики Беларусь от 26 апреля 2010г. N60.- Режим доступа: http://www.nasb.gov.by/reference/postMintruda_2010_26_04_60.rtf. – Дата доступа: 25.02.15.
  25. Об утверждении Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе [Электронный ресурс]: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 N 122.- Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num31/d31402.html. – Дата доступа: 02.02.15.
  26. Организация заработной платы. Опыт, проблемы, рекомендации / Л.Ф. Алексеенко, А.Н. Заикин, В.Г. Локтев и др.; под ред. В.И.Матусевича. – Минск: НИИ труда, 2002.
  27. Пехота, Т. М. О понятии и сущности государственного регулирования / Т. М. Пехота // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 17-18 мая 2012 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2012. — Т. 2. - С. 356-358.
  28. Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь (на материалах РУП "Гомельэнерго" филиал "Гомельские электрические сети") [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.ru/113/13567-1-sistema-gosudarstvennogo-regulirovaniya-oplaty-truda-v-respublike-belarus-na-materialah-rup-gomel-energo-filial-gomel-skie-elektricheskie-seti.html. – Дата доступа: 02.02.15.
  29. Соболевская, А. Роль заработной платы в рыночной экономике / А. Соболевская // МЭиМО. – 2002. - № 12. – С. 49-57.
  30. Трудовой кодекс Республики Беларусь: [от 26 июля 1999 г. № 296-З].-Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text&regnum=HK9900296#load_text_none_1_. – Дата доступа: 02.02.15.
  31. Хоменко, Л. Н. Рост заработной платы в Республике Беларусь / Л. Н. Хоменко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 15-16 мая 2013 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т". — Минск: БГЭУ, 2013. — Т. 2. - С. 254-255.
  32. Янчик, Ю. В., Филипченко, Д. В., Киеня, Е. А. Экономические аспекты соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда / Ю. В. Янчик, Д. В. Филипченко, Е. А. Киеня // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов / Белорусский государственный экономический университет; Дортмундская высшая школа; Университет Ганновера; Институт экономики НАН Беларуси; Государственный университет управления (Москва); Балтийская международная академия; Балтийский институт психологии и менеджмента; под общ. ред. д. э. н., проф. Акулича И. Л. - Минск: А. Н. Вараксин, 2014. - С. 539-543.

Информация о работе Методы и формы государственного регулирования труда и заработной платы