Методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:56, доклад

Описание работы

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Факультет  Финансово-кредитный

 

Специализация Магистр экономики

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по дисциплине «Организация деятельности ЦБ РФ»

 

тема «Методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка»

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: Носов В.В.

                                            Студент 2 высшего образования

                                            Курс 2

                                            Группа МЭФ – 203

                                            Номер зачетной книжки 11фид 60306

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

     Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик


  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

 

Основные  инструменты и методы, которыми может  пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы  контроля и регулирования денежной массы включают:

  • установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
  • определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков и кредиты правительству;
  • валютные интервенции;
  • операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
  • установление целевых ориентиров роста денежной массы;
  • количественные кредитные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Ставка рефинансирования — это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.

Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя  у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

С 1996 г. Банк России предоставляет  коммерческим банкам ломбардные кредиты  в целях регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:

  • путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
  • через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

  • они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;
  • должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
  • должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного  кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг  определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Важной особенностью процесса регулирования  ставок процента в экономике является использование косвенных методов  воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 



Период действия

%

Нормативный документ

14 сентября 2012 г.  –

8,25

Указание Банка  России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г.

8

Указание Банка  России от 23.12.2011 № 2758-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

3 мая 2011 г.  – 25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка  России от 29.04.2011 № 2618-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка  России от 25.02.2011 № 2583-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

1 июня 2010 г. –  27 февраля 2011 г.

7,75

Указание Банка  России от 31.05.2010 № 2450-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г.

8

Указание Банка  России от 29.04.2010 № 2439-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

29 марта 2010 г.  – 29 апреля 2010 г.

8,25

Указание Банка  России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г.

8,5

Указание Банка  России от 19.02.2010 № 2399-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г.

8,75

Указание Банка  России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

25 ноября 2009 г.  – 27 декабря 2009 г.

9

Указание Банка  России от 24.11.2009 № 2336-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

Указание Банка  России от 29.10.2009 № 2313-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

30 сентября 2009 г.  – 29 октября 2009 г.

10

Указание Банка  России от 29.09.2009 № 2299-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

15 сентября 2009 г.  – 29 сентября 2009 г.

10,5

Указание Банка  России от 14.09.2009 № 2287-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

Указание Банка  России от 07.08.2009 № 2270-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

13 июля 2009 г. –  9 августа 2009 г.

11

Указание Банка России от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

5 июня 2009 г. –  12 июля 2009 г.

11,5

Указание Банка  России от 04.06.2009 № 2247-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

14 мая 2009 г.  – 4 июня 2009 г.

12

Указание Банка  России от 13.05.2009 № 2230-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

24 апреля 2009 г.  – 13 мая 2009 г.

12,5

Указание Банка  России от 23.04.2009 № 2222-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

Указание Банка  России от 28.11.2008 № 2135-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"

12 ноября 2008 г.  – 30 ноября 2008 г.

12

Указание Банка  России от 11.11.2008 № 2123-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"



 

Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы как обязательные вклады банков были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других 16 крупных городов

Резервные требования выполняют несколько  функций, среди которых главными являются следующие:

денежный буфер - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;

управление ликвидностью - резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

регулирование денежного предложении - обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны;

В настоящее время резервные  требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение этого инструмента  денежно-кредитного регулирования  основано на нескольких правилах:

  • норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
  • резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
  • обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;
  • государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

Центральные банки многих стран  в течение 90-х годов XX в. снижали  или полностью отказывались от резервных  требований. Тем не менее многие центральные банки сохраняют  резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.

В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента  регулирования с появлением в  кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ РФ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

За период действия данного инструмента  в банковской системе требования к минимальным резервам менялись неоднократно. Резервный фонд банковской системы РФ был создан в апреле 1991 г., норма резервирования была установлена на уровне 2%, отсутствовала дифференциация норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования: 20% — по депозитам до востребования и 15% — по срочным депозитам.

В законе о ЦБ РФ определен верхний  предел резервных требований (20%), предусмотрена  возможность дифференциации резервных  требований для различных кредитных  организаций.

С 25 марта 2011 года, норма обязательных резервов, установленная Центральным Банком РФ составляет:

  • По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 5,5 %
  • По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %
  • По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте — 4,0 %

Информация о работе Методы и инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка