Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
И цель моей работы заключается в исследовании методов и инструментов нетарифного регулирования международной торговли и их практического значения.
Задачи для достижения цели:
Изучить различный материал по данной теме.
Понять, как регулируется внешнеэкономическая деятельность с помощью нетарифных методов.
Узнать, какие проблемы возникают при применении нетарифных методов.
Выяснить, как сейчас применяются нетарифные методы.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………5
1.1 Лицензирование и квотирование………………………………………….7
1.2Сертификация……………………………………………………………….9
1.3 Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров………………………………11
1.4 Экспортный контроль……………………………………………………..13
1.5 Другие меры………………………………………………………………..14
2.Роль нетарифного регулирования импорта на примере импорта мясопродуктов в Россию……………………………………………………………………………16
2.1.Причины применения квотирования в отношении импорта мясопродуктов………………………………………………………………………………...16
2.2. Квотирование импорта мясопродуктов: политические доводы……...23
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………..31
В соответствии с действующим российским законодательством запрещены к вывозу из России:
7. Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу.
8. Непроявленные фоточувствительные материалы.
9. Произведения искусства и другие предметы, представляющие художественную, историческую, научную или иную культурную ценность.1
К ввозу в Россию запрещены товары, указанные в пп. 1, 2, 5, 8, а также российская валюта сверх установленных сумм, средства цветного копирования, передающие и приемо-передающие устройства любой мощности, сырье, продукты животного и растительного происхождения, колбасы домашнего изготовления, молочные и рыбные продукты, семена и посадочный материал, медикаменты и витаминные препараты.
Запрет на перемещение через таможенную границу указанных товаров не является абсолютным, и такое перемещение в ряде случаев возможно с разрешения соответствующих государственных органов.
Я думаю, что эта мера существует в каждой развитой стране как сама собой разумеющееся.
1.4 Экспортный контроль
Следующая мера является,
пожалуй, самой сложной с точки зрения объектов
контроля мерой нетарифного
Экспортный контроль непосредственно связан с политическим климатом в бизнесе и отражает основные задачи национальной внешней экономической политики.2
Во внешнеторговом контракте, предметом которого будет являться экспорт из России товаров или технологий двойного назначения, помимо прочих условий в обязательном порядке должны быть указаны:
- цель и место использования
- конечный пользователь;
- обязательства импортера, что предмет
Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется на основе разовых лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Условия внешнеэкономических сделок, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе на предмет определения их соответствия международным обязательствам России, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты такой экспертизы, проводимой Правительственной комиссией по экспортному контролю, будут являться основанием для оформления и выдачи лицензии либо для отказа в ее выдаче.
Нарушения законодательства России в области экспортного контроля со стороны должностных лиц, организаций и граждан подпадают под действие норм уголовного, административного и гражданского права, а сами организации - субъекты сделок с товарами двойного назначения в таких случаях не только подвергаются штрафным санкциям, но и могут быть вообще лишены права заниматься подобного рода деятельностью на срок до трех лет.
1.5 Другие меры
Процедура декларирования
товаров также носит некий оттенок нетарифного
Крайними мерами нетарифного регулирования принято считать «таможенную блокаду» и эмбарго. Таможенная блокада осуществляется путем приостановления выполнения таможенного оформления, путем задержки товаров на таможенных складах и иными способами. Целью введения этой меры является нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. А эмбарго - это запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза из нее товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Эмбарго - это скорее даже не мера нетарифного регулирования, а средство экономического и финансового давления одного государства на другое. Введение эмбарго является основанием для приостановки или даже полного прекращения экспортно-импортных операций, а также выполнения либо всех, либо некоторых обязательств в таможенной сфере.
Из названного могу сделать вывод о том,
что политика государства в отношении нетарифного
2. Роль нетарифного
Использование мер и методов нетарифного регулирования внешней торговли на практике буду рассматривать на примере импорта мясопродуктов.
Насколько мне стало известно, Российское правительство установило тарифные квоты на ввоз мяса сроком на 2010-2013 годы, предполагающие постепенное снижение импорта свинины и мяса птицы. Так Комиссией Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана были установлены тарифные квоты на ввоз мяса на территории трех государств с 1 января 2010 года. В частности, для России тарифная квота на ввоз охлажденной или замороженной свежей свинины составит 472,1 тыс. тонн на 2010, и 425,1 тыс. тонн - на 2013 год. Тем самым предполагается, что российские производители смогут повысить уровень продаж.
Но так было не всегда.
2.1. Причины применения квотирования в отношении импорта мясопродуктов
В 2000-2002 гг. объемы импорта свинины, говядины
и мяса птицы сильно возросли. Так в 2001 г.
импорт мяса птицы вырос в два раза, свинины
- в 1,9 раза в сравнении с 2000 г., мяса крупного
рогатого скота - в 1,7 раза. Аналогичная картина
Рост объемов импорта был обусловлен сразу несколькими факторами. Помимо нехватки продовольствия ему способствовало и укрепление курса рубля: "номинированные в долларах товары "дешевели", что при сохранении рублевой цены обеспечивало рост выгоды". Кроме того, импортное мясо из-за своей унифицированности и однообразия вкуса и качества до сих пор пользуется большей популярностью у мясопереработчиков, чем отечественная продукция, гораздо менее предсказуемая в этом отношении. При этом объемы мясоперерабатывающей отрасли весьма внушительные: "примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, еще 20% идет на производство полуфабрикатов и консервов".
Немаловажную роль сыграла и позиция российского правительства, которое в вопросах регулирования импорта руководствовалось скорее политическими, чем экономическими соображениями. Страна получала так называемые связанные кредиты на покупку продовольствия по завышенным ценам, целевые кредиты от МВФ на приобретение продуктов питания, гуманитарную помощь и т.д. Кроме того, в течение пяти лет – с 1992 по 1997 годы – в России вовсе не действовали пошлины на импорт американской курятины.
По вышеприведенным данным видно, что отечественному производителю в сложившейся ситуации просто необходима была защита государства.
А защита внутреннего рынка с помощью квот - давно опробованный инструмент, позволяющий поддержать своего производителя, который пока не может на равных бороться с более дешевым импортом. Квоты «закрывают» лишь определенный сегмент рынка, который пока не в состоянии обеспечить свой товаропроизводитель.
Действующая ныне система квотирования
импорта мяса была введена в январе 2003 года,
чтобы защитить российских сельхозпроизводителей
от постоянно растущего, ничем не регулируемого импорта
В соответствии с постановлениями
Также целью введения квот на мясо было обеспечение наиболее благоприятных условий развития животноводства страны. Эта мера была также необходима и потому, что отечественное мясо по качеству значительно уступало импортному, и треть этого продукта, потребленного россиянами в 2002 г. - импортного производства.
Квоты для российских компаний-импортеров распределялись по "историческому" принципу (т. е. доля каждого импортера была пропорциональна объемам поставок в предыдущие годы) на основании данных Государственного таможенного комитета: 90% квот делятся среди закупщиков пропорционально тем объемам, которые они ввозили в предыдущие годы. А потому приоритетный доступ к сырью получают крупнейшие импортеры мяса, трейдеры и крупные производители готовой продукции. Оставшиеся 10% продаются на открытом аукционе - только здесь прямой доступ к сырью без посредников могут получить небольшие и средние производители, а также новички рынка. Стоит заметить, что аукцион был предусмотрен только по мясу крупного рогатого скота и свинины. По мясу домашней птицы аукцион не проводился."Страновой" же принцип означает жесткое распределение квот между странами-импортерами. Учитывая, что раньше крайне популярными были схемы завоза через фирмы-однодневки, часть квот осталась просто невыбранной, некому было их раздавать. Сегодня самая большая доля у США - на эту страну приходится 74% всего мясного импорта, следом идут страны ЕС - 18%.
К аукциону были допущены только российские
участники внешнеэкономической
деятельности, зарегистрированные в
соответствии с действующим
Введение квот упорядочило мясной рынок - число импортеров сократилось с нескольких тысяч до 300 компаний, менее острой стала проблема теневого импорта и контрабанды. Но и минусы квотирования тоже ясны. Из-за "исторического" принципа распределения доступ к импортному мясу получает ограниченный круг производителей, что явно не способствует развитию здоровой ценовой конкуренции. Играет отрицательную роль и "страновой" принцип. Цены на мясо в ЕС и США, а именно на них приходится львиная доля квот, сегодня очень высоки. Немудрено, что каждый год распределение квот МЭРТ сопровождается скандалами. Нет и механизма быстрой замены страны - поставщика мяса, если к ее продукции возникли претензии со стороны Ветеринарного надзора, - на рынке сразу образуется дефицит. Сказать, например, о введении нового Единого ветеринарного сертификата летом 2004 года, из-за чего были остановлены поставки из ЕС.
Главная же цель квотирования - защита
отечественных сельхозпроизводителей и
Введение квот уже в первые месяцы привело к снижению уровня импорта, так по сравнению с апрелем 2003 г. в мае импорт мяса птицы сократился в 23 раза, а мяса животных - в 7 раз. В дальнейшем снижение импорта мяса происходило не столь быстро, но ежегодно его уровень понижался и до настоящего времени продолжает снижаться. Но вслед за сокращением в 2003 году импорта мясных продуктов неожиданно начало сокращаться отечественное поголовье крупного рогатого скота. Как объясняют эксперты, в условиях дороговизны кормов забой стада на мясо стал единственным выходом для многих сельхозпроизводителей. Серьезные положительные сдвиги произошли только в производстве мяса птицы. Потому что производство птицы - это небольшие инвестиции, хоть и с долгой окупаемостью, поэтому в этом сегменте идет неплохой рост. А производство же говядины и свинины - это "долгий" бизнес, с еще более долгими сроками окупаемости. В стране со столь невнятным инвестиционным климатом его целесообразность под большим вопросом". В результате дефицит мяса в 2004 году составил примерно 10% - и это одна из причин и роста цен на сырье на внутреннем рынке.
Информация о работе Методы и инструменты нетарифного регулирования международной торговли