Методы и инструменты нетарифного регулирования международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

И цель моей работы заключается в исследовании методов и инструментов нетарифного регулирования международной торговли и их практического значения.
Задачи для достижения цели:
Изучить различный материал по данной теме.
Понять, как регулируется внешнеэкономическая деятельность с помощью нетарифных методов.
Узнать, какие проблемы возникают при применении нетарифных методов.
Выяснить, как сейчас применяются нетарифные методы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Понятие и значение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………5
1.1 Лицензирование и квотирование………………………………………….7
1.2Сертификация……………………………………………………………….9
1.3 Запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров………………………………11
1.4 Экспортный контроль……………………………………………………..13
1.5 Другие меры………………………………………………………………..14
2.Роль нетарифного регулирования импорта на примере импорта мясопродуктов в Россию……………………………………………………………………………16
2.1.Причины применения квотирования в отношении импорта мясопродуктов………………………………………………………………………………...16
2.2. Квотирование импорта мясопродуктов: политические доводы……...23
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая МЭО.docx

— 51.06 Кб (Скачать файл)

Ситуация  с сырьем усугубилась и тем, что  цены росли и в странах-поставщиках. По свинине и говядине рост цен  шел во всем мире. Так, Польша, крупный  поставщик мяса, вошла в Евросоюз, что вызвало повышение цен. В  целом по Евросоюзу сокращаются  дотации сельского хозяйства, что также сказывается на ценах. Также на ценах сказались запреты на ввоз мяса из Бразилии и Китая, введенные в 2004 г. Россия - часть мировой экономики, и поэтому мы чувствуем все эти изменения на себе.   

Вследствие  этого крупнейшие российские мясокомбинаты, которые используют для производства и отечественное и импортное сырье, вынуждены были повышать отпускные цены, ибо доля сырья в себестоимости продукции доходит до 70%.   

Уже на момент введения квот аналитики предрекали рост цен на мясо и дефицит импортного сырья. Не стал неожиданностью и рост цен на готовую мясную продукцию - этого не случилось раньше только из-за высокой конкуренции на рынке мясопродуктов.   

Что касается мяса птицы, то, если вспомнить ценовую  ситуацию на рынке, введение квот вызвало рост цен на птицу только поначалу: уже в январе цены вернулись в свой законный коридор - «до квот».   

С 1 января 2004 г. вступили в силу новые правила  ввоза мяса птицы, говядины и свинины  в Россию. Соответствующие постановления  были приняты правительством 29 ноября 2003 г. Тогда импортная квота на ввоз курятины в Россию была определена в 1050 тыс. тонн, говядины - в 447,5 тыс. тонн, а свинины - в 450 тыс. тонн.   

Квота была разбита по страновому принципу. Самая большая доля по мясу птицы  у США (74%), вслед за ней идут ЕС (18%) и другие страны (8%). На свинину и говядину также введены тарифные квоты (сверхквотные поставки допускаются, но облагаются запретительными пошлинами). Обе квоты также распределены по страновому принципу. Самая большая доля - у стран ЕС (78% квоты на говядину и 50% на свинину). Выделенный объем однозначно выводил страны Общего рынка на лидирующие позиции в российском импорте «красного» мяса: 10% квот на говядину и свинину были проданы с аукциона в конце года; 100% квоты на мясо птицы и 90% квот на говядину и свинину распределяются среди импортеров пропорционально объемам ввоза в 2003 г. Таможенная пошлина на ввоз говядины в рамках квот была равна 15%, но не менее 0,15 евро с килограмма, ввоз сверх установленных объемов облагается пошлиной в 60%, но не менее 0,6 евро с килограмма. Импорт квотируемой свинины облагался пошлиной в 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг, поставки сверх указанных объемов облагаются пошлиной в 80%, но не менее 1,06 евро за 1 кг.    

По  постановлениям 90% всех определенных объемов было распределено между импортерами мяса, остальные 10% продавались на аукционе, как и в предыдущем году, однако в этот раз аукцион впервые проходил не в форме электронных торгов, а в виде открытого аукциона.   

Необходимо  заметить, что в 2005 г. Правительство РФ одобрило предложение Министерства экономического развития и торговли об увеличении квот на импорт мяса и введении особых мер для его поставок из США. В результате на основе соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины и свинины было принято постановление Правительства РФ 211 от 12.04.05.    

2.2. Квотирование импорта  мясопродуктов:  политические  доводы.    

И здесь  я пришел к одному выводу, что решение о квотах на 2003-2009 гг. принималось в рамках перспективы вступления России в ВТО. Поэтому размер квот определяется с учетом не только наполнения рынка и формирования цены, но и политических отношений с той или иной страной. Квоты распределяются между импортерами якобы по "историческому принципу", то есть пропорционально фактическим объемам ввозимой ими продукции в предшествующий период. При этом доли стран-экспортеров жестко закреплены. Такая политизированная система не очень выгодна с экономической точки зрения, поскольку не допускает на рынок новых поставщиков и вынуждает импортеров покупать "там, где положено", а не там, где дешевле.   

И размер квот, и их разверстка по странам  не столько апеллировали к экономическим  доводам, сколько были попыткой задобрить наиболее влиятельных членов ВТО, определяющих решение о вступлении нашей страны в эту организацию. В протоколе о намерениях вступления в ВТО была зафиксирована решающая доля импорта мяса, особенно мяса птицы, из США. Вне зависимости от размера квоты на ввоз мяса птицы, доля США в импорте на российский рынок составляет порядка 75%.   

Формально протекционизм противоречит идеологии  ВТО, тем не менее, политику ограничения  импорта для поддержки собственных  производителей практикуют многие страны. При этом, чтобы не обострять отношения со странами-экспортерами, используются различные "скрытые рычаги": от потребительского спроса до ветеринарного и таможенного контроля. С одной стороны, потребителям пропагандируют достоинства отечественной продукции, с другой – под различными предлогами ограничивают импорт.    

"Ветеринарные" ограничения – одни из самых  популярных. Так, США уже несколько  лет отказываются налаживать  поставки мяса из Бразилии  под предлогом, что оно не  соответствует американским требованиям по ветеринарной сертификации. И это при том, что бразильские заводы по производству и переработке мяса многие эксперты считают одними из лучших в мире.   

В изначальных  документах, подписанных в разгар прорыва в ВТО, была заложена идея роста квот и снижения сверхквотных тарифов. И действительно, в 2003-2008 гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот сокращались. То есть по квотам можно было ввозить все больше, а сверх квот – все дешевле. Например, квота на свежую говядину составляла в 2003 г. 11,5 тыс. т, а в 2006 г. – уже 27,8 тыс. т. На мороженую говядину квота выросла в 2003-2006 гг. с 315 до 435 тыс. т. За этот же период пошлина на импорт говядины сверх квоты сократилась с 60% до 40%. Квота на свинину за 2003-2006 гг. выросла с 337,5 тыс. т. до 476,1 тыс. т, а пошлина сверх квоты снизилась с 80% до 60%.  В 2007 г. квоты снова были повышены, составив на ввоз свежей и мороженой говядины 468,3 тыс. т, свинины - 484,8 тыс. т.   

И наконец-то! Впервые за пять лет в 2009 году квоты на импорт мяса были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт повышены. Так, квота на ввоз птицы уменьшилась на 300 тыс. тонн – до 952 тыс. В 2012 году квота на мясо птицы составляет 780 тыс. тонн, из них 600 тыс. тонн приходится на долю США. Предполагается, что в дальнейшем и общая квота, и вклад США будут уменьшаться: в 2013 году Россия сократит прием "ножек Буша" до 446,4 тыс. тонн, а в 2014 году – до 409 тыс. тонн. Общая доля импорта в мясных ресурсах, по прогнозу Минсельхоза, в 2012 году снизится до 22,3% против 25,2% в 2009 году и 31,7% в 2008 году. В 2013 году доля импорта прогнозируется в 20,2%, в 2012 году - в 18,1%.   

Помимо  сокращения квот, начиная с 1 января 2009 года, значительно повышены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мяса. Ставка пошлины на ввоз свинины повышается до 75% против планировавшихся ранее 40%. Пошлина на импорт мяса птицы сверх квоты повышена до 95% против заложенных изначально 40%, выйдя фактически на запретительный уровень. И только пошлина на ввоз охлажденной и замороженной говядины снижена до 30%, что связано с дефицитностью этого вида мяса.   

Теперь  вступление России в ВТО, "активно  продвигаемое представителями сырьевых отраслей и производителями металла", перестало быть первоочередной задачей. В результате на смену политическим доводам пришли экономические.   

О необходимости  ежегодного сокращения квот на импорт по мере наращивания собственного производства заявляют представители Мясного  союза России. В противном случае, по их оценкам, страна уже к 2013-2014 гг. может столкнуться с проблемой излишков мяса.   

Первый  шаг в сторону импортозамещения уже оправдал себя: в 2009 году производство мяса по сравнению с 2008 годом увеличилось  на 7%; примерно на столько же сократился импорт.    

На  протяжении всего времени действия квот на мясо, основные споры ведутся по двум главным вопросам. Первый: нужны ли квоты России, а второй: как распределять квоты между импортерами?   

Что касается необходимости квот на мясо, то здесь  все более или менее понятно. Несмотря на ряд недочетов (например, размер квоты на говядину несколько выше потребностей России в этом виде импортного мяса), основная задача, которую ставило перед собой правительство, расчистка рынка для местных производителей, постепенно выполняется. Показатели производства российских компаний растут. И практически никто недовольства существующим импортным режимом не выражает. Иное дело - вопрос распределения «квотного» мяса, накал страстей при обсуждении которого не снижается до сих пор. Споры по вопросу распределения квот между импортерами ведутся на протяжении всего времени с момента введения квот на импорт мяса. Связано это, прежде всего с тем, что при распределении квот по историческому принципу большая часть квот распределяется между США и странами ЕС, а это, несомненно, вызывает недовольство остальных участников рынка.   

Кроме принципа исторических импортеров существует еще несколько вариантов распределения  квот. Наиболее либеральным считается  так называемый метод шлагбаума: любой из импортеров может поставлять товар в рамках квоты, пока она естественным образом не будет выбрана. После этого вступает в силу повышенная пошлина на ввоз товара (в случае тарифной квоты) либо полный запрет на его импорт (импортная квота). К плюсам этого метода можно отнести возможность появления на рынке новых игроков и минимальное влияние государства. Однако у «шлагбаума» есть и несколько больших минусов. Во-первых, невозможно точно отследить момент, когда квота будет исчерпана: Россия имеет слишком протяженные границы, не позволяющие одномоментно выявить факт ввоза. Во-вторых, очевидно, что, если все участники рынка устроят гонку и начнут единовременно закупать товар у поставщиков, цены неминуемо взлетят. А это отразится на ценовой ситуации внутри России.   

В случае поставок мяса квоту можно распределять по производственному признаку: например, по мясокомбинатам. В этом случае предприятие получает возможность ввезти по льготному тарифу столько же сырья, сколько оно перерабатывало в предшествующие годы. Однако и тут есть свой минус: невозможность получения квоты новыми участниками рынка, не имеющими «истории».   

Наконец, есть метод аукциона по продаже прав на поставку в рамках квоты. Этот метод  можно считать относительно справедливым и приемлемым для всех участников рынка, но беда в том, что он противоречит нормам ВТО - государство не должно зарабатывать деньги на протекционистских мерах.   

И наконец, смешанный вариант: в рамках квоты  на часть объема действует «шлагбаум», на другую часть - «исторический принцип», а остаток квоты продается с аукциона. У этого метода, я считаю, есть всего один недостаток - законодательно прописать все эти варианты практически невозможно.    

На  сегодняшний день в животноводческой отрасли лучше всего обстоят  дела в птицеводстве. Благодаря сравнительно быстрой окупаемости этот сектор развивается быстрее остальных. На втором месте свиноводство, где окупаемость составляет 5-7 лет. По итогам 2009 г. прирост по мясу птицы и по свинине составил 16% и 8% соответственно. Что же касается крупного рогатого скота, то его поголовье продолжает сокращаться. Длительный срок окупаемости производства говядины – 10 лет – делает этот сегмент наименее привлекательным для инвесторов. Крупных инвестиционных проектов в этой сфере пока нет, поэтому зависимость от импорта здесь будет увеличиваться.    

Согласно  Доктрине продовольственной безопасности России, принятой 1 февраля 2010 года, потребность  россиян в мясе отечественный  производитель должен обеспечивать на 80%. По словам главы Минсельхоза  Елены Скрынник, выполнить эту  задачу по силам в течение пяти лет.   

Что же касается мяса птицы, то здесь ждать  придется всего три года, а, по мнению самих производителей, и того меньше – если отказаться от импорта американской курятины.    

Из  всего изложенного могу сделать вывод, что введение квот было необходимой мерой, так как российские животноводы находились в критическом положении. Цели введения квот: защита отечественных сельхозпроизводителей и ограничение импорта мяса в Россию, так или иначе, были достигнуты. 

 

 

 

 

   Заключение     

    

Нетарифное  регулирование, как и таможенно-тарифное является неотъемлемой частью государственного регулирования ВЭД РФ.   

Основной  особенностью нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности России является его отличие от общепринятых мировых норм, направленных на замещение  нетарифных мер регулирования их таможенно-тарифным эквивалентом. Несмотря на это, в настоящее время нетарифное регулирование действует на территории Российской Федерации и в ближайшее время не будет отменено.   

К особенностям нетарифного регулирования ВЭД  России можно отнести и ограничения на импорт мяса. Можно сделать вывод: введение такой меры, как квотирование импорта мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2003 г. было необходимо, так как из-за неограниченного ввоза в Россию мяса по ценам значительно меньшим, чем цены на отечественную продукцию, российские производители мяса терпели убытки. Немалую роль в этом сыграло дотирование странами-экспортерами своих производителей мяса.   

К недостаткам  квотирования можно отнести принципы «исторического» и «странового» распределения квот. Из-за «исторического» принципа распределения квот доступ к импортному мясу получает ограниченный круг игроков, что явно не способствует развитию здоровой ценовой конкуренции. Играет отрицательную роль и «страновой» принцип. Цены на мясо в ЕС и США, а именно на них приходится большая часть квот, сегодня очень высоки, покупать же более дешевое мясо российским компаниям нельзя. Немудрено, что каждый год распределение квот сопровождается недовольством ряда экспортеров.   

После введения квот ситуация на мясном рынке изменилась, и хотя доля импортного мяса все еще очень велика, все  равно можно сказать, что квотирование импорта мяса положительно отразилось на отечественном производителе, а  особенно на российском птицеводстве.    

Введение квот упорядочило и  мясной рынок, сократив количество импортеров. Проблемы контрабанды и теневого импорта также стали менее  остры.   

Информация о работе Методы и инструменты нетарифного регулирования международной торговли