Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:05, реферат
Метод исследования – это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.
Социологические методы исследования
- Социально-экономические методы исследования
- Сравнительно-географические методы исследования
- Экспертные методы исследования
- Аналитические методы исследования
Введение
Данный реферат посвящен методам исследования социально-экономических процессов. Количество типов социально-экономических процессов на уровне страны,региона или города огромно – это и урбанизация, и инфляция, безработица, миграция, появление новых типов продукции на рынке и многое многое другое.
Метод исследования – это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов познания позволяет всесторонне рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.
Социологические методы исследования
- Социально-экономические методы исследования
- Сравнительно-географические методы исследования
- Экспертные методы исследования
- Аналитические методы исследования
- Статистические методы исследования
- Методы моделирования
и т.д.
Каждый из этих методов имеет свое значение для руководителей. Итоги исследования несут познавательную, информационно-аналитическую, «диагностическую», прогнозтическую, идеологическую функцию.
Обратимся к некоторым методам исследования интересующих нас процессов:
1.
Аналитические методы в
Практически все социально-экономические процессы общества в регионе относятся к классу крупномасштабных задач. В этих задачах участвует не менее триллиона элементов и их функциональных связей. Понятно, что ни один человек не в силах своим сознанием воспринять такие объемы. Организация же людей в бюрократические управленческие структуры для охвата всех аспектов задачи – неустойчива, по причине человеческого эгоизма и несовшенности совместной работы.
С появлением последних разработок в области вычислительной техники проблемы с решением социально-экономических задач принципиально изменились.
Такие сверхбольшие интеллектуальные информационные системы способны охватить все объемы данных, которые выработало человечество, а это 1018-1020 байт.
Только наведение
порядка в нашей интеллектуальной собственности,
которая оценивается в 400-600 млрд. долл.,
благодаря таким информационным системам, можно решить
сегодняшние острые экономические проблемы
общества, существующие в регионе.
Дальнейшая эксплуатация этих системпозволит решать как
грандиозные научно-технические задачи,
так и интересующие нас задачи социально-
При удачном притворении
данных технологий в жизнь региона, можно
использовать проект "Информоград", разработанный
в ИПУ РАН1, с целью успешного развития
социально-экономических процессов. В
основе проекта лежит интенсивное развитие интеллектуально-
Для региона и для исследования
социально-экономических
- в легкости тиражирования найденных научно-технических решений на все множество потенциальных потребителей (сравните, например, затраты на копирование какого-либо материального и информационного продуктов, имеющих одинаковые трудозатраты при их разработке);
- в материало- и энергомалоемкости, следовательно, в уменьшении остроты сегодняшних экологических проблем и, возможно, вообще разрешении этих проблем в будущем;
- в динамичности высоконаучного потенциала технологии и продукции, повышающего научно-технический уровень населения;
- в необычайно высокой эффективности производства, например, даже отдавая экономическим подсистемам больше их непосредственного вклада (свойство мультипликативности, так объединение 120-150 исследователей повышает результативность каждого из них более чем в 1000 раз);
- в способствовании социальной интеграции и повсеместному внедрению высоконравственных отношений, как следствиянематериальности производственной сферы. Сегодня особенно активно идет процесс замещения доминирования материальных ресурсов информационными.
Общество, базирующееся на информационной экономике, уже по своей структуре избегает большинства социально-экономических и экологических проблем, ситуационно тяготеющих над нами сегодня, и в потенциале предполагается его экспоненциальное развитие по всем основным параметрам ("знания - порождают знания").
Сегодня РАН располагает необходимыми программными и аппаратными средствами для построения необходимого инструментария (ИИС), способного эффективно решать любые крупномасштабные задачи.
По мнению господина Бодякина- сотрудника Института проблем управления РАН- сегодня даже небольшие коллективы располагают достаточным ресурсом для запуска проекта "Информоград", который как локомотив выведет Россию за 3-5 лет на уровень передовой державы планеты.
Также к аналитическим
методам исследования социально-политических
процессов относятся:морфологич
1- В.И. Бодякин, ИПУ РАН (Институт проблем управления РАН), www.extech.ru
2
Сравнительно-Географические методы.
Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое он сделает и по отношению к хозяйственным, архитектурно-планировочным особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь.
Число признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, тип, класс нужно систематизировать данные по функциональному назначению (промышленный центр, транспортный узел, центр торговли), структуре (промышленный центр по машиностроению, деревообработке), экономико-географическому положению (приморские города, территория, приграничный район).
После типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которыми можно сопоставить другие объекты. Это – метод эталонов – разновидность сравнительно-географического метода. Например, в сельском хозяйстве в качестве эталона служат поля опытных хозяйств – его урожайность служит ориентиром для всех других хозяйств.
Также существует метод полевых исследований, который используется в случае если исследователь вынужден проводить сбор материалов непосредственно на местах – на предприятиях, фирмах, поле.
Метод ключей состоит в выборе наиболее типичных объектов, последующем и исследовании. Полученные результаты по аналогии распространяют на типичные целостные явления и процессы. Например, процессы урбанизации можно познать на основе изучения типичных урбанизованных районов.
3
Использование имитационных моделей при исследовании социально-экономических процессов.
В качестве одного из методов исследования социально-экономических процессов можно использовать метод имитационного моделирования, основанный на использовании динамических математических моделей экономических объектов в режиме имитации. В условиях современных информационных технологий под имитацией принято понимать изучение объектов путем проведения экспериментов с реализованными на ЭВМ математическими моделями. Главная особенность имитационного исследования заключается в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты не с реальным объектом/процессом, а с его математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально-экономических и производственных процессов.
В имитационных
расчетах изучаемые социально-
Перечисленные методы относятся к изучению социально-экономических процессов в общем. По моему мнению, у региона часто возникает необходимость в изучении отдельного вида социально-
4
Социологические методы в изучении социально-экономических процессов
Выборочный метод
в социологическом исследовании
социально-экономических
При проведении исследований такого социально-экономического процесса как реклама (например, в случае необходимости отслеживать динамику, в том числе сезонную, как рекламного рынка в целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или маркам, существующим в регионе) применяются следующие методы:
Аудиторные и dial-тесты
В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга задач, как правило связанных с оценкой аудио- или видео- записей (песни, радио- или телепрограммы, элементы оформления эфира и т.п.)
Тесты проводятся в специально оборудованных помещениях, и одновременно в них участвует достаточно большое количество респондентов, как правило, от 50 до 200 человек. Ведет тесты квалифицированный специалист – модератор.
Информация от участников теста может быть получена двумя способами: путем заполнения анкет или с помощью специальных приборов (dial).
При электронном измерении каждому участнику dial-теста выдается индивидуальный прибор, с вращающейся ручкой и небольшим дисплеем. При вращении ручки на дисплее высвечиваются числа. Каждый респондент выбирает число, соответствующее его ответу. Информация с каждого прибора передается в центральный компьютер и предстает перед заказчиком в виде таблиц или графиков. Таким образом, результаты опроса становятся известны непосредственно в ходе опроса.
Главное преимущество dial-тестирования аудио- и видеоматериалов состоит в том, что оценки аудитории фиксируются в непрерывном режиме реального времени. Поэтому электронные тесты - единственная возможность увидеть, как меняется реакция зрителей или слушателей на протяжении всей программы.
Кроме того, если оценка происходит непосредственно в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать большое количество материалов.
Личные интервью
Личные интервью используются в следующих случаях:
если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией,
если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.)
если средняя
Интервью проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы.
Личные интервью проводятся
по месту жительства респондента. Для
этого используется случайная многоступенчатая
выборка. Другими словами, случайным
образом последовательно
Интервью проводятся в различные дни недели и время суток, а в случае, если никого нет дома или респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в выбранную квартиру.
Интервьюеры работают под контролем супервизоров. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать контакт, как задавать вопросы и работать с анкетой.
Информация о работе Методы исследований социально-экономических процессов в регионе