Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:30, реферат
При проведении любого вида исследований существенным является вопрос о его методологической базе. Если речь идет о проведении или даже только об общем описании широкого класса исследований в такой необъятной области, как общественная жизнь, вопрос о методологии становится основополагающим.
Одной из сложностей при изучении и использовании методологических подходов является то, что в научной и учебной литературе можно встретить различные системы понятий, определяющих методологию и раскрывающих ее содержание. Представленная ниже система определений построена исходя из прагматических соображений, она предоставляет минимальные средства, достаточные для того, чтобы охарактеризовать в учебных целях специфику методов, используемых при исследовании СЭПП.
При проведении любого вида исследований существенным является вопрос о его методологической базе. Если речь идет о проведении или даже только об общем описании широкого класса исследований в такой необъятной области, как общественная жизнь, вопрос о методологии становится основополагающим.
Одной из сложностей при изучении и использовании методологических подходов является то, что в научной и учебной литературе можно встретить различные системы понятий, определяющих методологию и раскрывающих ее содержание. Представленная ниже система определений построена исходя из прагматических соображений, она предоставляет минимальные средства, достаточные для того, чтобы охарактеризовать в учебных целях специфику методов, используемых при исследовании СЭПП.
Под методологией исследования будем понимать взаимосвязанную совокупность используемых в конкретном исследовании методологических подходов, раскрывающих их принципов, форм и методов исследования, а также основных теоретических положений, в которых на основе этих принципов устанавливаются основные категории и фиксируются определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.
Методология исследования имеет структуру, показанную на рис. 1.3.
|
Содержание (составляющие) методологии может быть рассмотрено на трех уровнях отображения действительности:
—философско-мировоззренческом;
—общенаучном;
—конкретно-предметном.
Хотя результаты конкретного исследования обычно отображают действительность на конкретно-предметном уровне, в зависимости от формулировки исследуемой научной проблемы и глубины ее проработки исследователь вынужден явно или неявно, осознанно или нет, постоянно или время от времени обращаться к более фундаментальным методологическим составляющим: общенаучным, а в наиболее затруднительных для научного исследования ситуациях — и к философско-мировоззренческим.
Существование универсальных принципов и методов научного исследования, характерное для классического методологизма, оспаривается контекстуальным методологизмом, ставящим их в зависимость от контекста исследования, допускающим возможность их применения лишь в определенных ситуациях. Антиметодологизм вообще отрицает правомерность использования методологических соображений при оценке результатов исследований.
На каждом из уровней отображения действительности можно выделить несколько конкурирующих методологических подходов*. Методологический подход воплощается, прежде всего, в перечне принципов, определяющих, в том числе, основные категории, посредством которых в теоретических положениях устанавливаются и фиксируются на основе этих принципов определенного вида свойства, отношения и зависимости в изучаемом объекте.
Принцип — основополагающее знание, исходное положение, правило, используемое как основа и сущность действий при осуществлении определенной деятельности (в нашем случае — исследовательской).
Говоря о различиях методологических подходов, следует иметь в виду, что они могут иметь и общие принципы; кроме того, используемые на практике методологические подходы развиваются. Отличается и степень востребованности различных подходов в разных отраслях наук.
Далее мы, говоря об общенаучном уровне, как правило, будем ограничиваться областью социально-экономических и политических наук.
Методологические
подходы философско-
К наиболее часто используемым методологическим подходам философско-мировоззренческого уровня относятся':
—агностицизм, предполагающий невозможность познания реальной действительности;
—диалектический подход (как правило, диалектический материализм), базирующийся на понимании науки как системы объективного знания, построенной с использованием законов и принципов диалектики (в сочетании с принципами материалистического понимания как природных, так и общественных явлений);
—позитивизм, характеризующийся ориентацией на эмпирический базис и ставящий задачей научного исследования лишь описание явлений, но не их объяснение;
* Термин «методологический
подход» на философско-
— экзистенциализм — одно из иррационалистических направ-лeний, отрицающее возможность объективного раскрытия сущности окружающей действительности («экзистенции» — существования), декларирующее субъективное познание окружающего мира через уяснение смысла собственного существования человека.
Рассмотрим кратко основные принципы диалектического подхода[1].
1. Объективность рассмотрения, вытекающая из первичности материи в отношении сознания, требует исходить при исследовании того или иного объекта из него самого, а не мнения исследователя о нем, подчинять мышление объекту.
2. Всеобщая связь явлений, требующая при изучении объекта стремиться к рассмотрению всех его сторон, отношений между ними и связей с другими объектами.
3. Рассмотрение объекта в его непрерывном движении и развитии, включая его генезис, переходы с одной стадии развития на другую.
4. Рассмотрение целого как единства и противоположности его частей, требующее выявления при исследовании находящихся в органической связи, но противоречивых тенденций и сторон объекта исследования, служащих источником его изменения.
5. Диалектическое отрицание, заключающееся в необходимости при исследовании устанавливать не только взаимную противоположность (отрицание) некоторых утверждений, но и связи между ними, определяющей развитие знания при переходе от утверждения к его отрицанию.
6. Восхождение от абстрактного к конкретному, указывающее, что исследование должно начинаться с понятий, отражающих общие стороны или отношения, которые являются главными, ведущими в исследуемом целом, т. е. его сущность.
7. Единство исторического и логического, требующее чтобы в понятиях, суждениях и умозаключениях воспроизводилось необходимое, закономерное в действительном процессе становления и развития объекта.
8. Единство анализа и синтеза в процессе познания, которые повторяют в сознании объективные процессы расчленения и соединения, имевшие место в ходе развития исследуемого объекта; при этом существенно, что анализ и синтез совершаются одновременно, являются двумя сторонами одного и того же шага исследования.
На философско-
Каждый методологический подход философско-мировоззренческого уровня является основой развивающих и конкретизирующих его общенаучных методологических подходов, распространенные примеры которых приведены в табл. 1.1.
|
Общим для марксизма, суть которого заключается в применении диалектико-материалистического метода к социальной жизни, и позитивизма является положение о принципиальном сходстве структуры законов общественной жизни и законов природы, за исключением того, что первые имеют вероятностно-статистический характер. В соответствии с этим методология социальных наук принципиально ничем не отличается от методологии естественных наук. И те, и другие науки «способны на высшей стадии своего развития дать единственно точную и объективную картину социального мира, получить результат, являющийся объективной истиной»1. Близкая точка зрения свойственна и классическому системному подходу.
Натуралистический подход заключается в стремлении перенести в сферу социальных исследований принципов и методов, характерных для естественных наук, основанных наколичественных методах исследования. Его частным случаем является механистический подход к изучению общественных явлений и процессов, заключающийся в широком использовании аналогий общества с машиной (механизмом). Сюда же можно отнести подход, основанный на использовании аналогии общества и человеческого организма.
Противоположная позиция характерна для философской школы неокантианства. Согласно ей естественные науки отличаются от социальных как по методологическому подходу, так и по типу изучаемых законов. Основным в естественных науках является генерализующий (обобщающий) метод (подход), нацеленный на выделение из всей изучаемой совокупности явлений общих признаков. Повторяющаяся связь предметов и явлений фиксируется в форме так называемых номотетических законов. Социальные же науки — науки с индивидуализирующим методом (подходом), направленным на изучение индивидуальных, особенных характеристик объектов и явлений. Более того, любая точка зрения в социальных науках представляет собой синтез объективного научного анализа и субъективной оценки, отражающей систему ценностей исследователя. В связи с этим возможна различная интерпретация одних и тех же фактов, и одной из функций социального познания становится понимание (поиск консенсуса между различными интерпретациями).
Феноменологический подход, считая понимание высшей степенью познания, сосредоточен на способах, которыми люди поз- нают сознание других, живя в потоке собственного сознания. Применительно к социологическим исследованиям говорят о качественном подходе, который в отличие от классической социологии (количественного подхода) «концентрирует свое внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик»[2], основывается преимущественно на понимании и интерпретации индивидуального, а не описании и объяснении на основе какой-то теории обобщенных данных.
Перечисленные выше подходы не единственные. Отметим достаточно общий деятельностный подход, сфокусированный на изучении субъект-объектных отношений, целей, средств и результатов деятельности. Выделяют процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный, историко-генетический, сравнительный и другие подходы[3].
Говоря о методе исследования, необходимо иметь в виду две стороны его определения. С одной стороны, чаще всего метод определяется как набор устойчивых правил, используемый для достижения цели. С другой стороны, метод исследования важно рассматривать и как способ представления в мышлении объекта исследования. Отсутствие второй стороны характерно для группы методов активизации мышления, интуиции и опыта специалистов, участвующих в исследовательской деятельности, таких как мозговой штурм, разнообразные методы групповых дискуссий и т.п.
Метод исследования надо отличать от исследовательской про-цедуры (далее — просто процедуры), которая характеризуется лишь своим результатом, а не способом его достижения.
Научные методы исследования социально-экономических и политических процессов можно классифицировать различными путями, используя несколько оснований (признаков) классификации. В литературе можно встретить несколько десятков различных классификаций. Так только в одной из книг[4]выделено 13 признаков классификации методов исследования. Рассмотрим разделение научных методов на классы (группы) по трем признакам, характеризующим условия их применимости.
1. По области применения,
определяемой уровнем
2. По уровню исследования, на котором применяется метод.
3. По источнику информации, используемому при применении метода.
1. По области применения выделяют две группы методов, соответствующих уровням отображения действительности: общенаучные и конкретно-предметные. Говоря об исследованиях определенного, но достаточно обширного класса объектов, например, о классе социально-экономических и политических процессов, во второй группе можно по отношению к этому классу дополнительно выделить универсальные (применимые для исследования любых объектов данного класса) и специальные (применимые для исследования только определенного вида объектов) методы. Примером специальных методов по отношению к классу СЭПП могут служить, например, эконометрические методы, которые нельзя применить для исследования политических и большей части социальных процессов.
2. По уровню исследования, на котором они применяются, выделяют три группы методов:
A) эмпирические;
Б) эмпирико-теоретические;
B) теоретические.
А. Эмпирические методы — это методы познания реальности, действующие на уровне опыта. Они нацелены на установление и накопление новых фактов, фиксирующих путем описания обоснованное эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. К основным общенаучным эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — метод исследования, основанный на целенаправленном восприятии объектов или процессов, при котором исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики.
Имеется много частных методов, являющихся разновидностями метода наблюдения и конкретизирующих его в рамках данной науки. В частности, для социологических исследований используются методы включенных наблюдений, опроса (анкетирования) и др. В научных исследованиях и управленческой практике широко используются статистические наблюдения.
Эксперимент — метод исследования, который предполагает активное целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях с целью получения информации о характеристиках этого процесса или объекта.