Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:30, реферат
При проведении любого вида исследований существенным является вопрос о его методологической базе. Если речь идет о проведении или даже только об общем описании широкого класса исследований в такой необъятной области, как общественная жизнь, вопрос о методологии становится основополагающим.
Одной из сложностей при изучении и использовании методологических подходов является то, что в научной и учебной литературе можно встретить различные системы понятий, определяющих методологию и раскрывающих ее содержание. Представленная ниже система определений построена исходя из прагматических соображений, она предоставляет минимальные средства, достаточные для того, чтобы охарактеризовать в учебных целях специфику методов, используемых при исследовании СЭПП.
Возможности непосредственного
экспериментирования в
Таким образом, оба рассмотренных метода направлены на получение новых фактов и отличаются лишь способом их получения: без воздействия (наблюдение) или с воздействием (эксперимент) исследователя на изучаемый процесс (объект). Тем не менее, в социальных науках граница между этими методами не такая четкая, как в естественных и технических, из-за зависимости результатов наблюдения от личности наблюдателя, его ценностей и принципов, отношения к изучаемому предмету.
Получение эмпирических фактов опытными методами (наблюдения или эксперимента) требует осуществления следующих процедур: планирование, измерение, описание (фиксирование в определенной форме результатов опыта), статистической обработки.
Понятие «измерение» первоначально было сформулировано для естественных и технических наук и определялось, например, как «совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц»[5] или короче как «способ определения фактических численных значений измеряемой величины в принятых единицах измерения»[6].
Однако не для всех социальных характеристик (признаков) может быть использована метрическая (имеющая единицы измерения) числовая шкала. Дело в том, что ее использование предполагает осмысленность и применимость для этих признаков операций над числами, а это не всегда имеет место. Например, зарплата или трудовой стаж работников измеряется в метрической шкале с использованием в качестве единиц измерения рубля и года соответственно. А вот их квалификация (знания, умения, навыки, качество работы) такой единицы измерения не имеют. Имеет смысл утверждение, что трудовой стаж (или зарплата) у одного работника в 2 раза больше, чем у другого, но за исключением однообразной сдельной работы* бессмысленно говорить, что у него в 2 раза выше квалификация, хотя можно утверждать, что она выше. Такие характеристики должны измеряться в другой шкале, имеющей сокращенный набор допустимых отношений и операций.
С учетом сказанного определим измерение как процедуру, с помощью которой объекты измерения (характеристики), рассматриваемые как носители определенных отношений, отображаются в некоторую математическую систему (множество обозначений с соответствующими отношениями между ее элементами), называемую измерительной шкалой
Б. Эмпирико-теоретические методы — это методы, направленные на теоретическое осмысление фактов и разработку научных гипотез. Они могут использоваться на обоих уровнях исследования для выявления устойчивых, повторяющихся свойств и связей, формирования общих представлений, эмпирических, а затем и теоретических понятий. К основным общенаучным эмпирико-теоретическим методам можно отнести абстрагирование, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование, анализ и синтез.
Все эти методы основываются на использовании сравнения — процедуры, выявляющей сходство и различие объектов (предметов или явлений), либо ступеней развития одного и того же объекта. Плодотворность процедуры сравнения достигается при выполнении двух требований:
1) сравниваться должны
однородные объекты, между
2) сравнение должно
Сравнение объектов используется для их последующего обобщения, классификации и оценки.
В результате обобщения
устанавливается общее и
Классификация — процедура разбиения некоторого множества объектов на определенные подмножества (классы) таким образом, чтобы каждый объект исходного множества мог попасть только в один из них. Классификация осуществляется путем выделения некоторого общего для всех объектов исходного множества признака* как основания их структуризации. В один класс попадают объекты с одинаковым значением (диапазоном значений) этого общего признака. Если выделяются несколько таких признаков, то строится совокупность классификаций, например описываемая в п. 2.2 фасетно-иерархическая классификация.
Оценка — процедура, с помощью которой характеристики объектов отображаются в некоторую шкалу. Оценку можно рассматривать как обобщение процедуры измерения, относящуюся не только к эмпирическим, но и абстрактным объектам — теоретическим понятиям, формирование которых осуществляется с помощью абстрагирования — метода, заключающегося в вы-делении определенных (интересующих исследователя) свойств и связей исследуемого объекта и отвлечении от других присущих ему характеристик, считающихся несущественными для целей исследования.
Основные методы и процедуры (выделены курсивом), применяемые на различных уровнях научного исследования, приведены в табл. 1.2. Необходимо иметь в виду, что чаще всего они применяются в сочетании, усиливая друг друга.
|
Важное прагматическое значение для исследования имеет классификация методов по источнику информации, поскольку любое исследование основано на использовании некоторой информации и именно имеющаяся информация сужает спектр процедур, а, следовательно, и методов их исследования, которые возможно применить в данной ситуации.
Можно выделить следующие источники информации о характеристиках (свойствах, отношениях и т.п.) объекта исследования, которые могут быть использованы исследователем при применении того или иного метода:
1) сам объект исследования (социальная система) в своем взаимодействии с внешней средой;
2) другие социальные системы, схожие с объектом исследования;
3) эксперты — специалисты, обладающие полученными в результате своей предшествующей деятельности знаниями об объекте исследования, к которым можно обратиться для получения информации о нем;
4) накопленные во внешней среде и доступные для исследователя знания об объекте исследования, представленные в виде документов (книг, статей, рукописей) чаще всего научного или специального характера;
5) формальные модели исследуемых объектов. Соответствие доступных источников информации и применяемых в этой ситуации характерных, основных методов отражено в табл. 1.3.
В этой таблице представлены как некоторые из общенаучных методов, рассмотренных выше, так и конкретно-научные методы — анализа документов и экспертных оценок.
|