Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 03:06, реферат
Метод экономического анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения, обобщения влияния отдельных факторов на реализацию хозяйственных задач фирмы и динамику ее развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и так далее, так же можно выделить несколько последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):
- наблюдение за объектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;
- систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности объектом;
Введение……………………….……………..…………………..………3
Качественные методы экономического анализа…………………………5
Метод древа решений……………………………………………..........5
Метод сценариев………………………………………………………..7
Метод Дельфи………………………………………………………......9
Метод мозгового штурма….………………….………………………11
2. Количественные методы экономического анализа……………………...13
2.1. Метод группировки……………………………………………………13
2.2. Теория массового обслуживания……………………….…………….15
2.3. Балансовый метод........……………………………………….……….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
2.1. Метод группировки
Метод группировки относится к статистическим методам экономического анализа, он позволяет не только систематизировать материал, но и выявлять характерные и типичные взаимосвязи процессов, гасить случайные отклонения.
В анализе используют такие виды группировок:
Метод группировки является основным среди методов упорядочения. Он предполагает деление изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. В анализе группировка применяется для выявления взаимосвязи между отдельными явлениями с целью изучения состава, структуры и динамики развития, определения средних величин.
Группировка предполагает не только классификацию явлений и процессов, но и причин и факторов, их обусловливающих. В группировках объединяются качественно однородные явления, сходные по экономической или социальной природе.
Использование метода группировки связано с выполнением следующих этапов:
В качестве информационной основы группировки служит генеральная совокупность однотипных объектов или их выборочная совокупность. В первом случае используются систематически накапливаемые в информационном фонде данные, во втором - типологические выборки. Экономически обоснованная группировка позволяет изучать зависимость между показателями и систематизировать аналитические данные.
Группировка - неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих5.
2.2. Теория массового обслуживания
Теория массового обслуживания относится к экономико-математическим методам, она применяется, в частности, в розничной торговле при анализе количества обслуживаемых покупателей и продолжительности их обслуживания (при условии высокого качества их обслуживания). На эти показатели оказывают влияние различные факторы (переменные величины). Они взаимодействуют между собой в условиях процесса обслуживания покупателей, носящего стохастический характер.
На основе теории массового обслуживания выбирается оптимальный вариант организации торгового обслуживания населения, обеспечивающий минимальное время обслуживания при минимизации затрат и высоком качестве обслуживания населения.
Рассматриваемая теория находит применение и в других отраслях экономики. Теория массового обслуживания заключается в том, что на базе теории вероятностей выводятся математические методы анализа процессов массового обслуживания, а также методы оценки качества работы обслуживающих систем.
При всем своём разнообразии процессы в системах массового обслуживания имеют общие черты:
Требование на обслуживание не регулярно случайно поступает на канал обслуживания и в зависимости от его занятости, продолжительности обслуживания образуют очередь требований.
Теория массового обслуживания изучает статистические закономерности поступления. И на этой основе вырабатывает решения, то есть такие характеристики системы обслуживания, при которых затраты времени на ожидание в очереди и на простой каналов обслуживания были бы наименьшими. (если мало каналов обслуживания — то образуются большие очереди, и наоборот, если много каналов обслуживания, то очередей нет, но при этом каналы обслуживания работают не рационально, так как часть из них простаивает без работы).
Теория массового обслуживания — это прикладная область теории случайных процессов.
Предметом исследования теории массового обслуживания являются вероятностные модели физических систем обслуживания, в которых случайные и не случайные моменты времени возникают заявки на обслуживание и имеются устройства на обработку данных заявок.
Теория массового обслуживания целиком базируется на теории вероятности и на математической статистике. В определенной степени она связана с распределением Пуассона, которое описывает вероятность числа появлений в заданном интервале времени какого-либо события. Например, появление покупателя у прилавка, если известно, что появление события зависит от того давно ли оно появлялось в последний раз и сколько раз и когда именно случалось до этого6.
2.3. Балансовый метод
Балансовый метод относится к бухгалтерским методам экономического анализа, состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.
Балансовый метод часто применяется при анализе использования ресурсов. Например, для выяснения возможностей улучшения использования оборудования составляется баланс использования режимного фонда времени в станко-часах; для определения влияния потерь рабочего времени на производительность труда и объём продукции — в человеко-часах; для выявления возможностей экономии материальных ресурсов — баланс потребления материальных ресурсов.
Балансовый метод эффективен в разных областях аналитической работы, но особенно широкое распространение он получил в анализе финансового состояния предприятия, где главным источником информации служит бухгалтерский баланс. С его помощью на основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.
Балансовый метод применяют также при проверке расчётов, произведённых другими специальными аналитическими методами.
Балансовый метод анализа служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе хозяйственной деятельности для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя7.
Заключение
С развитием рыночных отношений роль и значение экономического анализа как одной из важных функций оперативного руководства, управления и осуществления контроля будут повышаться
На современном этапе развития экономики перед экономическим анализом как наукой ставятся новые задачи, определяются новые направления его развития. С формированием и распространением рыночных условий хозяйствования предприятиям необходимо проводить постоянный экономический анализ.
Экономический анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.
В данной работе рассмотрены далеко не все, но основные методы, используемые в экономическом анализе. Все методы разнообразные, основываются на различных факторах и применимы в широком спектре рассматриваемых ситуаций
Методы, применяемые в экономическом анализе, классифицируются по ряду признаков: направлениям анализа, фактору времени, характеру взаимосвязи между показателями, научному подходу, сложности применяемого инструментария. Все многообразие аналитических методов реализуется, в системе применяемых способов.
Список литературы:
1 Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов по направлению и спец. "Юриспруденция" /Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2008. – С. 256-257.
2 Куликов, Л. М. Основы экономических знаний / Л.М. Куликов. – М.: Пресс, 2008. – С. 131-132.
3 Федосеев В. В., Гармаш А. Н., Дайитбегов Д. М. Экономико-математические методы и прикладные модели / В.В. Федосеев. - М.: ЮНИТИ, 2010. – С .210-211.
4 Елисеева И. И., Курдышева С. В., Гордеенко Н. М. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие /.И. И. Елисеева. - М.: Финансы и статистика, 2011. – С. 63-64.
5 Елисеева И. И. Эконометрика: Учебник / И. И. Елисеевоа. - М.: Финансы и статистика, 2009. – С.132-133.
6 Федосеев В. В., Гармаш А. Н., Дайитбегов Д. М. Цит.соч. С. 213-214.
7 Куликов, Л. М. Цит.соч. С. 179-180.