Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:03, реферат
Обычно в процессе деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация решений и методов…………………………………………..4
2. Моделирование в теории решений……………………………………………6
3. Методы моделирования и оптимизаций решения……………………………7
4. О методологии моделирования………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список………………
1. Классификация решений и методов…………………………………………..4
2. Моделирование в теории решений……………………………………………6
3. Методы моделирования и оптимизаций решения……………………………7
4. О методологии моделирования………
При принятии решений необходимо учитывать фактор важности решений, т.е. нужно ранжировать решения по степени их значимости для целей организации в целом или различных отделов, работников в частности. Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое количество альтернатив.
Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение (ЛПР). Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности ЛПР знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат в таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование, модели. В условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив, неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения. В ситуации риска принятию решения могут помочь такие методы и инструменты, как статистический качественный контроль и теория игр.
Все решения классифицируются на оперативные, текущие и перспективные. Оперативные решения подразумевают сиюминутность в их принятии, т.е. ЛПР должно, используя свой профессиональный опыт и зачастую личные взгляды, очень быстро выбрать из ряда альтернатив наиболее эффективную и дать распоряжения на выполнение решения. При этом складывается ситуация, когда руководитель обращает больше внимания на негативную информацию, чем на позитивную. Оперативные решения могут приниматься на различных уровнях и управленцами различного статуса. При этом степень ответственности за решение будет соответствовать степени делегированных полномочий.
Текущие решения представляют собой решения, требующие более тщательного анализа предложенных альтернатив, большего времени . Такие решения обычно принимаются руководителями различных уровней в ходе плановых совещаний при участии сотрудников организации или , если совещание на уровне подразделения, то при участии работников данного отдела.
К перспективным решениям можно отнести такие, как решения о стратегии организации. Здесь в полном объеме реализуются все этапы данного процесса. Но возникают проблемы, связанные с количественным измерением альтернатив и с внешними факторами среды (общий экономический кризис, несовершенство законодательной базы). При этом используются групповые методы принятия решений, когда обеспечивается участие тех, кого решение касается, и повышается их готовность осознанно выполнять решение.
На предприятии решения, касающиеся процесса производства имеют характер определенности; остальные принимаются в условиях риска (неопределенности). Это связано с быстро меняющимися условиями рынка: изменяются требования потребителей и поставщиков; видоизменяется нормативная база, касающаяся налогового законодательства; изменяются позиции конкурентов.
Каждое управленческое решение должно быть оформлено по всем правилам делопроизводства и обрести юридическую силу, т.е. оформляется в виде приказов, распоряжений с подписями ЛПР. В самом решении предусматривается кто, где, когда, в какие сроки и каким образом выполняет ту или иную часть решения, как контролируется эта работа.
Математическое моделирование экономических явлений и процессов с целью обеспечения принятия решений - область научно-практической деятельности. Для ориентации в практически необозримом море математических моделей экономических явлений и процессов (короче: экономико-математических моделей), необходима их классификация. Первым основанием для классификации служит отношение к практической деятельности. Экономико-математические модели делятся на:
1) ориентированные на
2) модели, которые практически
Экономико-математическое моделирование. Важная проблема - учет неопределенности. Основное место она занимает в вероятностно-статистических моделях экономических и социально-экономических явлений и процессов Особое место занимают имитационные системы, позволяющие отвечать на вопросы типа: "Что будет, если...?", «любая модель, в принципе, имитационная, ибо она имитирует реальность». Основа имитации (смысл которой мы будем понимать как анализ экономического явления с помощью вариантных расчетов) - это математическая модель. Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты. Таким образом, под имитацией понимается численный метод проведения машинных экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение сложных систем в течение продолжительных периодов времени , при этом имитационный эксперимент состоит из следующих 6 этапов:
1) формулировка задачи,
2) построение математической
3) составление компьютерной
4) оценка пригодности модели,
5) планирование эксперимента,
6) обработка результатов
При построении, изучении и применении экономико-математических моделей принятия решений используются различные математические методы, именуемые в данном контексте экономико-математическими (хотя они, как правило, могут с успехом использоваться вне экономики, как, в частности, эконометрические методы анализа эмпирических экономических данных). По математическим методам в экономике имеются многочисленные монографии и сборники статей. Экономико-математические методы можно разделить на несколько групп:
- методы оптимизации,
- методы, учитывающие неопределенность, прежде всего вероятностно-статистические,
- методы построения и анализа имитационных моделей,
- методы анализа конфликтных ситуаций (теории игр).
Во всех этих группах можно выделить статическую и динамическую постановки. При наличии фактора времени используют дифференциальные уравнения и разностные методы.
Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования - это довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью следующих основных этапов: постановка задачи; определение критерия эффективности анализируемой операции; количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; построение математической модели изучаемого объекта (операции); количественное решение модели и нахождение оптимального решения; проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации; корректировка и обновление модели. Приведены наиболее распространенные типы моделей:
Так, принимая решение об изменении уровня цен нa свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Однако нужно отметить, что используются эти модели довольно редко, так как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.