Методы моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:03, реферат

Описание работы

Обычно в процессе деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация решений и методов…………………………………………..4
2. Моделирование в теории решений……………………………………………6
3. Методы моделирования и оптимизаций решения……………………………7
4. О методологии моделирования………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список………………

Файлы: 1 файл

Реферат Метод моделирования.docx

— 38.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.А. ШОЛОХОВА»

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине:

«Методы принятия управленческих решений»

 

на тему:

«Методы моделирования»

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 3 курса,

заочного отделения,

специальности «ГМУ» ПСО

Иванова М.Е.

 

Проверила:

Хакимова О.Б.., канд. ф.н., доцент

 

 

 

 

 

Уфа 2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Классификация решений и методов…………………………………………..4

2. Моделирование в теории решений……………………………………………6

3. Методы моделирования и оптимизаций решения……………………………7

4. О методологии моделирования………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, поэтому важно понять природу и сущность решений.

           Обычно в процессе деятельности  возникают ситуации, когда человек  или группа людей сталкивается  с необходимостью выбора одного  из нескольких возможных вариантов  действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя осуществляется на основе количества и значения принятых им решений.

Процесс принятия решений включает в себя следующие стадии: выделение и определение проблемы; поиск информации и альтернатив решения; выбор среди альтернатив; принятие решения. Очень важным является этап реализации и контроля за выполнением решения.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.

Современная управленческая практика использует специальные методы для решения особо сложных проблем организации. В составе этих методов возрастающую значимость имеют методы моделирования (или методы исследования операций). Специфика этих методов - в использовании математического аппарата для более глубокого обоснования, оптимизации решений.

 

 

 

 

  1. Классификация решений и методов

При принятии решений необходимо учитывать фактор важности решений, т.е. нужно ранжировать решения по степени их значимости для целей организации в целом или различных отделов, работников в частности. Другой фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, это количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени). Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое количество альтернатив.

Влияющими факторами являются также условия, в которых действует лицо, принимающее решение (ЛПР). Для описания окружающих условий используются такие понятия, как «определенность – неопределенность». В условиях определенности ЛПР знает все альтернативы и последствия каждой из них. Решение состоит в выборе альтернативы, которая максимизирует ожидаемый результат в таких случаях могут эффективно применяться линейное программирование, модели. В условиях риска можно предвидеть результаты различных альтернатив, неизвестна лишь вероятность достижения каждого результата. Задача в том и состоит, чтобы выявлять вероятность каждого результата и на этой основе принимать решения. В ситуации риска принятию решения могут помочь такие методы и инструменты, как статистический качественный контроль и теория игр.

Все решения классифицируются на оперативные, текущие и перспективные. Оперативные решения подразумевают сиюминутность в их принятии, т.е. ЛПР должно, используя свой профессиональный опыт и зачастую личные взгляды, очень быстро выбрать из ряда альтернатив наиболее эффективную и дать распоряжения на выполнение решения. При этом складывается ситуация, когда руководитель обращает больше внимания на негативную информацию, чем на позитивную. Оперативные решения могут приниматься на различных уровнях и управленцами различного статуса. При этом степень ответственности за решение будет соответствовать степени делегированных полномочий.

Текущие решения представляют собой решения, требующие более тщательного анализа предложенных альтернатив, большего времени . Такие решения обычно принимаются руководителями различных уровней в ходе плановых совещаний при участии сотрудников организации или , если совещание на уровне подразделения, то при участии работников данного отдела.

К перспективным решениям можно отнести такие, как решения о стратегии организации. Здесь в полном объеме реализуются все этапы данного процесса. Но возникают проблемы, связанные с количественным измерением альтернатив и с внешними факторами среды (общий экономический кризис, несовершенство законодательной базы). При этом используются групповые методы принятия решений, когда обеспечивается участие тех, кого решение касается, и повышается их готовность осознанно выполнять решение.

На предприятии решения, касающиеся процесса производства имеют характер определенности; остальные принимаются в условиях риска (неопределенности). Это связано с быстро меняющимися условиями рынка: изменяются требования потребителей и поставщиков; видоизменяется нормативная база, касающаяся налогового законодательства; изменяются позиции конкурентов.

Каждое управленческое решение должно быть оформлено по всем правилам делопроизводства и обрести юридическую силу, т.е. оформляется в виде приказов, распоряжений с подписями ЛПР. В самом решении предусматривается кто, где, когда, в какие сроки и каким образом выполняет ту или иную часть решения, как контролируется эта работа.

 

 

 

  1. Моделирование в теории решений

 

Математическое моделирование экономических явлений и процессов с целью обеспечения принятия решений - область научно-практической деятельности. Для ориентации в практически необозримом море математических моделей экономических явлений и процессов (короче: экономико-математических моделей), необходима их классификация. Первым основанием для классификации служит отношение к практической деятельности. Экономико-математические модели делятся на:

1) ориентированные на практическое  использование (примерами служат  модели статистического контроля, с помощью которых принимается  решение о приемке или забраковании партии конкретной продукции),

2) модели, которые практически использовать  невозможно (примерами служат модели «основного уравнения количественной теории денег» или «спирали ЦЕНЫ - ЗАРПЛАТА»

Экономико-математическое моделирование. Важная проблема - учет неопределенности. Основное место она занимает в вероятностно-статистических моделях экономических и социально-экономических явлений и процессов Особое место занимают имитационные системы, позволяющие отвечать на вопросы типа: "Что будет, если...?", «любая модель, в принципе, имитационная, ибо она имитирует реальность». Основа имитации (смысл которой мы будем понимать как анализ экономического явления с помощью вариантных расчетов) - это математическая модель. Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты. Таким образом, под имитацией понимается численный метод проведения машинных экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение сложных систем в течение продолжительных периодов времени , при этом имитационный эксперимент состоит из следующих 6 этапов:

1) формулировка задачи,

2) построение математической модели,

3) составление компьютерной программы,

4) оценка пригодности модели,

5) планирование эксперимента,

6) обработка результатов эксперимента.

При построении, изучении и применении экономико-математических моделей принятия решений используются различные математические методы, именуемые в данном контексте экономико-математическими (хотя они, как правило, могут с успехом использоваться вне экономики, как, в частности, эконометрические методы анализа эмпирических экономических данных). По математическим методам в экономике имеются многочисленные монографии и сборники статей. Экономико-математические методы можно разделить на несколько групп:

- методы оптимизации,

- методы, учитывающие неопределенность, прежде всего вероятностно-статистические,

- методы построения и анализа  имитационных моделей,

- методы анализа конфликтных  ситуаций (теории игр).

Во всех этих группах можно выделить статическую и динамическую постановки. При наличии фактора времени используют дифференциальные уравнения и разностные методы.

 

  1. Методы моделирования и оптимизаций решения

 

Методы моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования - это довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью следующих основных этапов: постановка задачи; определение критерия эффективности анализируемой операции; количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; построение математической модели изучаемого объекта (операции); количественное решение модели и нахождение оптимального решения; проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации; корректировка и обновление модели. Приведены наиболее распространенные типы моделей:

  1. Модель теории игр - большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия. К противодействиям следует относить такие, например, факторы; как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовым случаем противодействия является конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов является существенным преимуществом для любой коммерческой организации. Принимая решение, следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные· альтернативы своих действий с учетом возможных ответных действий конкурентов. Первоначально разработанные для военно-стратегических целей, модели теории игр применяются и в бизнесе для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменение цен, выпуск новых товаров· и услуг, выход на новые сегменты, рынка и т.п.

Так, принимая решение об изменении уровня цен нa свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

Однако нужно отметить, что используются эти модели довольно редко, так как они оказываются слишком упрощенными по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.

  1. Модель теории очередей (или оптимального обслуживания) используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны, относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов, троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема при этом заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и являются инструментом нахождения такого оптимального решения.
  2. Модели управления запасами - любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определенные запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка -денежной наличности, для больницы - лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надежность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение. Складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

Информация о работе Методы моделирования