Методы нетарифного регулирования в ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является целостное рассмотрение методов нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности и особенностей их применения.
Поставленная цель определила следующие задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Цели и задачи введения нетарифных мер........................................................5
2. Особенности применения нетарифных методов..............................................7
3. Нетарифные методы регулирования...............................................................12
Заключение............................................................................................................17
Список литературы...............................................................................................18

Файлы: 1 файл

Контрольная 2.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................3

1.  Цели и задачи  введения нетарифных мер........................................................5

2. Особенности применения  нетарифных методов..............................................7

3. Нетарифные методы регулирования...............................................................12

Заключение............................................................................................................17

Список литературы...............................................................................................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Применение нетарифных методов  государственного регулирования международной  торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство  может устанавливать специальный  порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров  и услуг, а так же создавать  благоприятные предпосылки для  эффективного развития экспортных производств  и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных  производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного  регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Актуальность темы. Одним  из важнейших направлений регулирования  внешней торговли, как свидетельствует  международная практика, исторически  являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную  торговлю инструментов практически  во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции  снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

В процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывела на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

Вопросы методов нетарифного  ограничения внешней торговли нашли  отражение в работах ведущих  российских ученых и специалистов в  области внешнеэкономических отношений: Аконова Е.С., Дюмулен И.И., Киреев А.П., Миклашевская Н.А., Холопов А.В., Шумилов В.М. и многих других.

Однако вопросам методов  нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности в России в научной  литературе до сих пор не уделенно должного внимания.

Целью контрольной работы является целостное рассмотрение методов  нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности и особенностей их применения.

Объектом исследования в  данной работе является система регулирования  ВЭД, а предметом – особенности  нетарифного регулирования ВЭД.

Поставленная цель определила следующие задачи контрольной работы:

  1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
  2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.
  3. Проанализировать использование методов нетарифного регулирования в РФ.
  4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Теоретической основой контрольной работы послужили действующие законодательно-правовые и нормативные акты в области ВЭД, российские и международные договоры, конференции, труды специалистов по теории внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

1.  Цели и задачи введения нетарифных мер.

В соответствии с ФЗ “  Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности” нетарифное регулирование – это метод  государственного регулирования внешней  торговли товарами, осуществляемый путем  введения количественных ограничений  и иных запретов и ограничений  экономического характера.

После второй мировой войны роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, начиная с 50-х  годов, в результате многосторонних переговоров удалось значительно  понизить среднемировой уровень  таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение.

Во-вторых, усиление конкуренции  на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных  производителей.

В-третьих, резкий рост импорта  во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран.

В-четвертых, обострение проблемы безработицы также способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих  предотвратить закрытие отечественных  предприятий под ударами иностранных  конкурентов.1

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются  в виде исключения из общего правила  свободной торговли в следующих  случаях:

1. Введение временных  количественных ограничений экспорта  или импорта отдельных товаров,  вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства,  жизнь или здоровье граждан,  имущество физических или юридических  лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду,  жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров.

5. Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности применения нетарифных методов.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а  реализуются в рамках административного  управления, выполняя роль регуляторов  внешнеторгового оборота. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать  специальный порядок проникновения  в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать  благоприятные предпосылки для  эффективного развития экспортных производств  и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных  производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного  регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих  причин:

1.нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

2.нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

3.нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

4.нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт.2

Тариф на импорт не ограничивает количества импортных товаров непосредственно - импортер может ввозить любой  объем продукции при условии, что он платит таможенную пошлину. Напротив, импортная квота ограничивает объем импорта определенным количеством штук, тонн, пар обуви и т.д., а иногда ограничивает и стоимость импорта, ежегодно разрешенного к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз товаров, и запрещает нелицензированный импорт.

Экспортные квоты вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для:

  • обеспечения отечественных потребителей и производителей достаточными запасами товаров;
  • ограничения экспорта с целью исключения повышения цен данного товара на внутреннем рынке;
  • предупреждения истощения природных ресурсов;
  • достижения военно-политических целей.

Импортные квоты ограничивают количество продукции,разрешенной для ввоза. Они вводятся для:

  • защиты национального производства;
  • достижения сбалансированности торгового баланса;
  • регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке;
  • реагирования на дискриминационную торговую политику других государств.

Механизм действия квот подобен  импортному тарифу: внутренние цены поднимаются  выше мировых, предложение импортных  товаров ограничивается. Однако, квоты  имеют два важных отличия от тарифа:

1) квоты абсолютно нивелируют  любое воздействие иностранной  конкуренции на внутренние цены. Если мировые цены снижаются,  то при тарифе импорт будет  постепенно возрастать, а внутренние  цены снижаться вслед за мировыми. При наличии квоты импорт не  может быть увеличен. Поэтому  разрыв между внутренними и  мировыми ценами возрастает, увеличивая  прибыли от импорта (в том  числе и монопольные).

Вместе с тем, более жесткое  регулирование величины импорта  с помощью квоты несколько  облегчает процесс краткосрочного урегулирования платежного баланса, а  относительно эластичный импорт при  тарифе усложняет этот процесс;

2) квоты, количественно ограничивающие  импорт, полностью изолируют внутренний  рынок от проникновения новых  иностранных товаров - если установленная  квота исчерпана, то их нельзя  даже подарить. В сочетании с  изоляцией внутренних цен от  мировых это обеспечивает абсолютную  защиту внутреннего рынка от  иностранной конкуренции, что  оказывает на экономику весьма  противоречивое воздействие.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в  основном по двум причинам:

1) тарифные ставки регламентируются  международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства  не могут самостоятельно повышать  тарифы и вынуждены прибегать  к более строгим импортным  квотам в целях защиты конкурирующих  с импортом отраслей экономики;

2) нуждающиеся в защите отрасли  также предпочитают квоты на  импорт, так как добиться специальных  лицензионных привилегий легче,  чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт.

Чистые потери благосостояния при  квотировании окажутся выше, чем при  тарифе на импорт, в двух случаях:

1) если квота провоцирует монопольную  власть отечественного производителя  или зарубежной фирмы импортера  продукции;

2) если импортные лицензии размещаются  неэффективно.

Способы размещения импортных лицензий:

1) открытый аукцион: государство предоставляет лицензию компании, предложившей за нее наивысшую цену.

2) система явных предпочтений: без каких-либо предвари тельных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам.

Информация о работе Методы нетарифного регулирования в ВЭД