Методы нетарифного регулирования в ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является целостное рассмотрение методов нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности и особенностей их применения.
Поставленная цель определила следующие задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности.
2. Исследовать принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Цели и задачи введения нетарифных мер........................................................5
2. Особенности применения нетарифных методов..............................................7
3. Нетарифные методы регулирования...............................................................12
Заключение............................................................................................................17
Список литературы...............................................................................................18

Файлы: 1 файл

Контрольная 2.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

3) "затратный метод": выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведет к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчете на получение большего количества лицензий.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение  ввоза определенного товара в  страну дает дополнительные возможности  сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным  квотам, однако обходится стране-импортеру  дороже, поскольку решения об ограничении  торговли принимаются на правительственном  уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Целью введения эмбарго является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определённых политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: 

1) страна, вводящая эмбарго, имеет возможность относительно безболезненно сократить объём своего экспорта; 

2) у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть сильно зависит от внешней торговли; 

3) если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Дополнительный стимул мировая  торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных  операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.3

3. Нетарифные методы регулирования.

В настоящее время наряду с тарифными  методами регулирования внешней  торговли в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к  нетарифным методам:

-  паратарифные методы;

-  меры контроля цен;

-  финансовые меры;

-  методы количественного контроля;

-  автоматическое лицензирование;

-  монополистические меры;

-  технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных  товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные  целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов  относятся, прежде всего, налог на добавленную  стоимость и акцизы.

В некоторых странах имеются  весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых  контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки  и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.

Паратарифные методы, как правило, официально не связывают с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается  весьма существенным.4

Меры контроля цен представляют собой действия против искусственного занижения цен на импортируемые  в данную страну товары (антидемпинговые  меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами  иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает международную конкурентоспособность последних (компенсационные меры).

Для защиты от иностранных конкурентов  некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего  отраслей аграрного сектора) могут  применяться скользящие импортные  сборы, направленные на то, чтобы довести  внутреннюю цену товара до определенного  уровня.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые  предъявляют национальные предприниматели  против иностранных поставщиков, обвиняя  их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести  ущерб местным производителям аналогичной  продукции. Органы власти, суды обязаны  приостановить движение товара, обвиненного  в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции устанавливают  в законодательном порядке некоторые  страны путем определения минимальной  разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют  право размещать заказы на импортное  оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен  американских производителей как минимум  на 6%.

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового  обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Контингентирование экспорта и  импорта – это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем  экспорта (импорта) по этим лицензиям  не должен превышать объема установленной квоты.

Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

-  индивидуальные, ограничивающие ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

-  групповые, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

-  глобальные, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.

По каждому виду товара устанавливается  лишь один вид квоты.

Автоматическое лицензирование состоит  в том, что для ввоза или  вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа -лицензии. С введением  автоматического лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей  данными товарами. Хотя мониторинг сам по себе не является ограничительной  мерой, однако он облегчает введение ограничений в случае необходимости.

Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в  перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации  в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые  лицензии выдаются по каждой отдельной  сделке на срок, необходимый для  ее реализации, но не более чем на один год.

Монополистические меры. В различные  периоды времени отдельные государства  устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию.

Технические барьеры устанавливаются  в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств  требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно  не осуществить их сертификацию.

В регулировании внешнеторговых операций в России используются также импортные  процедуры и оперативное регулирование.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных  операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях  покупатель должен провести международные  торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению  встречных экспортных операций.5

Оперативное регулирование дает возможность  Правительству Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли, Федеральной таможенной службе Российской Федерации приостановить  операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции  и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Возникновение и развитие экономических отношений между  государствами есть результат общественного  разделения труда в международном  масштабе. Международные экономические  связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Мировое  хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается  тенденция глобальной интеграции, необходимость  расширения участия стран в международных  связях.

Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер  государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих  действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном  государственном регулировании  внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем  поддержки конкурентоспособных  национальных производств на внешних  рынках и привлечения капитала для  организации новых эффективных  предприятий внутри страны.

Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает  ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства  из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности  в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде  на всесильную творческую роль рынка  привело к дополнительным издержкам  и трудностям в трансформационном  процессе. Именно поэтому меры нетарифного  регулирования ВЭД должны быть развиты  на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить  внешнюю торговлю.

 

 

Список литературы.

1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 - ФЗ «Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности»  (ред. от 28.07.2012).

2. Иванова Е.Ю.  Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

/ Иванова Е.Ю..- М.: Юстициформ, 2009. – 128с.

3. Черченко Н.В.  Международная  экономика/ Черченко Н.В., Леонович  А.Н., Рутко Д.Ф..- М.: РИВШ, 2011. – 108с.

4.  Букаева Н.Э. Международное  таможенное право / Букаева Н.Э., Зубач А.В.. .- М.: Юрайт, 2013. – 376с.

5. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Прокушев Е.Ф., Костин А.А.. .- М.: Юрайт, 2012. – 528с.

6. Дегтярева О.И.. Внешнеэкономическая деятельность / Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В.. .- М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2010. – 424с.

7. Тарелко Н.А.. Международные экономические отношения / Тарелко Н.А., Короткевич Л.М.. .- М.: ТетраСистемс, 2010. – 112.

8. Смитиенко Борис.. Внешнеэкономическая деятельность / Смитиенко Борис, Поспелов Валентин..- М.: Академия, 2011. – 384.

 

1 Черченко Н.В.  Международная экономика/ Черченко Н.В., Леонович А.Н., Рутко Д.Ф..- М.: РИВШ, 2011.

2 Смитиенко Борис.. Внешнеэкономическая деятельность / Смитиенко Борис, Поспелов Валентин..- М.: Академия, 2011.

Информация о работе Методы нетарифного регулирования в ВЭД