Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 14:44, реферат
Методика Дональда Кирпатрика предполагает оценку по четырем уровням с временными интервалами: первый уровень - эмоциональный (нравиться – не нравиться); второй – уровень оценки знаний ( профессиональное тестирование, устный опрос); третий – уровень поведения ( на данном уровне экспертно оценивается то, как изменили участники обучения свое поведение); четвертый уровень – уровень результата ( здесь предпринимается попытка ( экспертная оценка) понять повлияло ли изменение позитивно на организацию в целом).
Методы оценки эффективности программ обучения персонала строительной организации.
1. Методика Дональда Кирпатрика.
Методика Дональда Кирпатрика предполагает оценку по четырем уровням с временными интервалами: первый уровень - эмоциональный (нравиться – не нравиться); второй – уровень оценки знаний ( профессиональное тестирование, устный опрос); третий – уровень поведения ( на данном уровне экспертно оценивается то, как изменили участники обучения свое поведение); четвертый уровень – уровень результата ( здесь предпринимается попытка ( экспертная оценка) понять повлияло ли изменение позитивно на организацию в целом).
Как и любой исследовательский инструмент, методика имеет соответствующие ограничения.
1.1.Например, на обучение линейного персонала: например, операционистов, консультантов, кассиров, специалистов целесообразно проводить по 2 и 3 уровню обучения: знания и навыки (поведение), так, например, часто бывает, важна скорость обслуживания клиента и для этого необходимо разработать информационный стандарт, обязательный для изучения и отработать навыки. «Каждый солдат должен знать свой маневр» - эти слова А.Суворова как нельзя, кстати, подходят для обучения линейного персонала организации.
Эмоциональный уровень
оценки со стороны обучающихся
важен лишь отчасти, поскольку
индивидуальная манера тренера,
1.2.Обучение с идеологической
компонентой, например, обучение
продажам уже целесообразно
Навык продаж сложный
навык, включающий в себя
Что мы имеем
в виду, когда говорим, что на
уровне «навыка» продавцы
Приведем пример
из реальной практики. Кредитная
организация Х заказывает
1.3.Фасилитационный консалтинг, семинары-совещания для топ-менеджеров, стоимость которых, как правило, достаточно высока, оценивать, например, по второму уровню «знания» вообще подчас не имеет смысла, так как знания вообще не являются предметом работы консультанта в таких случаях, когда проводятся семинары-совещания по формированию единого видения развития компании, целью которого является преодолеть разноплановость личной мотивации относительно совместного бизнеса, или восполнить дефицит конструктивного общения между собственниками. Поэтому оценка такого рода затрат, очевидно, может производиться только на уровне результата, поскольку ни эмоция, ни измерение уровня знаний и навыков не дадут ничего определенного, а измерение влияния такого рода услуг на принятие правильных управленческих , стратегических решений требует больших временных ресурсов, которых как правило у живого российского бизнеса нет. Это ни в коем случае не означает невозможность определения экономической эффективности мероприятий по обучению на уровне топ-менеджеров, и уж тем более их бесполезность, вышеприведенные доводы указывают лишь на необходимость тщательного подбора «инструмента измерения».
2. Методика Джека Филипса
Джек Филипс, например,
предлагает считать
Применительно к любым экономическим
процессам часто используется подход,
связанный с оценкой мероприятий исходя
из рентабельности тех или иных процессов,
и в этом случае подход Джека Филипса является
традиционным и, в случае, когда экономические
эффекты от обучения персонала очевидны,
и поддаются оценке целесообразно оценить
«рентабельность» этих мероприятий по
предложенной выше методике.
С точки зрения экономистов, однако, данный
подход требует уточнения категориального
аппарата, поскольку некоторые авторы
считают, что полезность выражается не
в денежных единицах, а в некоторых условных
единицах, определенных на основании экспертной
оценки******, таким образом, при использовании
этого подхода не понятным остается какого
типа информацию необходимо собрать ,
чтобы оценить полезность.
Действительно, Дж.Филипс предполагает,
что «полезность» от обучения в данном
случае может быть оценена в стоимостных
выражениях, например, в приросте товарооборота
или в суммарном эквиваленте дополнительно
заключенных контрактов, однако, такие
эффекты не совсем верно называть «полезностью».
В противном случае снижение продаж можно
тогда оценить с точки зрения «вредности».
К сожалению, в большинстве случаев дать
точную оценку дополнительного эффекта
не представляется возможным, хотя бы
потому, что имеют место сезонные колебания,
влияние внешних факторов и т.д., поэтому
применение данного подхода на практике
вызывает большие сложности и, как правило,
приводит к существенному огрублению
оценки, если не сказать больше – результаты
иногда могут «лукавить» относительно
эффективности данных мероприятий.
3. Методика бипараметрической оценки
МакГи предлагает бипараметрическую
оценку, то есть рассматривает результативность
и эффективность обучения, он также вводит
понятия результативности и эффективности
и как их оптимальное сочетание вводит
понятие производительности обучения.
Мы со своей стороны при решении оценки
целесообразности, эффективности обучения
предлагаем последовательное приближение
к решению данного вопроса, то есть отказаться
от мысли разработки универсального инструмента
измерения эффективности обучения в организации
, а «подбирать методику измерения эффективности»,
учитывая специфику облучающих мероприятий,
спектр которых достаточно широк.
Если стоит задача – оценить успешность
мероприятий через снижение стоимости
бизнес-процесса (правда это только частный
случай – снижение издержек), то оптимальным
будет следующий набор формул для оценки
эффективности обучения.
Частный экономический
эффект от мероприятия по
(1)
- стоимость бизнес-процесса
(единицы производимой продукции) до обучения,руб.
- стоимость бизнес-процесса после обучения,
руб.
Определение абсолютного
значения эффекта позволяет
Интерпретация результата:
если
- следовательно, успех был достигнут,
по крайней мере, цель снижения издержек
была достигнута, однако – вопрос цены.
Поэтому – необходимо определить чистый
эффект.
Чистый частный экономический эффект
от мероприятии по обучению персонала
определяется следующим образом:
(2)
- стоимость бизнес-процесса
( единицы производимой продукции) до обучения,
руб.
стоимость бизнес-процесса после обучения,
руб.
– стоимость программы обучения ( затраты
компании на содержание учебного центра),
руб.
Определение абсолютного значения частного
эффекта позволяет сравнить результат
от деятельности с затратами на обучение
(превышают выгоды затраты или нет).
Интерпретация результата:
если
- следовательно положительный результат
был достигнут, по крайней мере, снижение
издержек превысило затраты – деятельность
приносит чистый эффект.
Данная последовательность расчетов
целесообразна для оценки эффективности
обучения именно линейного персонала
, например, в результате проведения тренинговых
мероприятий , скорость обслуживания клиентов
увеличилась, качество обслуживания клиентов
(при этом качество может оцениваться
снижением количества ошибок, жалоб клиентов)
уменьшилось и проч.
В случае сопоставления нескольких вариантов
обучения (программ, видов, во времени,
пространстве) целесообразно определить
эффективность.
Экономическая эффективность обучения
( динамическая связь между ресурсами
и деятельностью) может быть выражена
формулой:
(3)
- стоимость бизнес-процесса
( единицы производимой продукции) до обучения,
руб.
– стоимость бизнес-процесса после обучения,
руб.
– стоимость программы обучения (затраты
компании на содержание учебного центра),
руб.
Интерпретация результата:
Таким образом, мы понимаем, что если
обучение неэффективно, если
обучение эффективно.
Более традиционный
для восприятия и простой в
интерпретации – показатель
(4)
Доходность (возврат на инвестиции в обучение) выражается в процентах.
Интерпретация результата:
если
- следовательно вид деятельности доходен,
иначе – затраты на обучение не возвращаются
в виде дополнительного эффекта
Этот показатель удобно
применять в случае
Например, сравнение можно проводить
следующим образом:
Сравнительная эффективность программ
обучения может быть использована для
выбора в пользу той или иной программы:
(С1-С2)/С3 X 100%, 200/60 =3,3
(В1-В2)/В3 X 100%, 40/15 =2, 5
Таким образом, очевидно, что несмотря
на более дешевую программу обучения в
первом случае, ее эффективность оказалась
ниже, чем в первом случае, где программа
обучения дороже.
Определение сравнительной эффективности
обучающих мероприятий может также помочь
определять эффективность обучения, которое
проводилось по идентичным программам
в разных структурных подразделениях
организации, что бывает необходимым и
полезным при выстраивании корпоративной
стандартизированной системы обучения.
4. Оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа BSC, KPI.
Часто оценивая отдельные
направления развития компании,
в современном менеджменте
Например, выделив некоторые количественные
и качественные показатели данному подразделению,
предполагая, что мероприятия по обучению
персонала скажутся на этих показателях,
мы сможем дать оценку эффективности данных
мероприятий в комплексе и по каждому
отдельному эпизоду, связанному с обучением.
Четко определив корреляцию этих показателей
с показателями эффективности подразделений,
прошедших обучение, мы сможем проанализировать
эффективность работы по обучению персонала
в целом на предприятии. Однако такой качественный
факторный анализ********.
Данные методики сложны к применению,
вследствие широты спектра действия, однако,
при умелом их использовании достигается
не только интуитивная их понятность,
адекватность и согласованность, что в
целом, позволяет решить обозначенную
выше проблему. Разработка системы показателей
позволит не только всесторонне оценить,
но и в режиме реального времени отслеживать
уровень эффективности данных мероприятий.
Информация о работе Методы оценки эффективности программ обучения персонала строительной организации