Методы привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1 Инвестиции как форма международного капитала ………………………
1.1 Сущность инвестиций и их формы……..………………………………
1.2 Источники инвестирования……………………………………………..
1.3 Объекты и субъекты инвестиционной деятельности.…………………
2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь…..……………………….
2.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций……….
2.2 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь….…………………………………………………….
2.3 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь………..………………………………………………..
Заключение……….……………………………………………………………
Список использованных источников……….………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

- международные организации.

Инвесторы выступают, прежде всего, в роли прямых вкладчиков финансовых средств и других капиталов и, соответственно этому, в роли покупателей и пользователей продукции инвестирования (построенных заводов, фабрик, транспортных сооружений, линий и объектов связи и др.). Инвесторы - это и инвестиционные фонды, компании; они вкладывают средства в акции вновь создаваемых предприятий (производств) или существующих, которые осуществляют на средства от продажи акций модернизацию или диверсификацию своего производства; инвесторами являются физические и юридические лица, вкладывающие свои средства в приобретение акций и других ценных бумаг предприятий и организаций, а также выпускаемых государством, территориальными органами власти.

Чтобы реализовать различные  инвестиционные проекты, необходимы разработка технико-экономических обоснований, проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации на строительство и возведение зданий и сооружений, проведение работ по реконструкции, заключение договоров с подрядными строительно-монтажными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Эти функции заказчика инвесторы могут осуществить либо сами через свои соответствующие службы, либо уполномочивают на это посреднические юридические или физические лица. Для этого указанные лица наделяются со стороны инвестора необходимыми правами распоряжения инвестициями в рамках, определяемых инвестором.

Исполнителями работ  при реализации инвестиционных проектов выступают проектно-изыскательские и строительные фирмы, пусконаладочные  организации, производственные фирмы  и т.п.

К исполнителям относятся  и инженерные фирмы, которые, не имея собственных производственных мощностей, но обладая специалистами-менеджерами, выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения различных работ множество строительных, монтажных и других фирм на условиях субподряда. Специалисты-менеджеры формируют и реализуют организационный план по осуществлению всех работ по инвестиционному проекту, обеспечивают взаимную увязку всех привлекаемых фирм-соисполнителей.

Осуществление производственных инвестиционных проектов связано с использованием большого объема строительных материалов, конструкций, изделий технологического оборудования, в том числе нестандартного, электроизделий, кабельной продукции, труб, проката и т.д. Поэтому важными участниками инвестиционных проектов являются поставщики названной продукции. К поставщикам в рамках осуществления инвестиционных проектов относятся также предприятия - производители строительных машин и механизмов, средств транспорта, в том числе специального.

Большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы: страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное назначение указанных организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования.[ 2, c-34]

 

 

 

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

 

2.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций

 

 

В настоящее время  основным законодательным актом, регулирующими  привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный  Кодекс Республики Беларусь» (Закон  от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии.

Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего  тем, что в развивающейся экономике  легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов  являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. Потребность белорусской экономики во внешних инвестициях в  2010 году эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике созданы  благоприятные  условия для деятельности иностранных  инвесторов. Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимической отрасли: ПО «Нафтан», «Полимир», «Азот», БШК «Белшина», ГПО «Химволокно». Потребность этих предприятий в инвестициях до 2008 года оценивается в 800 млн. долларов. Кроме того, акционирование проходит на 14 предприятиях концерна «Белнефтехим».

И несмотря на  кажущееся  благополучие в настоящее время  около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные  средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь "тащить на себе" социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.[8,c-98]

Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных  инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения индивидуального предпринимательства и совместного предпринимательства от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам - льготы, вы нам - деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того «качества», на которые делался первоначальный расчет.

Беларусь, объявив о  своей новой программе привлечения  иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Фактически не реализуется  и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление  средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции - это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли.По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2008 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг - 11%. В России эти показатели - соответственно были 69,5% и 137%, в Украине - 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

В настоящее время  часто говорят о конкурентоспособной  продукции. Но на самом деле конкурирует  не продукция, а предприятия. Товар  одинакового качества и потребительских  свойств в условиях рынка продается  всегда по одинаковой цене, которая  формируется отношением спроса и предложения.

Другими словами, продать  можно все. А конкурентоспособность  предприятия выявляется в сравнении  издержек на производство и реализацию.

Высокие издержки в промышленности наших стран принято объяснять  отставанием в технологии, изношенным оборудованием и соответственно большими затратами энергии, перерасходом сырья и материалов. Несомненно, все это имеет место. Но, кроме того, природные условия Беларуси значительно более суровые, чем в Европе, в том числе северной. Отопительный сезон в Беларуси длится полгода. В большинстве европейских стран средняя температура января выше нуля. Влияние климата на экономику выражается в несоизмеримо более высоких затратах на отопление жилья и производственных помещений, на поддержание нормального течения технологических процессов. Это удорожание в несколько раз расходов на фундамент и стены при строительстве. В Западной Европе достаточно залить площадку бетоном, чтобы возводить здание. То же можно сказать о строительстве и содержании дорог. Отсюда разница в ценах на транспортировку грузов. Если принять во внимание стоимость добычи нефти и газа в Западной Сибири, расходы на их транспортировку до Беларуси, право, не стоит обижаться на разницу цен на газ в Могилевской и Оренбургской областях. Все это входит в себестоимость материалов и готовой продукции, цену на которую устанавливает рынок. Учитывая сказанное, можно предугадать эффективность экспорта белорусских товаропроизводителей. Еще один миф требует опровержения - о дешевой рабочей силе. При доказательстве дешевизны рабочих рук в стране в расчет принимается уровень начисляемой заработной платы и этот уровень сравнивается с зарубежными странами. Чтобы прожить в наших климатических условиях требуются значительно большие затраты, чем в Западной Европе, США или в странах Средиземноморья. Государство перераспределяет средства путем финансирования здравоохранения, образования, дотаций сельскому хозяйству и другое. Кстати, наши ближайшие соседи - Польша и Прибалтика - имеют близкие, хотя и несколько лучшие климатические условия. Следовательно, и производственные затраты сходны. Таким образом, издержки отечественного производства и при том же уровне технологического развития объективно выше, чем у западных соседей. Различия с «новоиндустриальными» странами еще больше. Капитал имеет свойство перетекать туда, где его отдача дает максимальную прибыль, а издержки минимальны. Быстрое перемещение капитала обеспечивается современными средствами информационных и транспортных коммуникаций. Это новый фактор, который 20-25 лет назад был еще не столь существен, а сейчас является одной из основ глобализации. Экспорт капитала из России имеет ту же природу. Если вывезти, например, завод невозможно, то принимаются меры защиты производителя ради поддержания уровня цен внутреннего рынка. К примеру, из-за этого Белорусский металлургический завод свернул экспорт в США строительной арматуры.

Надо признать, что  Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут  рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность  для инвесторов. В большей степени  она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики - неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

Приоритет экспорта для  страны часто понимается как необходимость  работы на внешних рынках всех субъектов  хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом  часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников - специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием на первом этапе государства.

Относительная слабость банковской системы республики не позволяет  кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками  других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства. С этим надо считаться.

Информация о работе Методы привлечения иностранных инвестиций