Методы привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. В начале ХХI столетия торговать с внешним миром стало так же естественно, как иметь дело с покупателями в вашем городе или деревне. Международная торговля стала определяющим фактором в создании и поддержании процветающих экономик различных стран.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1 Инвестиции как форма международного капитала ………………………
1.1 Сущность инвестиций и их формы……..………………………………
1.2 Источники инвестирования……………………………………………..
1.3 Объекты и субъекты инвестиционной деятельности.…………………
2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь…..……………………….
2.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций……….
2.2 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь….…………………………………………………….
2.3 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь………..………………………………………………..
Заключение……….……………………………………………………………
Список использованных источников……….………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

- ограничение вмешательства  контрольных органов в работу бизнеса.

- упрощение процедуры  выделения земельных участков.

В Беларуси изменены подходы  к структуре собственности и  процессу приватизации. С 2008 года формируются  планы приватизации конкретных предприятий  на трехлетний период. Например, 2008-2010 годы в такой план включено 503 республиканских унитарных предприятий. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, иными словами, все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий.[14,c-42]

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия  для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:

•подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

•созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

•расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

•более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

Для эффективного использования  инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2010 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

Новый земельный кодекс, принятый в 2009г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении  вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.

В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы. Совсем недавно принят Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

Независимо от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия  для реализации инвестиционного  проекта. В частности, предусматривается:

- право на строительство  инвестиционных объектов параллельно  с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;

- упрощение режима  получения земельных участков, который  включает аренду без процедуры  проведения аукциона, без взимания  платы за заключение договора  аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;

- освобождение от возмещения  потерь сельскохозяйственного и  лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;

- освобождение от уплаты  ввозных таможенных пошлин и  налога на добавленную стоимость  при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом госуправления;

- освобождение от целевых  сборов в местные бюджеты.

Указом №413 вводится новый  институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выход из сложившейся  системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

Отечественная система "модернизации" основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего  порядка, в большинстве своем  ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для  вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции,  а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, "отменяют" положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками», стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.

Изучая опыт стран, где  различные формы коллективного  инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать  несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все эти возможности  инвестиций в полной мере реализовались  в нашей стране?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Привлечение в широких  масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Масштабные инвестиции - необходимое условие выхода экономики  Беларуси из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 196 с.
  2. Золотогоров  В. Г. Инвестиционное проектирование: Учебник/ В.Г. Золотогоров. – Мн.: Книжный дом, 2005, - 368 с.
  3. Инвестиционная политика Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / В.И. Поплыко – Минск: БГЭУ, 2008. – 126 с.
  4. Экономическая Теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752 с.;
  5. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 196 с.690;
  6. Электронный ресурс. Министерство экономики Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/about_ministry/ activity/ svobodnye-ekonomicheskie-zony_i_0000000048.html.
  7. Электронный ресурс Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь. Режим доступа http://www.invest.belarus.by/ru/projects/.
  8. Электронный ресурс Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь. Режим доступа http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/inves tclimate/.
  9. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие ООО «Книгодел»; 2006 г. –160 с.
  10. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. – СПб.,2004. – 496 с.
  11. Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2005. – 230 с.
  12. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. - М.: Инфра-М, 2007. 340с.
  13. Шмарловская Г. А., Петрушевич Е.Н. Стратегии формирования инвестиционного климата Республики Беларусь. // Весник БГЭУ – 2010 - №2 с.5-11
  14. Напреев В.Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы для бизнеса.// Экономика Беларуси – 2010 - №2 с. 42-46
  15. Знаткевич И.В. Инвестиционный климат: факторы привлекательности.//     Финансы Учет Аудит – 2010 - №7 с. 26-28
  16. Тиханов А. О. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь.//Банковский Вестник – 2009 - №34с. 50-54

Информация о работе Методы привлечения иностранных инвестиций