Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы дать характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации и определить основные пути совершенствования.
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджет Российской Федерации, бюджет Иркутской области. Предметом являются финансовые взаимоотношения между этими бюджетами.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития российской экономики значение правильно построенной системы межбюджетных отношений трудно переоценить. Большинство экономистов и политиков признают факт возникновения проблем в российской экономике в результате влияния последствий мирового финансового кризиса, что отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в т.ч. межбюджетных отношений.
Перед Россией стоит важная задача - построение экономики с пропорционально развитой структурой народного хозяйства. При этом перспективное направление - это инвестиции в человеческий капитал, связанные со сферой высоких технологий. Высокоинтеллектуальному производству присуща такая важная черта, как мобильность. В таком случае у государства появляется возможность влиять на территориальное развитие путем перемещения информационной экономики главный источник прибыли - не основной капитал, не станки и даже не денежные ресурсы, а знания.
В данной работе рассматриваются особенности межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ, финансовые взаимоотношения между бюджетом субъекта и территориальным бюджетом. Также уделяется внимание динамике безвозмездных поступлений из высшего уровня бюджетной системы в низкий в течение трех лет.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно сейчас системы межбюджетных отношений претерпевает значительные изменения, т.е. происходит совершенствование нормативно-правовой базы регулирования межбюджетных отношений, механизмов распределения финансовой помощи и системы контроля над расходованием выделенных средств.
Целью данной работы дать характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации и определить основные пути совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические основы межбюджетных отношений в России.
2. Проанализировать финансовые
взаимоотношения бюджетов
3. Рассматриваются перспективы
развития межбюджетных
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджет Российской Федерации, бюджет Иркутской области. Предметом являются финансовые взаимоотношения между этими бюджетами.
В первой главе раскрываются основные вопросы теории межбюджетных отношений, а именно сущность и принципы организации межбюджетных отношений, основные модели межбюджетных отношений и нормативно-правовую базу, регулирующую эти отношения.
Во второй главе дается анализ межбюджетных отношений за 2010-2011 гг. Рассматривается динамика безвозмездных поступлений за исследуемый период из федерального бюджета в бюджет Иркутской области.
В завершении работы я рассматриваю перспективы развития межбюджетных отношений РФ до 2013 года. А именно улучшение качества организации бюджетного процесса, антикризисные меры развития межбюджетных процессов.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации существует следующее определение межбюджетных отношений как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
По мнению А.Е. Суглобова, межбюджетные отношения можно рассматривать с двух позиций:
Если рассматривать
С стороны механизма реализации межбюджетные отношения включают в себя взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:
- разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управлении разных уровней;
- разграничения налоговых
полномочий и доходных
- бюджетного выравнивания
и распределения финансовой
Главными участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления. Центральным звеном системы межбюджетных отношений являются отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней по поводу формирования доходного потенциала бюджетной системы и отношения между бюджетополучателями и бюджетами, определяющие структуру расходов бюджетов всех уровней.1
Бюджетный федерализм представляет способ организации взаимоотношений бюджетов трех уровней бюджетной системы, который обеспечивает оптимальное и научно обоснованное распределение доходов и расходов бюджета, регулирует законодательное установление бюджетных прав и обязанностей сторон.
Федерализм как принцип государственного устройства предполагает достижение двух главных целей:
В научных исследованиях отмечается, что бюджетный федерализм имеет две модели: децентрализованный и кооперативный. Кооперативный бюджетный федерализм отличается от децентрализованного тем, что участие региональных и местных властей в распределении налоговых доходов и в бюджетном выравнивании более существенно и интенсивнее.
По мнению некоторых ученых, формирование эффективной модели бюджетного федерализма базируется на трех принципах:
1) разграничение бюджетной
ответственности и полномочий
по расходам между всеми
2) наделение каждого уровня
власти источниками доходов,
3) применение на основе
объективных критериев
Межбюджетные отношения – это отношения бюджетного федерализма между различными уровнями власти при организации и осуществлении бюджетного процесса.
Для определения места и роли межбюджетных отношений в бюджетном процессе, необходимо их функционально классифицировать по порядку движения денежных средств по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса.
Классификация по порядку движения денежных средств выделяют:
- постоянные межбюджетные
отношения регулируются
- временные межбюджетные
отношения ежегодно
2. По типу распределения бюджетных средств:
- горизонтальный тип,
при котором межбюджетные
- межбюджетные отношения
по вертикальному типу
3. По целям движения
бюджетных средств с одного
уровня бюджетной системы на
другой, то есть направление денежных
средств носит целевой
Классификация по порядку взаимодействия при реализации бюджетного процесса выделяет:
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Распределение доходов означает распределение налогов между уровнями власти по вертикали. Налоги – самые надежные источники доходов.
При соблюдении этих принципов
власти максимально выполняют
Для покрытия расходов власти, теоретически, должны изыскать средства в достаточном объеме. Но на практике средств может все-таки оказаться недостаточно. В этом случае дефицитные бюджеты могут обратиться к системе финансового выравнивания, с помощью которой осуществляется их дополнительное финансирование. Система финансового выравнивания позволяет властям полностью профинансировать расходы своих бюджетов, что фактически означает выполнение возложенных на них государственных задач.3
Таким образом, межбюджетные
отношения – это
Существуют две основные модели выравнивания межбюджетных отношений – это горизонтально и вертикальное. Эти две базовые модели не являются взаимоисключающими и могут применяться одновременно.
Под горизонтальным финансовым выравниванием понимается выравнивание финансовых потенциалов органов власти и управления одного уровня: субъектов федерации или местных органов власти. Если один субъект федерации имеет возможность профинансировать свои бюджетные расходы за счет своих бюджетных доходов, а другой субъект федерации – нет, то равенство возможностей нарушено и требуется дополнительное финансирование бюджета второго субъекта федерации, которое поможет его восстановить.
Под вертикальным финансовым выравниванием признается выравнивание финансовых потенциалов разных уровней власти: федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления. Если федерация имеет возможность профинансировать все свои бюджетные расходы за счет своих бюджетных доходов, а субъекты федерации – нет, равенство возможностей нарушено и требуется дополнительное финансирование бюджетов субъектов федерации, которое поможет его восстановить.
Нужно сказать, что помимо отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования бюджетов, используются дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.
Дотация – это средства,
предоставляемые бюджету
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для их предоставления и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.