Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы дать характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации и определить основные пути совершенствования.
Объектом исследования данной курсовой работы является бюджет Российской Федерации, бюджет Иркутской области. Предметом являются финансовые взаимоотношения между этими бюджетами.

Файлы: 1 файл

Курсач гос финансы.docx

— 67.31 Кб (Скачать файл)

Межбюджетные субсидии предусматриваются  в местном бюджете в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете: это означает, что муниципалитет может и не утвердить отрицательный трансферт и не перечислить его региону.

Субвенции - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. 

Например, субвенции местным  бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются исходя из норм Бюджетного кодекса за счет:

1) субвенций бюджетам  субъектов Российской Федерации  из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

2) собственных доходов  и источников финансирования  дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, среди многообразия моделей межбюджетных отношений  или методов распределения доходов, выделяют две основные –это горизонтальная и вертикальная. Наиболее эффективная считается горизонтальная,  ее суть состоит в том, что в бюджеты субъекта и  территориальные бюджеты кроме собственных доходов поступают регулирующие доходы. К ним относят федеральные и региональные налоги и иные платежи, с установленными на них нормативами отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, а также дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ РФ

За рассматриваемый период 2010-2011 год, я бы хотел выделить то, что в бюджете Иркутской области доходы превышали расходы. См. Приложение 1. Но, несмотря на это доля безвозмездных поступлений остается значительной. В среднем 32,5 % от общей суммы доходов бюджета Иркутской области. Что весьма не мало, вследствие кризисных явлений в экономике и влияние мирового финансового кризиса на отечественную экономику.

В приложении 2 указана динамика и состав безвозмездных поступлений  за исследуемый период (2010-2011 гг.). По данным Приложения 2 можно увидеть, что количество безвозмездных поступлений увеличилось в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а именно на  2289776606  рублей. Значительную долю безвозмездных поступлений составляют субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2010 г. –32,81% от общего объема безвозмездных поступлений.

Также в 2011 году превалирующий  объем безвозмездных поступлений  составили субвенции, их доля увеличилась, это 42,52% от общего объема безвозмездных поступлений.

В рамках данной программы, в 2011 году возобновилось финансирование по таким направлениям как:

  1. Субвенции бюджетам муниципальных образований  на ежемесячное денежное вознаграждение  за классное руководство это 131417300 рублей или  0,5% от общей суммы безвозмездных поступлений.
  2. Субвенции бюджетам муниципальных образований  на предоставление гражданам субсидий и оплату ЖКХ это 616166000 рублей или 2,5 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
  3. Субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ в сумме 4494754800 рублей или 18,6%  от  общей суммы безвозмездных поступлений.
  4. Субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 12001200 рублей или 0,05 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
  5. Субвенции бюджетам на составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации в 2011 году  7,86% от общей суммы безвозмездных поступлений.

Также заметно уменьшилось  финансирование таких направлений:

  1. Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений (сумма уменьшилась в 2011 году-3,6%  от общей суммы безвозмездных поступлений по сравнению с 2010 годом-0.01%).
  2. Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений  сумма многократно уменьшилась. В 2010 году 804887750 рублей  это 3,6% от общей суммы безвозмездных поступлений. В 2011 году 2690100 рублей, это 0,011 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
  3. Субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2010 году 5,9 %, когда в 2011 уже 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
  4.   Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий. В 2010 году 7,7 %, когда в 2011 году это сумма уменьшилась до 0,2% от общей суммы безвозмездных поступлений.

 

Прекратилось финансирование в 2011 году по таким направлениям как:

  1. Субвенции бюджетам на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России".
  2.   Субвенции бюджетам на организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов.
  3. Субвенции бюджетам на охрану и использование охотничьих ресурсов
  4. Субвенции бюджетам на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
  5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов).
  6. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
  7. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Увеличилось финансирование по таким направлениям как:

  1. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений в 2010 году 0,055 % от общей суммы безвозмездных поступлений, в 2011 эта сумма увеличилась и составила 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
  2.   Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. В 2010 году- 0,14%, в 2011 году 1,5%.
  3.   Субвенции    бюджетам    субъектов    Российской Федерации на приобретение жилья гражданами, уволенными   с   военной   службы   (службы),   и приравненными к ним лицами. В 2010 году 0,24%, в 2011 году ,данная сумма сильно увеличилась до 8,1% от общей суммы безвозмездных поступлений.

Второе место по объему безвозмездных поступлений составили  дотации, их доля в 2010 году-27,3%, в 2011 году 33,21%.

Обращаясь к приложению 2, за исследуемый период мы можем наблюдать  рост дотаций, а именно дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2010 году доля от общей суммы безвозмездных  поступлений составила 18,87%, в 2011 году 27,59%.

Дотации бюджетам на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов их доля снизилась в 2010 году- 8,3%, в 2011 году -3,7 % от общей суммы безвозмездных  поступлений.

Третье место по величине безвозмездных поступлений занимают субсидии, их доля в 2011 году(21,6%) уменьшилась, по сравнению с 2010 годом (26,31%), но они  также занимают четверть всех безвозмездных  поступлений.

Увеличилось финансирование по таким направления как :

  1. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. В 2011 году – 18,3% от общей доли безвозмездных поступлений, когда в 2011 году доля составила 21,5%.
  2. Субсидии бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации в 2010 году 0,6%, когда в 2011 году 42,5 %.
  3. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2010 году 0,023%, когда в 2011 году уже 7,3%.

Остальные же поступления  я не стал выделять, так как их доля, очень мизерная и увеличение этих субсидий не существенна и колеблется до 0,55 в  2010 году, в 2011 до 2%, что не существенно.

Рассматривая межбюджетные трансферты, их доля существенно сократилась  и в 2010 году составила 13,98%, когда  в 2011 году всего, 2,67%.

Таким образом, за рассматриваемый  период 2010-2011 год, доля безвозмездных  поступлений за два года составила  в среднем 32,5%  от общей суммы  доходов Иркутской области, что  весьма не мало. Несмотря на рост ВРП  и профицита регионального бюджета, сумма безвозмездных поступлений увеличивается со стороны федерального бюджета. Иркутский областной бюджет нуждается в целевом финансировании со стороны государства.

Увеличение безвозмездных  поступлений  прежде всего связано  с мировым финансовым кризисом, проведением социальной политики государством, проведение и внедрение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.

Основную массу безвозмездных  поступлений составляют субвенции (в 2010 году-32,81%,в 2011 году-42,52%), субсидии (в 2010 году-26,31%, в 2011 году- 21,6% и дотации ( в 2010 году- 27,3%, в 2011 году- 33,21%).

Субвенции в основном выделялись по таким направлениям как:

  1. Охрана природы от браконьерства, контроль за добычей охотничьих ресурсов.
  2. Контроль качества образования, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.
  3. Предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКХ.
  4. Субсидии федеральным судам. В частности областному суду.
  5. Чиновничий аппарат.
  6. Военнослужащим лицам.

Субсидии выделялись по таким  направлениям как:

  1. Лицам пострадавших от политических репрессий.
  2. Ремонт автомобильных дорог общего пользования.
  3. Софинансирование социальных программ и укрепление материально-технической базы.

Дотации выделялись по таким  направлениям как:

  1. Выравнивание бюджетной обеспеченности.
  2. Поддержка мер по обеспечиванию сбалансированности бюджетов.

Необходимо также отметить, что только при стабильной финансовой поддержки вышестоящего бюджета, экономика Иркусткой области будет набирать все более высокие обороты и показывать уверенный финансовый рост.

Мы рассмотрели поступления  из федерального бюджета, теперь рассмотрим поступления из Иркутского областного бюджета.

Важным аспектом межбюджетных отношений является финансовые взаимоотношения между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления регулирует федеральный закон от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон регулирует формирование финансовой основы местного самоуправления и межбюджетных отношений.

Рассмотрим и проанализируем динамику межбюджетных отношений Иркутской области и местных бюджетов  за 2010-2011 гг.

По приложению 3 мы видим  рост безвозмездных поступлений  из Иркутского областного бюджета, сумма  увеличилась на 323266 рублей или  20%, в 2010 году -1335314 тыс. рублей, в 2011 году -1658580 тыс. рублей.

Также рассматривая  приложение 3,наибольший удельный вес составляют субвенции, их сумма увеличивается, в 2010 году- 745184 тыс. рублей или 56%, в 2011 году- 842130 тыс. рублей или 51% от общей доли безвозмездных поступлений из Иркутского областного бюджета.

Сумма субсидий увеличивается  на 20%, в 2010 году- 329672 тыс. рублей или 25%, в 2011 году-399946 тыс. рублей или 24% от общей  суммы безвозмездных поступлений.

Сумма дотаций возросла на 25%  на в 2010 году- 228553 тыс. рублей или 17% от общей суммы безвозмездных  поступлений, в 2011 году- 296949 тыс. рублей или 18% от общей суммы безвозмездных  поступлений.

В 2010 году из Иркутского областного бюджета выделили средства по следующим направлениям:

Субвенции. Поступление  из Фонда компенсации составили:

  1. Субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В сумме 460979 тыс. рублей.
  2. Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности в сумме 1504 тыс. рублей.
  3. Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электроэнергии в сумме 217 тыс. рублей.
  4. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям в сумме 15991 тыс. рублей.
  5. Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных(городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сумме 2062 тыс. рублей.

Информация о работе Межбюджетные отношения