Межбюджетные субсидии предусматриваются
в местном бюджете в соответствии
с законом субъекта Российской Федерации
о бюджете: это означает, что муниципалитет
может и не утвердить отрицательный трансферт
и не перечислить его региону.
Субвенции - это средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах для осуществления
целевых расходов.
Например, субвенции местным
бюджетам из бюджета субъекта Российской
Федерации формируются исходя из норм
Бюджетного кодекса за счет:
1) субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации
из федерального бюджета на осуществление
органами местного самоуправления отдельных
полномочий федеральных органов государственной
власти;
2) собственных доходов
и источников финансирования
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации в объеме, необходимом для осуществления
органами местного самоуправления отдельных
полномочий органов государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Таким образом, среди многообразия
моделей межбюджетных отношений
или методов распределения доходов,
выделяют две основные –это горизонтальная
и вертикальная. Наиболее эффективная
считается горизонтальная, ее суть
состоит в том, что в бюджеты субъекта
и территориальные бюджеты кроме собственных
доходов поступают регулирующие доходы.
К ним относят федеральные и региональные
налоги и иные платежи, с установленными
на них нормативами отчислений в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты, а также
дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные
трансферты.
- АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ РФ
За рассматриваемый период
2010-2011 год, я бы хотел выделить то,
что в бюджете Иркутской области
доходы превышали расходы. См. Приложение
1. Но, несмотря на это доля безвозмездных
поступлений остается значительной. В
среднем 32,5 % от общей суммы доходов бюджета
Иркутской области. Что весьма не мало,
вследствие кризисных явлений в экономике
и влияние мирового финансового кризиса
на отечественную экономику.
В приложении 2 указана динамика
и состав безвозмездных поступлений
за исследуемый период (2010-2011 гг.). По данным
Приложения 2 можно увидеть, что количество
безвозмездных поступлений увеличилось
в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а именно
на 2289776606 рублей. Значительную долю
безвозмездных поступлений составляют
субвенции бюджетам субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
в 2010 г. –32,81% от общего объема безвозмездных
поступлений.
Также в 2011 году превалирующий
объем безвозмездных поступлений
составили субвенции, их доля увеличилась,
это 42,52% от общего объема безвозмездных
поступлений.
В рамках данной программы,
в 2011 году возобновилось финансирование
по таким направлениям как:
- Субвенции бюджетам муниципальных образований на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство это 131417300 рублей или 0,5% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам муниципальных образований на предоставление гражданам субсидий и оплату ЖКХ это 616166000 рублей или 2,5 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции местным бюджетам на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ в сумме 4494754800 рублей или 18,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 12001200 рублей или 0,05 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации в 2011 году 7,86% от общей суммы безвозмездных поступлений.
Также заметно уменьшилось
финансирование таких направлений:
- Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений (сумма уменьшилась в 2011 году-3,6% от общей суммы безвозмездных поступлений по сравнению с 2010 годом-0.01%).
- Осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений сумма многократно уменьшилась. В 2010 году 804887750 рублей это 3,6% от общей суммы безвозмездных поступлений. В 2011 году 2690100 рублей, это 0,011 % от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2010 году 5,9 %, когда в 2011 уже 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий. В 2010 году 7,7 %, когда в 2011 году это сумма уменьшилась до 0,2% от общей суммы безвозмездных поступлений.
Прекратилось финансирование
в 2011 году по таким направлениям как:
- Субвенции бюджетам на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России".
- Субвенции бюджетам на организацию, регулирование и охрану водных биологических ресурсов.
- Субвенции бюджетам на охрану и использование охотничьих ресурсов
- Субвенции бюджетам на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на охрану и использование объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов).
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Увеличилось финансирование
по таким направлениям как:
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений в 2010 году 0,055 % от общей суммы безвозмездных поступлений, в 2011 эта сумма увеличилась и составила 2,6% от общей суммы безвозмездных поступлений.
- Субвенции бюджетам на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. В 2010 году- 0,14%, в 2011 году 1,5%.
- Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение жилья гражданами, уволенными с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами. В 2010 году 0,24%, в 2011 году ,данная сумма сильно увеличилась до 8,1% от общей суммы безвозмездных поступлений.
Второе место по объему
безвозмездных поступлений составили
дотации, их доля в 2010 году-27,3%, в 2011 году
33,21%.
Обращаясь к приложению 2,
за исследуемый период мы можем наблюдать
рост дотаций, а именно дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
в 2010 году доля от общей суммы безвозмездных
поступлений составила 18,87%, в 2011 году
27,59%.
Дотации бюджетам на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов их доля снизилась в 2010 году-
8,3%, в 2011 году -3,7 % от общей суммы безвозмездных
поступлений.
Третье место по величине
безвозмездных поступлений занимают
субсидии, их доля в 2011 году(21,6%) уменьшилась,
по сравнению с 2010 годом (26,31%), но они
также занимают четверть всех безвозмездных
поступлений.
Увеличилось финансирование
по таким направления как :
- Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. В 2011 году – 18,3% от общей доли безвозмездных поступлений, когда в 2011 году доля составила 21,5%.
- Субсидии бюджетам на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации в 2010 году 0,6%, когда в 2011 году 42,5 %.
- Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2010 году 0,023%, когда в 2011 году уже 7,3%.
Остальные же поступления
я не стал выделять, так как их
доля, очень мизерная и увеличение этих
субсидий не существенна и колеблется
до 0,55 в 2010 году, в 2011 до 2%, что не существенно.
Рассматривая межбюджетные
трансферты, их доля существенно сократилась
и в 2010 году составила 13,98%, когда
в 2011 году всего, 2,67%.
Таким образом, за рассматриваемый
период 2010-2011 год, доля безвозмездных
поступлений за два года составила
в среднем 32,5% от общей суммы
доходов Иркутской области, что
весьма не мало. Несмотря на рост ВРП
и профицита регионального бюджета,
сумма безвозмездных поступлений увеличивается
со стороны федерального бюджета. Иркутский
областной бюджет нуждается в целевом
финансировании со стороны государства.
Увеличение безвозмездных
поступлений прежде всего связано
с мировым финансовым кризисом, проведением
социальной политики государством, проведение
и внедрение федеральных, региональных
и муниципальных целевых программ.
Основную массу безвозмездных
поступлений составляют субвенции
(в 2010 году-32,81%,в 2011 году-42,52%), субсидии
(в 2010 году-26,31%, в 2011 году- 21,6% и дотации
( в 2010 году- 27,3%, в 2011 году- 33,21%).
Субвенции в основном выделялись
по таким направлениям как:
- Охрана природы от браконьерства, контроль за добычей охотничьих ресурсов.
- Контроль качества образования, лицензированию и аккредитации образовательных учреждений.
- Предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКХ.
- Субсидии федеральным судам. В частности областному суду.
- Чиновничий аппарат.
- Военнослужащим лицам.
Субсидии выделялись по таким
направлениям как:
- Лицам пострадавших от политических репрессий.
- Ремонт автомобильных дорог общего пользования.
- Софинансирование социальных программ и укрепление материально-технической базы.
Дотации выделялись по таким
направлениям как:
- Выравнивание бюджетной обеспеченности.
- Поддержка мер по обеспечиванию сбалансированности бюджетов.
Необходимо также отметить,
что только при стабильной финансовой
поддержки вышестоящего бюджета, экономика
Иркусткой области будет набирать все
более высокие обороты и показывать уверенный
финансовый рост.
Мы рассмотрели поступления
из федерального бюджета, теперь рассмотрим
поступления из Иркутского областного
бюджета.
Важным аспектом межбюджетных
отношений является финансовые взаимоотношения
между субъектом Российской Федерации
и органами местного самоуправления. Деятельность
органов местного самоуправления регулирует
федеральный закон от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Данный закон регулирует формирование
финансовой основы местного самоуправления
и межбюджетных отношений.
Рассмотрим и проанализируем
динамику межбюджетных отношений Иркутской
области и местных бюджетов за 2010-2011
гг.
По приложению 3 мы видим
рост безвозмездных поступлений
из Иркутского областного бюджета, сумма
увеличилась на 323266 рублей или 20%,
в 2010 году -1335314 тыс. рублей, в 2011 году -1658580
тыс. рублей.
Также рассматривая приложение
3,наибольший удельный вес составляют
субвенции, их сумма увеличивается, в 2010
году- 745184 тыс. рублей или 56%, в 2011 году-
842130 тыс. рублей или 51% от общей доли безвозмездных
поступлений из Иркутского областного
бюджета.
Сумма субсидий увеличивается
на 20%, в 2010 году- 329672 тыс. рублей или 25%,
в 2011 году-399946 тыс. рублей или 24% от общей
суммы безвозмездных поступлений.
Сумма дотаций возросла на
25% на в 2010 году- 228553 тыс. рублей или
17% от общей суммы безвозмездных
поступлений, в 2011 году- 296949 тыс. рублей
или 18% от общей суммы безвозмездных
поступлений.
В 2010 году из Иркутского областного
бюджета выделили средства по следующим
направлениям:
Субвенции. Поступление
из Фонда компенсации составили:
- Субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В сумме 460979 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к областной государственной собственности в сумме 1504 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электроэнергии в сумме 217 тыс. рублей.
- Субвенции на осуществление органами местного самоуправления областных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки многодетным и малоимущим семьям в сумме 15991 тыс. рублей.
- Субвенции для осуществления органами местного самоуправления областных государственных полномочий по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных(городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в сумме 2062 тыс. рублей.